Сообщество «Философия истории» 00:00 31 июля 2014

Государство Великого Сергия

Когда мы говорим о трудах святого Сергия, мы должны иметь в виду не только то, что он сам практически постоянно, не покладая рук, трудился: строил кельи и храмы, носил и колол дрова, копал колодцы, возделывал землю, — нет, он создал такой тип монастырского общежития, который на несколько веков стал главным "кораблем" русской цивилизации.

700-летие Сергия Радонежского, "игумена земли русской" — праздник особого рода. Он не церковный, не государственный, не ведомственный — он общенародный. "Уже семь веков жизнь преподобного Сергия восхищает и окрыляет, просветляет умы и сердца наши, открывает путь к вере, к утверждению любви и добра", — сказал на торжествах в Сергиевом Посаде 18 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин.

И это действительно так. Имя простого монаха не только по праву стоит в ряду величайших сынов России — на мой взгляд, оно по праву и возглавляет его. Именно духовный подвиг Сергия Радонежского во многом определил дальнейшую судьбу нашей страны, да и всего мира.

Житие святого Сергия, в миру — боярского сына Варфоломея Кирилловича, родом из Радонежа, отмечено прежде всего особым почитанием Пресвятой Троицы, составляющим основу православной веры и православного бытия в целом. Неслучайно основанная им монашеская обитель, с давних пор носящая имя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, стала главным центром русского православия.

Сергий Радонежский воплотил в своей личности удивительное, воистину божественное триединство непрестанного труда, в том числе физического, политической воли и духовного подвига.

Когда мы говорим о трудах святого Сергия, мы должны иметь в виду не только то, что он сам практически постоянно, не покладая рук, трудился: строил кельи и храмы, носил и колол дрова, копал колодцы, возделывал землю, — нет, он создал такой тип монастырского общежития, который на несколько веков стал главным "кораблем" русской цивилизации. Неслучайно учениками и последователями Сергия Радонежского только в конце XIV—начале XV веков, менее чем за сто лет, было создано более 400(!) монастырей, которые не только обеспечивали все нужды своих насельников, но были также независимыми центрами экономической жизни в округе суточного перехода (30-40 км) и даже более того. И не только экономической: монахи лечили людей и скот, обучали грамоте детей и взрослых, переписывали древние и создавали новые рукописи, творили шедевры искусства (знаменитый Андрей Рублёв был послушником у Сергия Радонежского), устраивали поля и пастбища, проводили орошение и удобрение земель, занимались великим множеством иных, вроде бы мелких и неприметных, но необходимых дел, создающих понятие "цивилизации". В данном случае — русской цивилизации. Вплоть до Петра I и даже до Екатерины Великой Россия представляла собой, по сути, крепкую сеть из таких монастырей, медленно, но верно соединявших различные ранее земли в единое государство. Далеко не "отсталое" и не "темное", раз оно с честью противостояло не только "восточным", но и "западным" врагам, широко простершись по земле и пережив тяжелейшие. "несовместимые с жизнью" испытания. И, например, патриарх Гермоген, вдохновлявший русских на сопротивление польско-литовским захватчикам в Смутное время, был таким же чудным порождением созданной Сергием Радонежским государственной системы, как и князь Дмитрий Пожарский, и нижегородский купец Кузьма Минин, и тысячи, миллионы наших предков, да и мы сами — все мы, объединенные в "русский мир", в "большую Россию".

Евангельская притча о сеятеле, который вышел сеять, и зерно его, упав на добрую почву, "принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" — рассказана о таких редчайших людях, как святой Сергий.

Понятно, что эта материальная, трудовая основа русской цивилизации и русской государственности, привлекшей к себе многие народы Евразии, возникла и существовала не сама по себе. Что она была вдохновлена принципом мировой гармонии, воплощенным прежде всего в догмате о Пресвятой Троице и ставшим основой Святой Руси.

Именно поэтому Сергий Радонежский благословлял князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, именно поэтому он непреклонно и твердо, не гонясь за земными почестями при жизни, отстаивал чистоту православной церкви, не идя ни на какие компромиссы в делах веры ни с Востоком, ни с Западом. До наших дней сохранился нательный золотой крест-мощевик, по преданию, присланный святому Сергию патриархом Константинопольским Филофеем в 1377 году. Внутри, по тому же преданию, находились мощи виленских мучеников, казненных литовским князем-язычником Ольгердом за исповедание православия в 1347 году, а в 1375 году канонизированных Константинопольским патриархатом. Тем самым патриарх Филофей как бы незримо укорял Сергия за неприятие тем утвержденных Константинополем для западных русских земель сначала "киевской", а затем и "галицкой" митрополии как альтернативных Москве религиозных центров Руси.

Когда, благодаря таким датам, как 700-летие святого Сергия, мы отрываемся от повседневной суеты и заново открываем для себя страницы истории, мировой и отечественной, нам невольно приходится удивляться тому, как всё повторяется в этом мире, как всё изменяется, оставаясь неизменным.

Темник Мамай, не будучи по происхождению Чингизидом, стал претендовать на власть в Золотой Орде, будучи "хозяином" Крыма и Северного Причерноморья, шёл на Русь с юга, заручившись поддержкой не только работорговцев-генуэзцев, но и Ватикана. Этот поход готовился и вызревал не год и не два. С Запада помочь ему должен был великий князь Литовский Ягайло, также стремившийся не допустить объединения русских земель вокруг Москвы. Зажатая в такие клещи Московская Русь, казалось, была обречена на разорение и гибель. Но на Куликовом поле, в ходе сражения, на которое Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского и послал в помощь монаха Пересвета (того самого, который сразил ордынского богатыря Челубея) случилось "обыкновенное чудо": войска Мамая были разбиты, а Ягайло, опоздавший к полю битвы, довольствовался тем, что разграбил рязанскую землю и московские обозы. От победного стяга Дмитрия Донского на Куликовом поле до красного флага Победы над рейхстагом — вот путь России, созданной Сергием Радонежским, которого не случайно "игуменом земли Русской", представляя тем самым всю нашу страну как монастырь, то есть сообщество служащих Богу людей.

Сегодня судьба нашей страны вновь решается через битву с Западом. И то, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил праздничное богослужение в честь преподобного Сергия в присутствии Владимира Путина, невольно побуждало к жизни аналогии с событиями, происходившими здесь шесть с лишним веков назад. Снова — черные вести оттуда, где идет война, где убивают русских людей только за то, что они — русские. Горят города, сходят с рельсов поезда метро, терпят крушение самолеты. Кажется, что силы зла, обмана и насилия торжествуют победу.

Но против них снова встает Россия — триединая Россия Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского, инока Пересвета и иконописца Андрея Рублева. Эта Россия сегодня праздновала — не только в Сергиевом Посаде, а в каждом сердце — 700-летие своего великого святого. И нет никаких сомнений в том, что с этим праздником в сердце, преодолевая любые искушения, испытания и тяготы, наша страна будет творить свою историю дальше.

1.0x