Авторский блог Редакция Завтра 12:00 20 мая 2014

Бесноватые

Навальный в образе кентавра с рогом изобилия, Удальцов с собственной головой в руках, Новодворская- ведьма с метлой. Художник Юрий Данич недавно представил на «Флаконе» скандальную выставку «Possessed», на которой можно увидеть неожиданные портреты лидеров либеральной оппозиции.

Навальный в образе кентавра с рогом изобилия, Удальцов с собственной головой в руках, Новодворская- ведьма с метлой. Художник Юрий Данич недавно представил на «Флаконе» скандальную выставку «Possessed», на которой можно увидеть неожиданные портреты лидеров либеральной оппозиции.

«Possessed»- это образно выставка одной картины. Двадцатиметровая работа из пяти полотен, которую можно назвать настоящей художественной эпопеей. «Замысел выставки заключался в том, чтобы отреагировать на состояние российского общества и на положение оппозиции в обществе – к чему может привести то, чем она занимается», заметил Юрий Данич. Деятельность российских оппозиционеров художник сравнил с черным квадратом, пояснив, что лидеры оппозиционного движения тянут страну в никуда.

Как рассказал Данич, на создание работы у него ушло около двух лет. Название выставки, которое переводится как «одержимые», отсылает не только к безумию оголтелых оппозиционеров, но и к образам романа Достоевского «Бесы».
Интересно, что изначально лидеров оппозиции Данич хотел изобразить сумасшедшими, однако позже от этой идеи отказался. «Поработав прошлой зимой в лечебницах для душевнобольных, пообщавшись с настоящими пациентами «желтого дома», я понял что больные – это жертвы, которым нужно помочь. Оппозиционеров я не стал изображать сумасшедшими, они не сумасшедшие, а люди себе на уме, но одержимые демонической энергией».

Композиция картины - линейна. В центре - главные герои либеральных СМИ, среди которых Ксения Собчак, Юлия Латынина, Валерия Новодворская, Сергей Удальцов, Борис Немцов, Михаил Касьянов, Алексей Навальный.
Справа от Навального стадо баранов и шахматная доска. Данич поясняет, что эта деталь символизирует случай, когда Навальный обозвал своих же сторонников «баранами». Рядом со стадом - шахматная доска, которая стала символом «заведомо проигранной партии».

Все герои на полотнах - обнажены. «Человек приходит в мир обнажённым. Одежда становится регулятором: для кого-то это утверждения престижа, для кого-то способ спрятать индивидуальность. Здесь – голая правда»,- объяснил Юрий Данич. Кроме того художник утверждает, что «Бесов» надо разглядывать справа-налево. По словам автора, это затрудняет быстрое «прочтение» произведения и заставляет обращать более пристальное внимание на детали.

Простых активистов Данич изобразил юродивыми. В руках у них - воздушные шары в форме яиц - отсылка к Юнгу. «Яйцо – символ новой жизни. Здесь такие шары надувают бесенята, таким образом, новая жизнь получается дутой, этих людей надувают и обманывают. Получается, что надежда на обновление призрачна и иллюзорна»,- комментирует метафору художник.

Полотна между собой делит маленькая девочка с нимбом. На испуганном лице ребенка словно бы написан вопрос: «А что будет дальше?» Однако художник ответа на него не дает.

Кто-то увидит в работе Данича мощные ноты сюрреализма, кому- то полотна покажутся насквозь символичными, иной сочтет картину масштабным шаржем. Все подтексты здесь слишком явны и слишком правдивы.

Фото Виктора Новикова

1.0x