Авторский блог Константин Гусев 13:51 21 мая 2015

Чеченский трип

Для чеченцев главное «Никях» - брак религиозный, благословленный муллой, а не светский. На последнее мероприятия они внимание не особо обращают и далеко не все чеченские семьи оформляют свои отношения в загсе. И россияне этого никак понять не могут. Например, что многие бытовые моменты на Кавказе выходит за пределы официальных законов. Потому что здесь жива традиция. Как когда-то на Руси то же не было ЗАГСов, а был церковный брак! В Чечне «загсовые» браки вторичны, так же как здесь не принято оформлять разводы. Так же может быть одна официально зарегистрированная в ЗАГСе жена, а другие женщины находятся в том же доме, но их статус ограничен.

Так получилось, что моя первая статья про Чечню совпала с эпопеей чеченской «Свадьбы века» между вчерашней школьницей и начальником полиции. По этому поводу я специально читал множество комментариев, а многое наблюдал своими глазами. И убедился, что начал писать про эту тему не зря – как мною уже было сказано, россияне очень мало знают о менталитете этого горного народа. Тем более, что история Луизы Гайлобиевой как бы разбила российское общество на две части: одни говорят об отсутствие в Чечне российского законодательства, другие больно уж нелепо восхищаются традициями горцев.

Традиция и официоз

Сразу определюсь, что я в этой сваре не собираюсь принимать никакого участия и разделять чью-то точку зрения. Попробую быть сторонним наблюдателем. Это самое уместное: во-первых в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а во-вторых современная Чечня совсем не та, что была при том же Шамиле. Время идет – и люди все-таки меняются. Вот об этом я и хочу сегодня поговорить. Здесь я попытаюсь резюмировать высказывания чеченских друзей и знакомых по поводу этой женитьбы. Которой, надо сказать, вся Чечня очень сильно удивляется. Здесь официальное оформление отношений в ЗАГСе со второй женой произошло впервые.

Надо сказать, что свадьба здесь вызвала своеобразное помешательство – чеченцы резво начали осваивать фотошоп и в результате чеченскую блогосферу заполнили многочисленный фото-карикатуры по мотивам «Кавказской пленницы». Главными героями в них выступают сам жених и глава региона. Причем если для некоторых российских деятелей это воспринимается как некая хула, то для чеченцев – нормальное явление. Потому как на свадьбе должно быть весело. И веселиться надо по любому поводу. Например, тому, что женщина регистрирующая брак, оказалась сотрудницей местного телевидения. А в ответ на памятное заявление Павла Астахова, моя знакомая чеченская журналистка (кстати, настоящая красавица!), выложила свое фото с подписью типа «сморщенная 27-летняя чеченка». У нее действительно такой возраст. Кстати, заявление детского омбдусмена с одной стороны развеселило, а с другой оскорбило чеченцев – здесь к женщине осталось сакральное отношение. Так что правильно тот сделал, что извинился.

Поясню в чем секрет – для чеченцев главное «Никях» - брак религиозный, благословленный муллой, а не светский. На последнее мероприятия они внимание не особо обращают и далеко не все чеченские семьи оформляют свои отношения в загсе. И россияне этого никак понять не могут. Например, что многие бытовые моменты на Кавказе выходит за пределы официальных законов. Потому что здесь жива традиция. Как когда-то на Руси то же не было ЗАГСов, а был церковный брак! В Чечне «загсовые» браки вторичны, так же как здесь не принято оформлять разводы. Так же может быть одна официально зарегистрированная в ЗАГСе жена, а другие женщины находятся в том же доме, но их статус ограничен. Однако есть такой социальный механизм, когда родители младшей жены могут забрать ее из дома супруга, который не уделяет ей должного внимания. Посему принцип простой – завел несколько жен – ублажай их внимание и подарками одинаково. Другое дело, что такая «забранная» экс–жена потом не сможет выйти замуж вновь – ее не всякий возьмет. Но и покинутый муж будет пользоваться всеобщим презрением – мнение окружающих здесь так же многое значит.

Гонки на выживание без жениха

Посему про чеченскую свадьбу стоит поговорить отдельно. Попытаюсь вкратце воспроизвести ее алгоритм. Подробное описание этого действа – это целая книга, а точнее – научная работа.

Начну с того, что даже свидание у чеченцев – крайне целомудренное мероприятие, на котором парень и девушка стоят или сидят на лавочки в нескольких метрах друг от друга. (увидеть их обнимающимися очень большая редкость - я такое наблюдал всего один раз). На таких свиданиях парень с девушкой договариваются, о дне свадьбы, который называется по-чеченски «хан йиллар». В этот день собираются многочисленные родственники жениха и отправляются в дом невесты со своими подарками. Сначала в дом заходят мулла и несколько уважаемых людей – получают согласие отца девушки. Если отца нет – то у ближайшего родственника по мужской линии. Так же спрашивается согласие девушки. Потом читается соответствующая молитва. Далее представителям жениха отдается калым и невеста ими забирается из отчего дома. Ее везут в дом жениха. Это особое действо, со стороны напоминающее гонки на выживание. Дело в том, что в свадебном кортеже первой едет машина с невестой. А второе место вслед за ним – почетное, за которое борется целая толпа друзей жениха: подрезают друг друга, таранят и т.д. Именно поэтому они зачастую специально приезжают на старых и потрепанных машинах – такие не жалко. Богатые друзья могут калечить и новые авто – это сакральный ритуал. Понятно, что стражи дорог на такие поездки внимания не обращают – для них это тоже сакрально. А остальные автомобилисты, по идеи, должны разбегаться. Но не тут-то было! Они своими авто перегораживают невесте проезд и требуют плату. Посему в машине невесты огромный пакет с купюрами, который буквально разбрасывается по дороге! Увидев такое один раз, понимаешь глупость банальной свадебной пьянки. У непьющих мусульман - чеченцев все гораздо веселее!

В доме жениха навстречу невесте выходит свекровь и «принимает» невесту. Есть традиция, когда свекровь принимает невесту, то берет конфету, откусывает половину, а другую кладет в рот невесте. Это означает, что она хочет жить с ней в любви и сладости. Невесту заводят в спальню, где она будет жить. После этого мулла при двух свидетелях зачитывает жениху словестно брачный договор. Это так же сакральное – не при людях. Кстати, по шариату предусматривается вполне европейский «письменный» брачный договор. При этом «обязанности сторон» не расписываются подробно – их и так знают. Тем не менее, чеченцы предпочитают устный договор - слово мужчины важнее формальностей! Мало того, жениха вообще нет на чеченской свадьбе. Его появление – неуважение к родственникам. Так, мой знакомый, два дня торжества просидел в своей комнате.

«Очи долу»

Тем временем на торжестве родня пытается разговорить невесту. Это называется «развязывание языка невесты». По-чеченски – «несе мотт бастийтар». Важное замечание – на фото и видео нашумевшей свадьбы невеста стоит «опустив очи долу». Тут же пошли разговоры, про «несчастную девушку» и ее тяжелую судьбу. На самом деле – это традиция. Невеста стоит именно так, а родня подарками, деньгами и шутками (зачастую вполне скабрезными: больно толста, да и рот кривой, да и уши не оттуда растут) пытается ее разговорить.

Самое интересное, что знакомство родителей жениха и невесты так же происходит после свадьбы: родители жениха едут в дом к родителям невесты с подарками. Те также должны подарить им что существенное – на свадьбах здесь не экономят. Понятно, что это очень затратно: говорят, что женить сына дешевле, чем выдать дочку замуж. Что касается бедных семей, то здесь играет национальная гордость: чеченец лучше влезет в пожизненную долговую кабалу, но устроит шикарную свадьбу. Бывает, что семьи как-то договариваются не дарить друг другу дорогих подарков. Чтобы не обидеть друг друга.

1:0 в пользу невесты

Резюмируя итоги «свадьбе века» в свете сочетания национальных традиций и современных реалий Чечни, получается, что невеста выглядела гораздо в лучшем свете, чем жених. В первую очередь из-за официального оформление отношений. Мои чеченские друзья говорили, что это клоунада для россиян, которые ничего не понимают в местных традициях. Особенно когда руководитель аппарата управления берет невесту под руку – это может делать только родственник! Так же все мои друзья – чеченцы сошлись в одном: такие «неравные» свадьбы всегда происходят втихаря. Проше говоря - состоятельный человек заводит себе наложницу. В данном случае, шумиха вокруг Луизы Гойлабиевой сыграла для нее в очень большой плюс. Теперь она – настоящая жена, а не бесправное существо. И может в некоторых вопросах диктовать свои условия.

Здесь поневоле хочется немного добавить о субординации жен в исламской полигамной семье. Это не «бордель», как принято у нас думать, а целый социум, о котором большинство россиян понятия не имеют. А еще лезут с комментариями! Например, когда супруг в возрасте находит себе молодую вторую жену, то нельзя думать о первой как о покинутом создании. Та не только показывает зубы, но и может устанавливать свои порядки. Тем более, что на ее стороне уже взрослые дети. Да и остальная родня мужа – как правило, на ее стороне. При этом нельзя думать о молодых вторых женах как о несчастных и забитых существах. Тут уместно привести аналогию с любой страной мира, когда юные создания из бедных семей хотят получить красивую (по их представлениям) жизнь за счет брака с человеком, который гораздо их старше. Для некоторых российских девиц заветная мечта – старый и богатый иностранец. Таких примеров я могу откопать среди своих знакомых и за ними не надо ездить в Чечню. Этого и в России достаточно. Ну а «русские» жены за рубежом – тема для отдельного исследования.

Но вернемся к Чечне. Замечу, что это не первый свадебный скандал в этих краях. Так, известная чеченская певица Хеда Хамзатова даже числилась какое-то время пропавшей без вести, когда оказалась выйти за высокопоставленного деятеля. А когда она решила выйти замуж за армянина, то на этот раз глава региона повет себя по-другому – помешал свадьбе. Есть даже его рассказ об этом: «Мы поехали за ней в Армению, сказав, что позор для чеченки, плюс заслуженной артистки республики — выходить за такой сброд! Я многим дал поручение, чтобы за ней поехали. Взял разрешение у ее родителей, и забрал ее оттуда». Здесь начинается форменная алхимия – традиция вступает в противоборство с главенством лидера нации. И только будущее может показать, кто здесь победит. Можно сказать, что это краеугольный камень современной Чечни. Нужно помнить, что слово старшего для чеченца закон. «Рамзан сказал!» и его подчиненный повиновался. Даже если дело касается его личной жизни. В данном случае, начальник полиции, подчинился и официально женился на Луизе. Чтобы его родина не выглядела отсталой в глазах россиян. Но в чеченских традициях подчиняются старшему по возрасту, а не должности. Если вспомнить советские времена, то в партийную элиту здесь входили самые уважаемые и уже пожилые чеченцы. Чтобы всякие либералы не говорили про «дом престарелых» из старых партийцев, это была самая приемлемая система управления в кавказском социуме. Веками у чеченцев младший должен был слушаться старшего.

На фото: чеченское свидание

1.0x