Авторский блог Александр Владимиров 18:38 21 октября 2014

Рыцарь Дикого поля

Князь Дмитрий Вишневецкий мог стать нравственным идеалом для современного украинского народа. Но украинская интеллигенция XIX века и вслед за ней нынешняя политическая элита Украины уготовила ему совершенно иную судьбу.

На вопросы «Завтра» отвечает известный учёный, историк Олег Кузнецов

«ЗАВТРА». Олег Юрьевич, недавно вы стали лауреатом литературного конкурса «Недаром помнит вся Россия…» и удостоились медали М.Ю. Лермонтова за научное исследование «Рыцарь Дикого поля», посвященное описанию жизни и деятельности одного из самых известных деятелей восточноевропейского Средневековья князя Дмитрия Вишневецкого. С именем этого человека современная украинская официальная историография связывает образование национальной государственности и считает его чуть ли не отцом-основателем нынешней Украины. Вы являетесь не просто биографом этого исторического персонажа, но и знатоком эпохи, в которую он жил, ваша монография убедительно доказывает это. Насколько, на ваш взгляд, обоснованы претензии современных украинских историков на подобное прочтение исторических событий пятивековой давности?

Олег КУЗНЕЦОВ. Ваш вопрос, как и полагается всякому зачину беседы, весьма многословен и содержит в себе сразу три интеллектуальных посыла, которые требуют комментариев с моей стороны.

Во-первых, я прекрасно осознаю, что вручение литературной премии за сугубо научное издание – событие для России достаточно редкое, а поэтому само по себе примечательное. Об этом же говорил и председатель правления Московской городской организации Союза писателей России Владимир Бояринов, когда вручал мне диплом лауреата и медаль, подчеркивая, что награда была присуждена не только за содержание, но и за стиль изложения. Но я отнюдь не уникум для нашей страны: знаки литературного признания за научные произведение еще задолго до меня получали и Николай Карамзин, и Николай Григорович и глубоко уважаемый мной Вильям Похлебкин. Поэтому жест приятия в мой адрес со стороны писательской организации столицы на этом фоне не выглядит чем-то необычным, хотя от этого лично для меня он не перестает быть приятным.

Во-вторых, и это касается содержания моей монографии: когда я начинал писать ее 15 или 16 лет назад, то я хотел создать максимально подробную биографию князя Дмитрия Вишневецкого – личности для своего времени не просто уникальной, а даже легендарной в контексте соответствующей исторической эпохи, использовав для этого весь объем доступных исторических источников, что потребовало от меня больших затрат сил и времени. Но когда я в первом приближении завершил эту работу, то оказалось, что в уже «незалежной» Украине вокруг имени этого поистине великого для Русского мира и Православия человека оказалось придумано большое количество исторических анекдотов, после чего я был вынужден заняться литературоведением и литературной критикой, чтобы наглядно, с примерами, показать читателям, как люди ангажированные, в исторической науке мало сведущие и по причине своей безграмотности амбициозные способны низвести образ великого человека до состояния ничтожества и в таком качестве поднять его вновь на щит, но на этот раз уже в образе национального героя и примера для подражания. Этому я посвятил целую главу в монографии, озаглавив ее «Посмертная жизнь князя Вишневецкого», на ее страницах показав, как защитника Русского мира в современной Украине превратили в идеологического предтечу военных преступников из Украинской повстанческой армии и других фашистских формирований.

В-третьих, вновь написанные на Украине «сказания и предания» о жизни князя Вишневецкого, а также совершенные на их основе идеологические жесты, призванные символизировать позицию официального Киева относительно оказавшейся под его властью территории, невольно показали перспективу дальнейшего развития этой страны в ближайшей исторической перспективе. Увы, но все они – безрадостные.

«ЗАВТРА». Чем же знаменит в истории князь Дмитрий Вишневецкий?

Олег КУЗНЕЦОВ. Боюсь, что ответ на ваш вопрос не может быть коротким, поскольку личность и наследие этого человека поистине масштабны и, я бы даже сказал, эпичны для своего времени. Но я постараюсь уложиться в несколько десятков предложений, не забыв сказать самое главное об этом человеке.

Прежде всего, следует сказать, что князь Дмитрий Вишневецкий жил в середине XVI столетия, был современником московского царя Ивана IV Грозного и польско-литоского короля Сигизмунда II Августа. Он – величина в истории европейского военного дела. С его именем неразрывно связана становление системы пограничной регулярной службы сначала в Речи Посполитой, а затем – в Московском царстве на порубежье с Диким Полем, в степях Северного Причерноморья, где главной угрозой безопасности местного оседлого христианского населения были полукочевые на то время крымские татары. Не вдаваясь в вопросы военной тактики, скажу, что князь Дмитрий смог разработать систему разведки, предупреждения и предотвращения не только массовых походов степняков в московские и польско-литовские земли, но и пресечения попыток грабежа приграничного населения силами малых вооруженных групп или банд. Предложенная им система защиты порубежья эффективно просуществовала больше двух веков с середины XVI до последней четверти XVIII столетия, пока образовавшаяся к тому времени Российская империя не вышла на естественные географический рубеж побережья Черного моря и не присоединила к себе в 1772 году Крымское ханство.

Однако более этого князь Дмитрий Вишневецкой прославился своими подвигами во имя Православия, которое считается господствующей религией как в России, так и на Украине. Князья Вишневецкие, относящиеся к династии Гедиминовичей, с XIV века являлись собственниками земель близ нынешнего города Почаева на Тарнопольщине, возникшего вокруг Свято-Успенской Почаевской Лавры как раз во времена князя Дмитрия. Князья Вишневецкие всегда благоволили этой обители, являясь ее строителями и покровителями, а князь Дмитрий был самым ревностным из них. Одного этого факта было бы вполне достаточно для того, чтобы причислить его к лику Святых в качестве Святого Благоверного князя.

Однако он сделал для Православия много больше: перейдя на службу к московскому царю Ивану IV Васильевичу, еще не успевшему к тому времени стать «Грозным», он отправился на Северный Кавказ к племенам адыгов, чтобы привезти оттуда жену для первого русского царя. Ей стала Кученей (в крещении – Мария) Темрюковна Дильтеева-Черкасская. После этого адыги обратились к царю с просьбой об их крещении в Православие, что и было сделано в 1559 году, при этом сам князь Вишневецкий был направлен к ним «на государство», т.е. не как царский наместник, а как правитель. Фактически, в XVI веке он повторил подвиг Святого Равноапостольного князя Владимира, совершенный им за пять с половиной веков до этого. Это также могло служить основанием для его канонизации в качестве православного святого, на уровне если не князя Владимира, то хотя бы Кукши, крестившего славянское племя вятичей, на землях которых находятся сейчас Москва, Тула и Рязань.

Но и это не было его последним подвигом князя Дмитрия во имя Православия: В 1563 году он ввязался в междоусобную войну на территории современной Молдавии, находившуюся тогда под властью османской империи, поскольку имел косвенные династические права на молдавские престол. Он был захвачен в плен одной из противоборствующих партий и выдан султану Сулейману I Кануни, который предложил ему должность правителя всех османских владений в северном Причерноморье в обмен на переход в ислам и женитьбу на одной из дочерей султана. Князь Дмитрий отверг это предложение, за что был подвергнут мучительной казни: его за левое подреберье подвесили на мясницкий крюк и сбросили на цепи с башни в Стамбуле. В таком положении, согласно преданиям, он провисел три дня, проклиная султана, после чего был расстрелян османами из луков. Этот подвиг мученичества во имя Православия лег в основу эпоса, следы которого присутствуют в фольклоре у всех народов Восточной Европы, начиная от Украины и заканчивая Хорватией. Как мы видим, князь Дмитрий мог быть канонизирован и как мученик за Веру.

Как вы видите, князь Дмитрий Вишневецкий мог стать нравственным идеалом для современного украинского народа. Но украинская интеллигенция XIX века и вслед за ней нынешняя политическая элита Украины уготовила ему совершенно иную судьбу.

«ЗАВТРА». И какую же, позвольте узнать?

Олег КУЗНЕЦОВ. Вместо того чтобы прекратить князя Дмитрия Вишневецкого в объединяющую фигуру украинского этноса, из него было решено сделать шута, героя анекдота. И сделано это было, говоря честно и откровенно, с подачи властей Российской империи, начавших искусственно формировать в последней трети XIX века украинский национализм. После уничтожения Речи Посполитой в 1796 году главной головной болью внутренней политики Российской империи на протяжении всего XIX века был польский национализм и сепаратизм, который во многом стал движущей силой вторжения Наполеона в Россию в 1812 году, а затем спровоцировал примерно через равные промежутки времени восстания в 1830-1831 и 1863 годах. Помимо этнических поляков-католиков этих мятежах активное участие принимали и мелкопоместные дворяне из малороссийских губерний, считавшие себя наследниками панства Речи Посполитой. После восстания 1863 года в Петербурге противопоставить идее польского национализма, за спиной которого стояла Британская империя, было решено противопоставить идею украинского национализма, для чего было дано указание придумать и обосновать теорию о существовании малороссийской казацкой нации, основоположником которой спустя 400 лет после своей мученической кончины и был назначен князь Дмитрий Вишневецкий. Как и всякий «отец народа», подобно Ромулу, Рюрику или Айку, он должен был воплощать в себе черты, которые заказчики хотели бы видеть в этом народе.

Воплотить в жизнь этот заказ взялся Пантелеймон Кулиш, известный как создатель во 1860-е годы грамматики современного украинского языка. Именно он отождествил образ князя Дмитрия Вишневецкого и героя народного эпоса о Байде-казаке, который, подобно князю, согласно фольклорной традиции также был казнен в Стамбуле. Но в отличие от самого князя этот персонаж был репрессирован не за верность Православию, как это реально было в истории, а за пьяный дебош в столице мусульманского государства, куда он приехал торговать. Теперь давайте посмотрим: кем был реальный князь Дмитрий Вишневецкий и каков навязанный ему образ? Первый – князь королевских кровей, ревнитель Православия, выдающийся для своего времени военачальник, второй – презренный торговец, пьяница и дебошир. Именно в соответствии с таким образом и начала формироваться идеология современного украинского национализма, в соответствии с которой каждый «гарный украинский парубок» должен соответствовать этим качествам, быть тупым и агрессивным. Стоит ли нам сегодня удивляться тому, что пришедшие сегодня к власти в Киеве украинские националисты демонстрируют черты, присущие фольклорному «Байде-казаку», образ которого культивировался в сознании населения Украины отнюдь не последние четверть века, а уже целые полтора столетия.

Дальше – больше: при советской власти князь Дмитрий Вишневецкий по прямому указанию Сталина и Жданова в преддверии «Освободительного похода» 1939 года в Западную Украину и Белоруссию был объявлен на Украине историческим предтечей Богдана Хмельницкого и назначен «германом запорожских казаков», хотя им никогда в действительности не был. Казаки как служилое сословие в Речи Посполитой появились через несколько десятилетий после гибели князя Вишневецкого при короле Стефане Батории, но в Советском Союзе, равно как и в современной Украине это мало кого волнует.

Апогеем абсурда стало появление в списках военно-морских сил Украины корвета «Гетман Байда-Вишневецкий», бывшего пограничного сторожевика «Лацис». Судьба этого корабля как нельзя лучше характеризует нынешнюю судьбу Украины. Вы, конечно же, понимаете, что в истории Украины никакого «гетмана Байды-Вишневецкого» никогда не было. Это – фантом, симулякр, плод больного воображения. Советский сторожевик «Лацис» был перекрашен и переименован, показан во всех ракурсах на каналах телевидения, но с прикола так ни разу и не снялся, ни в один поход не вышел, а вскоре был выведен из списков флота и разрезан на металлолом. Это – частный пример, который в полной мере характеризует всю нынешнюю ситуацию на Украине, в массовом сознании населения которой фантасмагория и абсурд возведены в абсолют.

«ЗАВТРА». И что вы предлагаете делать?

Олег КУЗНЕЦОВ. Лечить. Долго и трудно лечить. Совершенно очевидно, что делать этого сегодня не будет ни Европа, ни Америка, которые готовы воевать с Россией до последнего украинца. Единственной страной, которая объективно может, если захочет, протянуть руку помощи Украине, является Россия. Причем начинать лечить украинцев надо не с восстановления экономики, а с восстановления самосознания, и в этом процессе следует обращаться к его архетипическим слоям, самым сокровенным доминантам массового сознания. На постсоветском пространстве Украина является колыбелью Православия, и только обращение к нему может радикально и в сравнительно короткие сроки изменить миропонимание населения этой страны. Бандеровщина и любой другой политический экстремизм – это проявления социально незрелости, своего рода «подросткового хулиганства» народа, делающего первые шаги по эволюционному пути этногенеза. Современные украинские националисты, несмотря на свой показной антисемитизм, в реальности повторяют путь сионистов, ратовавших за образование мононационального Еврейского государства Израиль. Но сионистам так и не удалось воплотить свой политический идеал в жизнь, и в современном Израиле правоверные иудеи как-то уживаются с представителями других народов и конфессий. Единственная страна, в практике государственного строительства которой удалось реализовать модель моноэтничного государства, является Армения, но она сегодня в экономическом отношении подобна мулу, ущербному по своей природе. Поэтому только идеалы Православия как самой гуманной религии в мире способны вылечить раны души украинского народа. Иначе украинцы так и будут следовать образу «Байды-казака» тупого и агрессивного пьяницы-дебошира, не признающего нравственных законов других народов, религий и культур.

Альтернативой этому может стать возвращение к исходному образу князя Дмитрия Вишневецкого – защитника христиан, ревнителя Православия, мученика за веру, крестившего целые народы. Канонизация князя Дмитрия Вишневецкого может стать первым шагом на пути нравственного выздоровления украинского народа, но в современных условиях он вряд ли будет сделан, поскольку ему сегодня уготована роль пушечного мяса глобальной геополитики.

Беседовал Александр Владимиров

1.0x