Рецензию на новый фильм Михаила Местецкого «Год рождения» можно было бы назвать и по-другому. «Отвал башки», например. Или, памятуя о его творческом пути и фильме, с которого началась узнаваемость - «Голова- атавизм» (а как ещё назвать фильм про панков). С другой стороны, какая разница, как именовать отзыв о фильме, в котором главную романтическую роль исполняет лучшая актриса современного кино РФ Анастасия Талызина.
Героиня которой, будучи девушкой из приличной семьи, зачем-то знакомится с обрыганом, обитающем в «мемориальной» квартире панка девяностых (кстати, кто не видел одноимённый фильм Юрия Гусинского – рекомендую), ведущего «подкаст» для полутора инвалидов, и мечтающего о проведении межгалактического музыкального фестиваля. Он показывает забредшим посетителям «хронику», где солисты былых времён отпиливают себе голову, и восхищается римейком на мелодию «Аве Мария» с оригинальной заменой слов на «алё, Марина». «Жили же люди», - как мы помним из «12 стульев». В общем, не повезло девушке, а хранителю творческого наследия очень даже фишечка попёрла. «Одно неловкое движение - и вы отец», а папа героини Анастасии (Марины, если вдруг непонятно), у нас из местного олигархата, вопросы разрулит. Взял зятька на работу электриком, и стал он добра наживать и по ночам в гаражах с пионерами песни репетировать, предвкушая грядущий фест. Попутно у фаната сибирского панка заработал аппарат для межличностного общения, с его помощью общается с будущим сыном, который говорит ему «брось всё, шуруй в рок-н-ролл». А из молоденькой невесты начала вырастать предсказуемая стерва, требующая материальных благ, а не следования идеалам, всё как у людей, девять месяцев, и вот при родах ребёнок не может выйти, «это что-то наследственное». В жизни всегда есть место подвигу, приходится пареньку снова идти по стопам бумеров, голову себе отпиливать. И как в прежний раз, голова неведомо зачем прирастает, исполняется заветная песня, но рождается девочка и понимай финал, как хочешь. Может, врал не родившийся сын, а может, это сложноинтерпретируемые психоаналитические моменты, но лениво ещё и про Лакана писать.
Появление фильма напрашивалось давно. Не только фильмов про Цоя настрогали с перебором, но уже и «Король и Шут» числится в панках. «Повесть наших отцов, точно повесть из века Стюартов, отдалённей, чем Пушкин и видится точно во сне», и огромные голографические проекции, на которых изображены мёртвые белые мужчины - ещё один виток реколонизации лишним не будет. Но в том, что «новые песни о старых» приобрели форму «романтической комедии» есть своя прелесть.
Советское кино предпочитало комедию «лирическую» и непонятно, что худсоветы вкладывали в это прилагательное. А комедия «романтическая» исчезает сейчас и из Голливуда, где необходимость соблюдать расовый, гендерный и прочий толерантный баланс убивает всякую попытку сделать милую домашнюю дребедень.
Поэтому «Год рождения» стал интересен зрителю даже и без массовой раскрутки. Нормальный (в случае с Талызиной – отличный) каст, интересный синопсис, грамотно подобранная локация. Конечно, есть всегда опасение, что и в новом фильме Местецкий умудрится вкрячить какой-нибудь трек своей группы, чем порвёт весь ритм монтажа, но вроде обошлось. Мерная поступь бензопилы, трэш, угар и всё то, что до сих пор можно увидеть и услышать на концертах «Коррозии Металла», например, не сменяются унынием.
Конечно, конфликт между семьями Принцессы и Нищего может считаться слишком расхожим, и тут крыть нечем, но, с другой стороны, не в сюжете же дело. Некоторые творцы, избирая, казалось бы, беспроигрышную тему «русского рока» умудряются даже трейлер сделать на три минуты, отбивая всякое желание посещать кинозал после просмотра первой минуты. В век Тик-Тока удерживать внимание зрителя на полном метре – уже задача героическая. И в этом безусловный успех фильма «Год рождения».
P.S. Ещё же, благодаря Константину Мишину, и концерт группы «Чернозём» в Москве состоится. Всё в канве фильма. Всем рекомендовано к посещению.