Авторский блог Галина Иванкина 05:51 20 августа 2014

Баба-Яга против!

Протестное сознание - одна из ярчайших особенностей подростково-юношеского периода. Гормоны бушуют, громкая музыка из колонок бьёт по нервам, родители – бесят, учителя – достали, любимую куклу – на помойку, и, как пелось в одной старой-старой культовой песне: «Мамина помада, сапоги старшей сестры…». Существует и устойчивая формула: «молодёжный бунт».

«Ты стал бунтарем, и дрогнула тьма,

Кого ты хотел удивить?»

Из песни группы «Машина времени».

Протестное сознание - одна из ярчайших особенностей подростково-юношеского периода. Гормоны бушуют, громкая музыка из колонок бьёт по нервам, родители – бесят, учителя – достали, любимую куклу – на помойку, и, как пелось в одной старой-старой культовой песне: «Мамина помада, сапоги старшей сестры…». Существует и устойчивая формула: «молодёжный бунт». Собственно, любая революция питается юными соками: взрослый дядя машет кепкой с броневика – молодые коммунары идут крушить короны и растаптывать старый режим. Подразумевается, что любой мятеж – большой или малый - хоть штурм Бастилии, …хоть сбегание из дома с кошмарным солистом любимой black-metal-группы – это дело молодых. Лекарство от морщин, как, впрочем, и война. Когда тебе двадцать, можно и взбунтоваться против мещанских привычек сорокалетних стариканов. Потом – поймёшь, что был неправ. Точнее – глуп. «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней!» Ты отрицал отжившее искусство, эпатировал, носил кольцо в носу и путешествовал автостопом. Неплохо до поры до времени, ибо жалок престарелый панк (если доживёт до седого ирокеза). Но как быть, если протестное сознание остаётся с тобой и после тридцати, и после сорока? И вот тебе уже перевалило за полтинник, а ты всё ещё, как в том анекдоте «поезда взрываешь»? Как там, в нетленке-то поётся? «Мне триста лет – я выполз из тьмы». Но есть ещё порох в пороховницах и ягоды в ягодицах!

Как правило, эти перманентные революционеры водятся в творческой и около-творческой среде, хотя имеются и занятные исключения. Вон дочь известного перестроечного политика и бывшая гламур-валькирия сытых-2000-х никогда не имела отношения к скандальным арт-инсталляциям и к солированию в полуподпольных рок-группах с матерным репертуаром, но, тем не менее, эпатаж всегда был её визитной карточкой. Поэтому, смекнув, что образ стервозной «блондинки в шоколаде» более не канает, прекрасная Ксю сменила брендовые шелка на демократическую джинсню и свитера грубой вязки (тоже, впрочем, от известных фирм), надела очки – знак-символ мятущейся интеллигенции и - устремилась в протестную политику. Главное – быть против. Главное - не кричать в общем хоре «Крым наш!», ибо протест – омолаживает и даёт особый смысл закисающему бытию. «В итоге за крымские выдрючивания заплатит каждый — сперва те, кто побогаче, потом и остальные», - за этой фразой стоит юношеское, жгуче-запретное желание «быть не как все». (http://www.snob.ru/profile/24691/blog/79602)

Девочкам из музыкального коллектива Pussy Riot на момент совершения ими противоправного и - кощунственного деяния тоже было не шестнадцать. Екатерина Самуцевич, к примеру, 1982 года рождения, вот и считайте. Другие мадемуазели также вышли из школьно-тинэйджерского возраста. Однако острейшее желание плевать на условности (точнее – в душу) у них осталось. Сие - позиция «дрянных девчонок», которые испытывают взрослых на прочность – а ну-ка выкину штуку покруче! Интересно, как они (эти старпёры) на этот раз среагируют? Восстание перезрелых «деточек» против старших, против их застывшей традиции. Похабный танец в храме вкупе с антиправительственными выкриками – это бунт против самого явления взрослости с его любимыми институтами – с Государством и Церковью. Такие почти никогда не становятся зрелыми и – мудрыми, оставаясь в обойме под названием «Баба-Яга против!» Вот уже и песочек сыплется, и зубы не в полном составе, а мы всё – против!

Ещё один немаловажный фактор – протест, разрушение, меткий плевок и мерзкое заявление - всегда более заметны, чем позитивный поступок. Ещё старушка Шапокляк из старого советского мультика честно признавалась: «Хорошими делами прославиться нельзя!» Представьте себе на минутку, что Надя Толоконникова с подругами пошли бы другим путём – запели бы русские народные песни или, например, старинные романсы. Ну, знала бы их горстка поклонников. А так – весь мир. И уже престарелая хулиганка Луиза Чикконе, более известная, как Мадонна, спешит поддержать своих российских коллег. Кстати, чем там прославилась в своё время Мадонна? Правильно – скандальными шоу, а уж певиц её диапазона было в «золотых-восьмидесятых» хоть пруд пруди. Художника Петра Павленского тоже никто не знал, пока он не принялся устраивать отвратительные перфомансы. Сделал гадость – будешь на слуху. Будешь на слуху – найдутся спонсоры. Капитализмус! Это в СССР повсеместно требовалось сеять разумное-доброе-вечное, которое видите ли, кому-то показалось чересчур пресным.

Немного отвлекусь... Меня в своё время заинтересовал феномен интереса определённой части девиантно-отвязной молодёжи к…Третьему Рейху. Какая-нибудь прокуренно-обкуренная девочка - «готка» с резаными венами или юноша-сатанист, предпочитающий death metal, марихуану и промискуитет, вдруг становятся горячими поборниками «расовой чистоты». Неужели им интересно серое, марширующее пруссачество а-ля Фридрих Великий или, например, мелодрамы геббельсовской UFA с Марикой Рёкк и Магдой Шнайдер? Ничуть не так! Ни девочка - готесса, ни мальчик - сатаноид об этом даже и не слышали. Зато они крепко помнят, что фашизм - это плохо. Очень плохо. Вселенское зло – хуже не бывает. Восставшие из ада – из самого последнего круга. Что и требовалось доказать. Поэтому, жадно заглотнув пару абзацев из книги «Мистика Чёрного Ордена», они бегут делать себе татушки-свастики и принимаются хмыкать: «Гейдрих – это ice и cool Он запредельно и волнующе отвратен; он буквально создан для того, чтобы нравится «тем-кто-против». Кстати, что забавно – в митингах белоленточной волны принимали участие не единственно либералы да хипстеры, но и разномастные «коричневые дьяволята». Такой красивый повод побыть против системы! Бросить фразу: «Лучше бы победил секси-Гитлер! Была бы не Рашка, а няшка!» и - выпустить из порочного, прокрашенного рта порцию едкого табачного дыма – прямиком в лицо собеседнику. Девочка бунтует. А не послать бы ту девочку валить лес? Вопрос-то непраздный, хотя, и выглядит, как философско-риторический…

…Кстати, о митингах Белой Ленты. Туда фривольным галопом устремлялись не только юные хипстерши с первого курса какой-нибудь Международно-Межпланетной Академии корпоративного права и VIP-консалтинга. Там толклось и топталось много бородатых дядек, которые «были против» ещё в блаженную эпоху пятизвёздочного генсека. Когда-то они – патлато-прыщавые, в тёртых «техасах» и цветастых батниках, собирались на замусоренных хрущобных кухнях и, не имея ни слуха, ни голоса, пронзительно голосили: «Мы - охотники за удачей, птицей цвета ультрамарин!!!!». А потом следом – философские стенания про поворот, который может завести в канаву, хотя «мы себе давали слово не сходить с пути прямого…» Зачем, когда можно свернуть и помчаться наперекор унылой правильности? Они смолили «Яву», пили портвейн и читали ночами «Самиздат». Не потому что интересно, а потому что – против. Рок – и наш, и тамошний-аглицкий – с момента своего возникновения обслуживал стихийный юношеский протест. Именно поэтому босоногая принцесса-хиппи из «Бременских музыкантов» сбегает с неприкаянным битло-гитаристом, оставляя в прошлом и «дворцов заманчивые своды», и папу-короля, и прочие мещанские ништяки. Местный рок, помимо всего прочего, претендовал на философские смыслы, на дзен и дао, на Канта с Кафкой, а вовсе не на «травку» с девками. Русский рок предлагалось слушать не столько ушами, сколько душой и мозгом. И - пронзительно протестовать, отпуская волосы до плеч и уходя из престижного ВУЗа в непрестижные дворники. Они были молоды и рьяны – им казалось, что мир не слишком хорош, а диамат – …он бесполезная догма. Но… «Ещё не все погасли краски дня. Ещё не жаль огня…»

Так вот, эти мальчико-дяденьки, когда-то певшие, точнее – оравшие по кухням репертуар Андрея Макаревича, жадно хотели Истины. Они презирали вездесущего «Славу КПСС!» и те унылые напевы, которые доносились из идеологически-верной радиоточки. Им жаждалось свободы и нового Вудстока, но «…где-то под Таганрогом, среди бескрайних полей…». Они жадно хватали и хавали каждое слово Севы Новгородцева с Би-Би-Си - он вкрадчиво и зазывно рассказывал о группе The Doors. Потом случилась вожделенная Перестройка, и ничуть не повзрослевшие рок - мальчики бросились в её сладостные омуты. Поворот, о коем они так надсадно горланили, всё-таки случился. Митинги, споры, антисталинские публикации в журнале «Огонёк». Великие рок-гуру, чьи голоса были едва различимы на заезженных кассетах МК-60, живо откликнулись на перемены. «Пе-ре-мен! Требуют наши сердца-а-аааа!» - скандировала юная толпа вслед за Виктором Цоем. «Этот поезд в огне…», - флегматично отозвался великий БГ. И добавил: «Пора вернуть эту землю себе». А потом, пока они всё ещё пели про «последнюю осень» и «гуд-бай, Америку, о-о-оо!», пока снимались в «Иглах» и «Ассах», пока учили Горбачёва и Ельцина демократии, в стране случился коллапс. «Что такое осень?» Это – танки. Это горящий Белый Дом и бесноватая «творческая интеллигенция», ревущая: «Дави фашистов!»

А пока – концерт. Пока ещё не забыто, что рок – это умно и стильно.

«Сегодня самый лучший день:
Пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
Сегодня битва с дураками».

Сейчас много и активно говорят об Андрее Макаревиче. Не о его песнях, нет. О поступках. Дошло до крайностей. РИА Новости сообщает, что депутат от «Единой России» Евгений Федоров даже предложил лишить Макаревича звания Народного артиста России и ордена «За заслуги перед Отечеством» за его выступления в Донецкой области.
http://ria.ru/culture/20140818/1020451031.html#ixzz3Akeq4RO1

В Министерстве культуры РФ, напротив, считают неэтичным и бессмысленным обсуждать награды музыканта. По словам самого Макаревича, он не давал концертов в Славянске для украинских силовиков, как сообщили некоторые СМИ, а выступал в Святогорском монастыре перед детьми-беженцами из Донецка и Луганска по приглашению фонда волонтеров Украины. Рок-гуру готов подтвердить это документально. Но это уже – детали. Важен сам факт скандальности, которая стала неизменно сопровождать имя Андрея Вадимовича. Напомню – человека неюного и даже седого. Он будирует и фраппирует. До этого он чуть более чем громко высказал свою позицию по Крыму: «Безобразная ситуация» и прочая-прочая-прочая… (http://www.snob.ru/profile/5134/blog/73293)

Почему – так? На мой взгляд, старая привычка, батеньки. «Я не хотел бы быть записанным / В герои вчерашних дней...» Протест – состояние юности. Не прогибаться под, а быть над. «Однажды он прогнется под нас». Давайте по-честному! «Машина времени» была прорывом 1970-х, интересным явлением 1980-х и качественным продуктом 1990-х. Сейчас умно-рок в исполнении бодрого дедушки хорош только в качестве ретро-ностальжи для таких же пенсионеров - тем, кому вопреки утверждению «Наутилуса», не стали слишком малы тёртые джинсы. Но желание быть аксакалом и акыном в одном лице – осталось. А что сейчас «хавается» лучше, чем политика протеста? Ничего. Никакой клёвый музон не сможет конкурировать… Никита Михалков высказался прямолинейно: «Вы можете себе представить, чтобы Шульженко приехала бы петь в оккупированный немцами Минск? Вот приблизительно, приблизительно так я к этому отношусь. Притом, что очень показательно, символично и, я бы сказал грустно. В 200-х километрах от того места, если я не ошибаюсь, где выступает Андрей Макаревич, был Краснодон, где была ‘Молодая гвардия’…» Александр Проханов честно и жёстко назвал Макаревича национал-предателем. (http://zavtra.ru/content/view/makarevich/)

Они, в отличие от подзабытого кумира, ни при каких обстоятельствах не стали бы повышать интерес к своей персоне при помощи банального анти-патриотизма. Им не нужен эпатаж – они в своём праве и в своём статусе. И в своём возрасте. А Макаревич, он же – великий Макар, бард ушедших времён…? Жаль. Мы любили его откровения, мы возмущались «Рагу из синей птицы». Хочется, конечно, напеть: «Давайте будем снисходительны, к героям вчерашних дней». А не получается. Такая вот сине-жёлтая птица. Жовто-блакитная.

Фото Олега Козырева

1.0x