Сообщество «Салон» 00:00 15 октября 2015

К Западу от Эдема

Собственно, в "Родине" Буслова мы имеем возможность наблюдать за показанным в кристальной чистоте извечным конфликтом "людей севера" и "людей юга". Первые, подобно героям Джека Лондона, вырываясь из-под "железной пяты олигархии", с нескрываемым удовольствием "питаются медвежьим мясом". Этот путь мужественного и сурового освобождения прекрасно описан писателем в цикле "Смок Белью". Но "люди юга" — другие. Они, подобно персонажам "Королей и капусты", созданным пером другого великого американца О’Генри, самозабвенно поедают лотос, несущий забытьё и освобождение от старых долгов и прошлых обязательств.

"Родина" (Россия, 2015, режиссёр — Пётр Буслов, в ролях — Андрей Смоляков, Любовь Аксёнова, Пётр Фёдоров, Павел Личникофф, Екатерина Волкова, Шив Субраманьян, Кирилл Кяро, Сергей Бадюк, Александр Робак).

Маститый бизнесмен Игорь Михайлович (Андрей Смоляков) летит в самолёте со своей мятежной дочкой Евой (Любовь Аксёнова), которую он срочно забрал из престижного английского колледжа и с которой ему необходимо серьёзно поговорить. Но девушка кроет отца матом — он виноват перед ней и всей семьёй, да и вообще достал своим странным, неоправданным, случайным вниманием. Рассердившись на дочь, в сердцах гневный отец велит пилоту посадить самолёт на незаблаговременно попавшейся в данный момент полосе, и — о, чудо! — этой землёй оказывается индийский штат Гоа. Пуп земли дауншифтеров всех национальностей, ещё со времён 60-х последовавших примеру Джорджа Харрисона искать духовность вдали от опостылевшей цивилизации. Девчонка обувает крутые кеды и тут же растворяется в ночи. Позже её найдут в лодке падкие на бабло аборигены. А отец, наплевав на бизнес, отправится искать дочь в стране, где его имя произносится как Гарри. То, как поётся в известной песне: "О, Гарри, ты не наш, не с океана" — русский богатый человек осознает не сразу. А вокруг него будут "плавиться тигры" — Макар (Пётр Фёдоров), прибывший в Гоа из Новосибирска и желающий расширить сознание с помощью йоги, которую на рассвете пропагандирует русский гуру (Сергей Бадюк), цитирующий Махабхарату всем нуждающимся. Но Макар безуспешно тратил время на долгий путь и накануне отъезда выбирает короткий. Направляет свои стопы прямиком к местному воротиле прогресса, ди­джею-драгдилеру Космосу (Павел Личникофф). Сам Космос крышуется под кармическим крылышком полицейского инспектора Дипака (Шив Субраманьян), чей малолетний родственник — ушлый пацан торгует гашишем в надежде овладеть крутым мотоциклом мечты. В паутину солнечных дней попадают и украинец по кличке Хофман (Кирилл Кяро), перешедший дорогу Космосу и потому обречённый на унизительную депортацию. И запутавшаяся в своей личной жизни туристка Кристина (Екатерина Волкова). И те самые "мерзкие русские жлобы", без наличия которых почти не обходится любая поездка в Юго-Восточную Азию. На фоне этого впечатляющего калейдоскопа бытия Игорь Михайлович, испытывая неподдельную ненависть к окружающей среде, надеется найти свою заплутавшую дочь. А в результате обретает нечто иное.

Собственно, в "Родине" Буслова мы имеем возможность наблюдать за показанным в кристальной чистоте извечным конфликтом "людей севера" и "людей юга". Первые, подобно героям Джека Лондона, вырываясь из-под "железной пяты олигархии", с нескрываемым удовольствием "питаются медвежьим мясом". Этот путь мужественного и сурового освобождения прекрасно описан писателем в цикле "Смок Белью". Но "люди юга" — другие. Они, подобно персонажам "Королей и капусты", созданным пером другого великого американца О’Генри, самозабвенно поедают лотос, несущий забытьё и освобождение от старых долгов и прошлых обязательств. Безграничный Эдем, где вспоминается классическое: "Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка: он весело порхал, был счастлив и не знал, что он — Чжоу". Но пробуждение от этого сна рождает чудовищ, ведь "освобождение по доступной цене" — всего лишь часть мира, от которого "люди юга" пытаются сбежать.

"Родина" Буслова уже вызвала неоднозначную реакцию на "Кинотавре", рискуя теперь расколоть публику и среди простых пользователей "перемещающихся картинок" в кинотеатрах. Пять лет назад режиссёр Сергей Соловьёв также приложил свою трепетную руку к теме массового паломничества россиян в Гоа, перенеся на экран слабый, но по-детски амбициозный сценарий своей студентки — "Одноклассники". Летели в океан мобильные телефоны, знаменуя тем самым степень свободы от опостылевших мрачных и холодных городов. Рай настигал растерянное поколение и уверенно бил по голове трансцендентальным молотом индийских сектантских нравоучений. В несуразном высказывании о молодёжи нулевых тогда было мало смысла — проблематика была ниже нуля. У Буслова, же, наоборот, в сердце тайфуна поставлен не столько побег к духовности, сколько обретение новой жизни, потому что там она легка и проста. Обстоятельства для многих героев картины складываются так, что возвращение в "рашку" для них равносильно провалу. Родина же, как неумолимый фатум, обречена заглатывать обратно в своё ледяное чрево успевших вкусить тропический фрукт россиян. Руководит процессом судьбы неумолимый инспектор Дипак, берущий взятки и рассуждающий по-восточному мудро, местный маленький бог. Заработать для семьи во время сезона, до того как муссоны выгонят дауншифтеров в более пригодные для пережидания лета страны, — его долг. Русские же герои находят в Индии своё счастье по-разному. Кто открывает автомастерскую, кто — торгует кислотой, а кто и просто прожигает дни в употреблении допингов. Эффект от показанных на экране событий прост и незатейлив, как и сама жизнь под пальмами. Всё это очень понятно и не лишено привлекательности, но переезжать в Гоа почему-то совсем не хочется. "Мир большой, а человек очень маленький", — звучат рефреном незамысловатые слова. И в мире этом каждый найдёт себе своё место под солнцем. А Родина подождёт. Но рано или поздно эффектом бумеранга развернёт колею вспять.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x