Депутаты Госдумы приняли закон о статусе «иностранного агента» для НКО, финансируемых из-за рубежа и занимающихся политикой.
За проголосовали 374 депутата, трое – против, один воздержался.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены предложения президента РФ. «По результатам состоявшейся во вторник встречи с правозащитниками Владимир Путин направил в Государственную думу Федерального Собрания РФ Сергею Нарышкину заключения на проекты федеральных законов об НКО и о клевете», – сообщил СМИ Дмитрий Песков.
Президент предложил (читаем - утвердил) не распространять нормы закона об НКО на религиозные организации, госкорпорации и НКО созданные госкомпаниями, а также государственные и муниципальные учреждения.
Кроме того, президент предложил уточнить понятие «политическая деятельность». Определив, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества – к таковой не относится.
«Что касается законопроекта о клевете, то из него предлагается исключить наказание в виде лишения свободы и принудительных работ», - сказал Песков. Не уточнив, что Владимир Владимирович, хоть и «будет просить депутатов изъять санкцию – лишение свободы», но… «Клевета» вернется в уголовное право.
Этим крайне обеспокоился глава Совета при Президенте РФ по правам человека Федотов: «Мы можем оказаться первой страной в Европе, которая сделала обратный шаг – мы провели декриминализацию клеветы, перенесли ее в кодекс административных правонарушений, и сейчас мы делаем ход обратно».
Уполномоченный по правам человека Лукин, предложил «немножко отложить закон о НКО до осени», что бы его доработать. Президент же отметил, что отсрочка с принятием этих законопроектов до следующей сессии Госдумы «вряд ли позволит добиться безупречной юридической чистоты в формулировках закона».
Итак, Госдума приняла теперь уже во всех чтениях законопроект о присвоении российским некоммерческим организациям (НКО), финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, статуса «иностранного агента».
Иностранные агенты будут обязаны состоять в особом реестре, для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, особую отчетность и особые проверки. За несоблюдение закона документом предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до 1 миллиона рублей и уголовная ответственность с самой большой санкцией – четыре года лишения свободы.
Тем временем гражданка США, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева надеялась, что МХГ не попадет под действие нового закона об НКО, если из понятия «политическая деятельность» будет исключено «влияние на общественное мнение»: «Московская Хельсинкская группа не подходит под определение политики, потому что у нас только просветительские и мониторинговые программы».
Не исключили.
МХГ – теперь официально иностранный агент. Как и многие другие «друзья России».
Госдума рассмотрела (приняла) во втором и третьем чтениях законопроект, возвращающий уголовную ответственность за клевету.
Основная цель нового закона - сделать клевету не административным правонарушением, а уголовным преступлением. Соответствующую статью предлагается внести в УК РФ и исключить из КоАП РФ. Таким образом, за распространение клеветы будут отвечать только граждане, а не юридические лица.
Дмитрий Кузнецов
Владимир Винников:
Подобный закон уже существует в США, и особого отторжения у наших либералов он не вызывал никогда, потому что Америка - страна демократии, человеческого прогресса и так далее, и тому подобное, такой сияющий град на холме. Но, видимо, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. И в этом плане законы американские копировать в нашей стране либералы считают неприемлемым. И это, конечно, наталкивает на определенное подозрение в наличии двойных стандартов.
Что же касается самого существа проблемы, здесь нужно по-разному трактовать. Двадцать лет мы жили по западным ценностям, по западным стандартам, и ничего дурного в этом не было, и тут вдруг ни с того, ни с сего те лица и организации, которые стояли за эти ценности и стандарты, стали для государства неприемлемы, отношение к ним стало жестче. Такой прецедент, видимо, является следствием той политики, которую вела так называемая либеральная оппозиция в течение последнего полугода и даже более того.
С осени, когда стало ясно, что Путин снова выдвигается в президенты, начались все эти протесты, вся эта котовасия, которая особенно усилилась после парламентских выборов. И я считаю, что это такой же знак закручивания гаек внутри страны, как, например, принятие законов о клевете, о запрещенных сайтах. Власть пытается закручивать гайки стразу по всем направлениям, и очень велика опасность того, что в конце концов сорвет резьбу.
И дело не в том, что некоммерческие организации такие плохие и получают финансирование от иностранных правительств через какие-то посреднические структуры типа фондов и т.д. Проблема в том, что проводимая нашим государством экономическая политика не отвечает интересам большинства населения страны, к сожалению, и поэтому это создает реальную форму для протеста.
Не знаю, какие формы это будет принимать – это будут движения сепаратистские, социально-экономические, либеральные. Это уже вторичный вопрос. Кто подсуетится, наилучшим образом представит свою программу, те и будут вести. И никакие законы, написанные на бумаге без поддержки общества, работать не будут. Данный закон работать может, а вот насчет остальных есть большие сомнения.






