Авторский блог Мария  Харламова 14:06 25 августа 2014

Конец лета

Люди, следуя нормам Конституции, сказали пленным, идущим по улицам Донецка, что они нарушили их права. На жизнь. Только сказали. Но ведь пленных никто не унижал физически, а граждане по указанным выше статьям имеют право высказывать свои убеждения. Что граждане Донецка и сделали – высказали. Так что надо еще доказать, что военнопленных действительно унижали. Их провели а потом посадили в автобусы и отправили восвояси – скорее всего известный украинский переговорщик – Владимир Рубан об их судьбе уже договорился. Он умеет.

22 августа я пыталась вспомнить все наиболее яркие нарушения прав человека за весь период противостояний на Украине. От Евромайдана до сегодняшнего дня. И дата обязывает. Именно в этот день в 1864 году была подписана первая Женевская конвенция. Годом раньше в Женеве была созвана Международная конференция, на которой был основан Красный Крест. В этом городе проживал большой гуманист, официально – предприниматель и свидетель сражения под деревней Сольферино, Анри Дюнан. Некоторые историки считают его масоном, но факты жизни, с обнищанием и смертью в заурядной больнице, говорят об обратном.

22 августа

Так что же его поразило? В этих окрестностях Ломбардии сошлись в битве итальянские, австрийские и французские войска. Победила итало-французская коалиция, но побежденными оказались не австрийцы – а несчитанное количество людей, с обеих воюющих сторон – оставшихся лежать и долго умирать на поле боя. Пораженный уведенным и стоном, который стоял над равниной, Анри Дюнан принял решение сделать все возможное, что бы предотвратить страдания людей в военных конфликтах. Он написал книгу воспоминаний об этой битве и совместно с юристом Гюставом Муанье и другими единомышленниками создал Общество помощи раненым. Этот Гюстав Муанье был организатором женевского общества поощрения общественного блага. Соединив эти две фундации, Муанье и Дюнан утвердили Общество Красного Креста и Полумесяца. Именно оно и стало, впоследствии, «Международным Комитетом Красного Креста». В 1863 года в Женеве созывается Международная конференция, которая и основывает Красный Крест (МККК). В качестве эмблемы общества был выбран швейцарский флаг, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста — на красный. Эти двое – благотворитель-юрист и предприниматель-банкир стали инициаторами принятия в следующем, 1864 году, 22 августа - Женевской Конвенции.

В основном – Женевская конвенция – это правила ведения войн. Но не только. В дальнейшем она дополнялась и корректировалась, но суть остается одной - в ней заключается перечень прав и свобод человека, вне зависимости от того, конституции какой страны подчиняется человек.

В сегодняшней ситуации, когда в Украине приняты санкции и звучат дезинформационные посылы, которые называются пропагандой, мне бы хотелось остановиться на некоторых современных ущемлениях этих прав.

Санкции

Как раз накануне принятия украинских санкций, был совершен предупреждающий контрольный выстрел. Министерство Информационной политики Украины предупредило всех, кто пишет материалы или дает интервью, быть осторожным. Поступил совет гражданам Украины и представителям общественных организаций, воздержаться от предоставления зарубежным (Российским) СМИ комментариев, интервью и информационных сообщений. Это не шутки. Это значит, что теперь, после утверждений санкций, их могут применить к кому угодно. А особенно к тем, кто пишет, дает или берет интервью зарубежным изданиям. И теперь не обязательно российским. Так как в перечне санкций указаны именно иностранные вражеские издания вообще. Теперь стоит уточнить, что же такое санкции. Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) это элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Есть правовая санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. А есть санкция как предписание. Если кто-то не выполняет санкции (предписания, ограничения) вынесенные в судебном порядке – например, тогда уже применяется санкция как наказание. Но без участия суда тут никак не обойтись. По любому.

Вполне понятно, что корректировка Конституции страны дело не сиюминутное, и проще принять какие-то нововведения по-быстрому. Что бы запугать. Но ведь в таком случае, нововведения противоречат Конституции – а это основной закон страны. А вот как раз ст. 34 данного закона гарантирует каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов. «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию. Устно, письменно и иным способом, по своему усмотрению».

И ст.15 Конституции Украины сообщает, что цензура в стране запрещена, а общественная жизнь основана на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.

В ст. 36 читаем, что граждане Украины имеют право объединения в политические партии и общественные организации, для осуществления своих прав и свобод и осуществления политических, экономических, социальных и культурных целей.

Статья 68 обязует вообще всех граждан страны соблюдать Конституцию и законы страны и не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.

Но никакой из руководящих органов страны не отреагировал на попрание Конституции. Может быть, они имели в виду оговорку в ст. 19, п. 2 главного закона страны, где прописано, что все чиновники и депутаты всех уровней и советов имеют право делать только то, что прописано в законах и Конституции Украины. Но дело в том, что ни один закон не запрещает делать то, что описано в выше перечисленных статьях. Таких законов нет.

А ведь Украина ратифицировала не только Женевскую конвенцию, но и Международный пакт о гражданских и политических правах http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. Ратификация – предполагает выполнение закона. 18 статья данного пакта гарантирует что человек (т.е. гражданин любой страны, ратифицировавшей пакт) имеет право …. да вот вам и вся статья - Статья 18:

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

21 марта Украина подписала экономическую политическую часть соглашения с ЕС, а 27 июня и экономическую. Это и не только это предполагает, что европейские ценности будут соблюдаться.

Но принятием санкций, теперь нарушаются не только вышеперечисленные статьи, но и такие как ст. 10 Европейской конвенции об основных правах и свободах человека, которая называется «О свободе выражения мнений» - п.1. «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Не препятствует, понимаете? Но не предоставляет полномочия отбирать эти лицензии в несудебном порядке».

А в санкциях, проголосованных в парламенте Украины, оговорено и уже воплощается в действие проверка общественных мест, кафе, ресторанов, гостиниц и т.п – на вещание российских каналов. С угрозой закрытия предприятия или фирмы, и преследования собственника вплоть до закрытия бизнеса и конфискации имущества.

19 августа глава МВД Арсен Аваков подписал приказ о полном мониторинге кабельных сетей в Украине для того, чтобы не допустить вещания запрещенных российских телеканалов. По словам советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко, к этой работе будут привлечены даже райотделы милиции. «На сегодняшний день у нас решениями судов запрещены восемь российских каналов. В случае обнаружения их вещания в кабельных сетях мы будем информировать Нацсовет по телерадиовещанию, чтобы лишать лицензий и штрафовать, а в дальнейшем конфисковать оборудование соответствующего кабельного оператора».

Критерии репрессий

Геращенко и вся королевская рать физически не сможет всех проверить все этажи во всех больницах и номера в гостиницах – им проще использовать вышки, которыми в советские времена глушили радио «Свобода». Так вот как раз, нарушая эту свободу, задекларированную в Конституции, Геращенко будет браться и за интернет. Наверное, потому что постоянно там «висит»? Он заявляет: «Сейчас работа ведется в двух направлениях — правовом и техническом. Юридический аспект заключается в вопросе, кто должен принимать решение о закрытии того или иного сайта и по каким критериям. Технический — как сделать так, чтобы человек, пишущий «Хочу вступить в террористы», не мог найти тот сайт, где происходит вербовка. Эти ограничения касаются национальной безопасности Украины». А террористов и сепаратистов нужно лишить возможности общаться посредством Интернета и социальных сетей. Как определить сепаратиста – сложно. Ведь еще совсем недавно федерализация была запрещенной мыслью, а теперь можно и Ангелу Меркель обвинить в сепаратизме – после ее заявлений в Киеве по мирному урегулированию военного конфликта на почве федерализации как децентрализации. И еще важный аспект: нигде в интернете нет такой формулировки – «Вступай в ряды террористов» или «Хочу вступить в террористы». Есть совершено другие законные формулировки. А доказать что они что-то там в себе подразумевают достаточно проблемно даже в суде.

Действительно, в упоминаемой ст. 10 Европейской конвенции об основных правах и свободах человека, http://www.memo.ru/prawo/euro/eucnv.htm, которая – напоминаем - называется «О свободе выражения мнений» в п. 2 сказано: Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

А так же статья 34 Конституции Украины аналогично оговаривает, что такие формальности и ограничения вводятся в целях национальной безопасности и общественного порядка. Но ведь общественный порядок и национальная безопасность как раз были нарушены заявлениями депутатов Тягнибока, Фарион, движением Правый сектор, высказываниями Юлии Тимошенко и многих других жителей Украины. Из-за этого – не предположительно, а на самом деле – была нарушена территориальная целостность страны. Отделился Крым и, следуя естественной реакции на заявления указанных лиц, Юго-Восток выступил за референдум про федерализацию. И эти люди за свои провокационные высказывания не наказаны до сих пор и продолжают делать угрожающие национальной безопасности Украины заявлениями, направленными против русских, проживающих на территории страны. А это влечет за собой непосредственно убийство мирных жителей Юго-Востока. Но надо обратить внимание – в этом регионе проживают не только русские и украинцы. Вообще-то в Украине проживает около 130 национальностей. И гибнут в обстреливаемых городах все - и русские, и украинцы, и евреи. Мало того - люди, разваливающие страну, сами выступают судьями, решая, кого наказывать. И видимо не зря была упомянута норма о конфискации имущества – будут, наверное, ориентироваться не на политические убеждения – а на уровень благосостояния.

Чем этот рэкет отличается от римских гонений во времена Октавиана Августа и отбора бизнеса во времена Януковича?

А ведь статьи 11 и 14 Европейской конвенции об основных правах и свободах человека позволяют своду собраний и объединений, которыми и являлись новообразованные республики на Юго-Востоке. И запрещают дискриминацию по отношению к правам, обозначенным в конвенции и закрепленных ее протоколами.

Пленные, здоровенные

Но вот на 24 августа в День независимости Украины, параллельно с проведением парада на Крещатике, был проведен митинг в Донецке. Антифашистский. Не буду критиковать, хвалить или вообще оценивать Киевское и Одесское мероприятие, а так же мини парад в Харькове и импровизированное уличное противостояние в Питере. Просто напомню, что следуя ст. 11 и 14 – эти митинги, парады и собрания вполне имели право на существование.

Но произошло одно но – в Донецке строем провели военнопленных от украинской армии. С целью, как было заявлено, вразумительной – пусть военнопленные увидят против кого воюют, увидят и услышат, что им скажет мирный выживший народ Донбасса. И не так было много военнопленных, и не так было много народу вокруг. Но вот реакция появилась для меня, как гуманиста, грустная. Многие обвинили донецких жителей за то, что они называли пленных фашистами и т.п даже появилось такое в ФБ – «Ну наверно все уже посмотрели , как по центральной улице Донецка прогнали колонну украинских военнопленных. Меня удивило количество собравшихся горожан. Ещё более неожиданным было их "звуковое сопровождение". Вывод - твари! Это не люди, это твари. Сегодня для меня Донецк умер. Бомбите......»

И самое время, и самое место Антону Геращенко найти и заблокировать страницу такого словесного террориста. Но, видимо, имущество этого пользователя не соответствует запросам идеологам санкций.

Подключилось и международное Human Rights Watch – одна из ведущих правозащитных организаций в мире, которая привлекает внимание международного сообщества к странам, где нарушаются права человека, призывает власти принять меры и привести виновных к ответственности. Сами они себя декларируют как помогающие жертвам и активистам в предотвращении дискриминации, отстаивании прав и свобод, защищая людей от бесчеловечного обращения в военное время и противостоят безнаказанности. Это все хорошо, но надо учитывать, что конвенцию страна должна ратифицировать, а потом уже нарушать. И если в Донецке уже некоторые не считают себя Украиной, а отдельной республикой – то сначала эта республика обязана конвенцию ратифицировать, а потом исполнять. В то же время, если руководство Украины уничтожает население Юго-Востока и при этом называет эти территории Украиной – значит, уничтожает свой народ. Надо определиться – или правительство уничтожает свой народ и само нарушает все возможные конституционные нормы и конвенции, либо бомбит территорию другого уже государства – еще не ратифицировавшего конвенции. Определиться надо. Со своей логикой.

А пока, если власти Украины продолжают убеждать нас, что «Украина единая» – то и применимы ко всей ее территории права и обязанности ее Конституции.

Потому люди, следуя ее нормам, и сказали пленным, идущим по улицам Донецка, что они нарушили их права. На жизнь. Только сказали. Но ведь пленных никто не унижал физически, а граждане по указанным выше статьям имеют право высказывать свои убеждения. Что граждане Донецка и сделали – высказали. Так что надо еще доказать, что военнопленных действительно унижали. Их провели а потом посадили в автобусы и отправили восвояси – скорее всего известный украинский переговорщик – Владимир Рубан об их судьбе уже договорился. Он умеет.

После парада на Крещатике - люди и военная техника – по заверению Порошенко – поехала в зону военных действий. Вот такой получился обмен любезностями – Киев Юго-Востоку убойную силу, а Донецк Киеву – военнопленных…

Почему я не вспоминаю о нарушении прав мирных жителей – живых и убитых? Почему не обвиняю общественные международные организации в двойных стандартах? Потому что их нет – это просто оболочка. Жаль только героических стараний Анри Дюнана и его сподвижников…

И, к слову, поражает буквально самоуничтожающее заявление Красного Креста отказавшегося сопровождать гуманитарный груз из России. Они побоялись быть убитыми. Но основатель Анри Дюнан как раз и инициировал создание этого объединения как гаранта прекращения огня. Объясняю – не Красный Крест ждет, когда перестанут стрелять и потом едет, а воюющие стороны, видя Красный Крест – прекращают военные действия. А если не все видят Крест - достаточно было объявить – Мы едем. По всем возможным информационным каналам связи.

К концу лета можно четко констатировать, что общественные гуманистические объединения расписались в своем бессилии. Ну, может не все – потому что у Красного Креста, у ООН, у Human Rights Watch – есть свои отделения в мире. Они тоже имеют силу голоса. Но, к сожалению, подчиняются своим международным главным офисам. А эти офисы подчиняются – как в «Гарри Поттере» – «Самизнаетекому».

1.0x