Сообщество «Салон» 00:00 21 мая 2015

Чайковский и Победа

Николай Голованов с началом войны добился разрешения на исполнение кантаты "Москва", увертюры "1812 год". Ранее эти сочинения не исполнялись в СССР из-за монархических привязанностей. Кантата написана к коронации императора Александра III, увертюра была заказана Чайковскому к освящению храма Христа Спасителя. И хотя из поэтического текста кантаты были купированы упоминания о Боге и о царе, а финал "Боже царя храни" увертюры Голованов заменил на тему хора "Славься" из оперы "Иван Сусанин" Глинки, сочинения эти в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио СССР под управлением Голованова транслировались на весь СССР как символ неразрывности русской истории и несломленности духа советского народа.

Парад на Красной площади в честь 70-летия Победы манифестировал могущество России. Впервые по Красной площади вежливо прошли пусковые установки "Ярс", производитель — Воткинский машиностроительный завод, и не было русского человека, кто не восхитился бы в эти минуты грозной красотой ракеты и не вспомнил бы о Воткинске — родине Чайковского.

Накануне Дня Победы, 7 мая, Россия отметила 175-летие Чайковского. Впервые в доме-музее композитора в Клину состоялся Международный фестиваль, музыкальный марафон: титаны симфонической музыки маэстро Федосеев с Большим симфоническим оркестром, маэстро Плетнев, маэстро Мути с Венским филармоническим оркестром дали грандиозные концерты. Приношение Чайковскому прозвучало от Хора имени Свешникова, именитых пианистов Владимира Овчинникова, Галины Петровой, скрипача-виртуоза Максима Федотова. 10 мая патриарх Кирилл совершил Литургию в храме Христа Спасителя, за которой прозвучали песнопения из "Литургии святого Иоанна Златоустого" на музыку Чайковского. После чего Большой симфонический оркестр под управлением маэстро Федосеева на сцене, специально устроенной рядом с храмом, исполнил кантату "Москва", увертюру "1812 год". Колокола храма одним порывом подхватили ликующее наступление скрипок и духовых, и московский ветер раскатами разнес весть о Победе по большим и малым городам, деревням и селам, перепоясанным, как георгиевской лентой, шествием "Бессмертного полка".

Десять дней мая стали потрясением для всего мира и для каждого из нас. Вдруг очевидным стало: тридцать лет тотального либерализма, пропаганды: де нет никакого особого пути развития России, де венедиктовы-швыдкие покруче Тютчева-Достоевского, а "русский фашизм пострашнее немецкого" провалились в кишащую аспидами яму, не забыв прихватить с собой wow-пропагандистов. Кто-то вспомнил даже пророчества Ванги: Россия станет самой могущественной Державой, когда Мёртвые станут в один ряд с Живыми… Ну а мне хотелось бы снова и снова пережить волнующие дни фестиваля в Клину… чтобы понять, почему же в плеяде гениальнейших русских композиторов: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский — Чайковский занимает какое-то совершенно отдельное место. А дом-музей Чайковского в Клину — почти священное место.

* * *

Есть мнение: всего лишь один процент населения воспринимает симфоническую музыку. И если вы завсегдатай Большого зала Московской консерватории, то с данными статистки, пожалуй, согласитесь. Но если вы окажетесь в доме-музее Чайковского в Клину и заинтересуетесь документами архива, то перед вами развернется совсем другая статистика.

30-е годы ХХ века. Сталин под "прикрытием" марксистской эстетики выстраивает классицистическую иерархичность искусства. "Низкая" ступень — эстрада, цирк, мелодрама, комедия. "Высокая" — музыка. Апофеоз музыки в культурной политике СССР объясняют личными вкусами, художественными пристрастиями Сталина. Концерты симфонической музыки из Колонного зала Дома Союзов, русские оперы из Большого театра транслировались от Калининграда до Камчатки, от мыса Челюскина до Кушки. А в 1940-м году исполнилось 100-лет со дня рождения Чайковского. И юбилей этот был отмечен на государственном уровне с непостижимым, с позиций сегодняшнего дня, энтузиазмом и размахом. Не было в Советском Союзе города или поселка, где бы не состоялся концерт, не прошло бы торжественное заседание, посвященное — цитирую концертные программки — великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

Эти программки я держала в руках, будучи в доме-музее в Клину. Здесь целые закрома: отчеты, афиши, фотографии, письма — артефакты празднеств в четь 100-летия Чайковского. Сотрудники музея любезно предоставили мне одну из папок архива для ознакомления. Случайную. Я развязала шнурок, открыла, и — словно огнем обожгло! "1940 год в городе Сталино и области, — читаю, — Сталинская областная филармония. Программа концертов, посвященная 100-летию со дня рождения великого русского композитора П.И. Чайковского. 1-й концерт 18 марта. Симфонический концерт оркестра Сталинской областной филармонии. В программе: Первая симфония ("Зимние грезы" 1866), Первый концерт для рояля с оркестром, Сюита из балета "Спящая красавица"… Следующий документ. Такое нарочно не придумаешь, учитывая тот факт, что "грады" киевской фашистской хунты продолжают вести массированные удары по городам Донбасса: "17 марта 1940, — читаю, — газета "Социалистический Донбасс".

1940 год. А дальше — война. Война и Чайковский.

Николай Голованов с началом войны добился разрешения на исполнение кантаты "Москва", увертюры "1812 год". Ранее эти сочинения не исполнялись в СССР из-за монархических привязанностей. Кантата написана к коронации императора Александра III, увертюра была заказана Чайковскому к освящению храма Христа Спасителя. И хотя из поэтического текста кантаты были купированы упоминания о Боге и о царе, а финал "Боже царя храни" увертюры Голованов заменил на тему хора "Славься" из оперы "Иван Сусанин" Глинки, сочинения эти в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио СССР под управлением Голованова транслировались на весь СССР как символ неразрывности русской истории и несломленности духа советского народа. Увертюра же оказалась едва ли не самым популярным симфоническим произведением. Полевая почта, май 1942 года: "Николаю Семеновичу Голованову в благодарность за исполнение "1812 года", прослушанного в воздухе во время перелета „Иран — Москва”. Майор Светлов"… В 1943 году в доме Чайковского (музей был открыт для посещений 1 марта 1942-го, хотя фонды еще находились в Воткинске) Антонина Нежданова исполнила романсы Чайковского, за роялем — Голованов, и то было последним публичным выступлением несравненной оперной певицы. 4 февраля 1945 года в Москве, в Богоявленском соборе состоялась интронизация патриарха Алексия I. А 6 февраля состоялся концерт духовной музыки в честь столь знаменательного события. Финальным аккордом стало исполнение Головановым с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио увертюры "1812 год". Через три месяца дом-музей в Клину восстановил работу в полном объеме, из эвакуации вернулись мебель, рояль Becker, библиотека, фотографии, икона Казанской Божией Матери, с которой Чайковский не расставался всю свою жизнь…. И вот — 1985-й, сороковая годовщина Победы. На советский экран выходит фильм "Битва за Москву". Танковые атаки Красной армии, авиационные бомбардировки громят фашистов под необузданное аллегро — борьбы Манфреда с адскими силами — из симфонии "Манфред" Чайковского.

* * *

Чайковский — композитор Победы.

Музыка Чайковского — метафизика русской души.

"В русском человеке заложена трагедия, — маэстро Федосеев рассуждает о феномене Чайковского в документальном фильме "Тайны дома в Клину". — В этом наша сила. Мы трагические люди, мне кажется, всегда. В трагедии мы находим освобождение. Неудовлетворенность всем и любовь в то же время ко всему. Всё это и есть Чайковский. Любовь. И слезы внутри". В блокадном Ленинграде маэстро Федосеев мальчиком слушал трансляции Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио СССР под управлением Голованова… А в 1974-м возглавил этот оркестр; в память о Голованове, выпускнике Синодального училища, первого регента Марфо-Мариинской обители ему передали иконку… Сегодня маэстро Федосеев — Первый концерт для фортепиано с оркестром и сюита из балета "Спящая красавица" в рамках Международного фестиваля в Клину тому подтверждение — известен как непревзойденный интерпретатор музыки Чайковского. Запись "Лебединого озера" признана шедевром.

"Лебединое озеро"… Музыка, полная волшебных превращений, драматизма и прорывов к прекрасному… "луна прорезывает свой бледный луч сквозь рассеивающиеся тучи, и на успокаивающемся озере появляется стадо белых лебедей"…. звучит в минуты роковые. Балет "Лебединое озеро" стал последним спектаклем в Большом театре, увиденным Сталиным незадолго до смерти. Балет "Лебединое озеро" с дивой русского балета Наталией Бессмертновой Одеттой-Одиллией на центральных каналах телевидения сверкнул жемчужным перламутром на закате СССР.

И вот — Победа. Международный фестиваль в Клину, концерты в Москве, Петербурге и, можно надеяться, во многих других городах в честь 175-летия Чайковского извлекли имя композитора из-под спуда намерений и попыток предать его забвению: в кабинетах чиновников от культуры и креативных менеджеров в моду вошло нос воротить от Чайковского, томно вздыхая "ну сколько же можно".

Победа вернула Чайковского во всем масштабе его личности. На филармонических площадках звучат "Славянский марш" (написан Чайковским специально для концерта в пользу общества Красного Креста), марш "Русский добровольный флот" (написан в честь Синопского сражения). Последний Чайковский отправил своему издателю Юргенсону под псевдонимом "П. Синопов" и просьбой: "гонорария не нужно, ибо я тоже патриот". Сочинение было издано с изображением парусного корабля на титульном листе и надписью: “Весь сбор, не исключая расхода на издание, назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров“. И вся эта музыка, все эти муссонные массивы звуков, как ризы священника, прошиты рубиновыми-изумрудными-золотыми нитями триады: "Православие, Самодержавие, Народность". Россия возвращается к основам своей государственности.

"Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в её великорусские части в особенности. Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки… До страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, я русский в полнейшем смысле этого слова. Страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что "темной старины заветные преданья" не шевелят души его. А я даже и это люблю", — Петр Ильич Чайковский.

Столп самобытности России.

Гений музыки русского человека и о русском человеке победоносно исполняемой во всем мире.

На фото: 1943 год. Концерт А. Неждановой (за роялем Н. Голованов) в доме-музее Чайковского в Клину

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x