Сообщество «Экономика» 00:00 24 сентября 2014

Кто не с нами, тот против нас

Арест (пока домашний) главы АФК "Система" Владимира Евтушенкова вызвал настоящую бурю в российском либеральном сообществе, которое, да, постепенно утрачивает свои позиции в России, но назвать его "стаканом воды", а "дело Евтушенкова", соответственно, "бурей в стакане воды" — тоже язык не поворачивается.

Арест (пока домашний) главы АФК "Система" Владимира Евтушенкова вызвал настоящую бурю в российском либеральном сообществе, которое, да, постепенно утрачивает свои позиции в России, но назвать его "стаканом воды", а "дело Евтушенкова", соответственно, "бурей в стакане воды" — тоже язык не поворачивается.

Равно как не поворачивается язык называть почетного консула Люксембурга в Хабаровске и Екатеринбурге "вторым Ходорковским" или, наоборот, "таким же гражданином России, как и все остальные", страдающим от произвола "политической и бюрократической шушеры" (определения Сергея Алексашенко на "Эхе Москвы").

В первом случае мы преувеличим степень политизированности Владимира Петровича, во втором — преуменьшим его реальное значение в российской системе власти. И не пресловутая "Башнефть" тому причиной, и не $7,5 млрд личного состояния, и даже не "Система" как таковая.

Не исключено, что суть ареста Владимира Евтушенкова, по большому счёту, может быть обозначена одним-единственным словом: Лужков.

Говоря крылатой фразой "политического киллера" Сергея Доренко, казалось бы, при чем тут Лужков? Бывший "лучший мэр" Москвы почти четыре года назад без всякого скандала ушел в отставку, освободив место для Сергея Собянина, ведет себя тихо, в политику не лезет, а место одного из директоров в ОАО "Уфаоргсинтез", аффилированном с той же "Башнефтью", — так не мёдом же с собственной пасеки заслуженному пенсионеру торговать?

Но "человек в кепке", почти двадцать лет руководивший не просто российской столицей, а одним из крупнейших и важнейших мегаполисов мира, — тоже важен не сам по себе, а как часть "системы" (имеется в виду вовсе не евтушенковское ОАО).

Кстати, между арестом и выборами в Мосгордуму, прошедшими 14 сентября, тоже можно рассмотреть некие связи. Во всяком случае, изменился не только состав депутатов — скорее всего, другой "лужковец", Владимир Платонов, возглавлявший столичную законодательную власть более двадцати(!) лет, с июля 1994 года, уступит своё кресло другому депутату — одной из самых вероятных кандидатур называют Александра Семенникова.

Неслучайно ведь перед самыми выборами, 10 сентября 2014 года, сообщество "Диссернет" опубликовало разбор докторской диссертации Платонова "Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами — как принцип российского федерализма", защищённой в 2010 году. Согласно оценке, "неавторизованные заимствования текста", то есть плагиат, занимают 109 из 412 страниц этой работы. Ну, так, звоночек в дверь — с вещами на выход… Да, на почетный. И 60 лет — как раз пенсионный возраст.

Но вернемся к Евтушенкову и Лужкову. Цитирую выдержку из небольшой биографии главы АФК "Система" с обозначенным авторством В.Самодурова: "У жены московского мэра Елены Батуриной действительно есть младшая сестра. Ее, как и жену Владимира Евтушенкова, зовут Наталья Николаевна. Но сам по себе факт совпадения имен и фамилий — это еще не доказательство родственных связей. В конце концов, даже если Наталья Евтушенкова и Елена Батурина сестры, то формально к бизнесу Евтушенкова это не имеет отношения. Владимир Евтушенков и Юрий Лужков в любом случае познакомились и сблизились раньше, чем Лужков женился на Елене Батуриной".

Отсюда можно сделать вывод о том, что арест Евтушенкова — своего рода сигнал Кремля "старомосковской" и "старосоветской" номенклатуре, плотью от плоти которой являются Лужков и Ко. И смысл этого сигнала явно не в том, чтобы "отжать" у них какой-то конкретный бизнес, пусть даже миллиардный (в этой связи, возможно, стоит обратить внимание на фигуру нынешнего президента АФК "Система" Михаила Шамолина, имевшего тесные связи с зятем Леонида Кучмы Виктором Пинчуком), или какие-то высоты властных позиций. А в том, чтобы эта "система", мягко говоря, наконец-то обозначила свою активность в нынешнем конфликте Кремля с Западом по поводу не только Украины, но и всего остального "постсоветского пирога", не строя из себя, скажем так, "стороннего наблюдателя". Если их зарубежные активы защищаются не столько западным законом, сколько российскими стратегическими ракетами, а "ядерный чемоданчик" с кодами запуска этих самых ракет — в руках у российского президента, то молчание по поводу диффамации нынешнего Кремля со стороны Запада этими "корейками", среди которых Михаил Горбачёв — далеко не "первое лицо", выглядит более чем двусмысленным.

И еще несколько строк в тему.

Вы что-нибудь слышали о публичной позиции Российского еврейского конгресса и/или главного раввина России Берла Лазара относительно событий на Украине и относительно роли того же Игоря Коломойского в этих событиях? Вот и никто не слышал.

Вы что-нибудь слышали о публичной позиции сверхвлиятельного Донецкого землячества в Москве относительно тех же событий? Вот и никто не слышал — гуманитарная помощь Донбассу, которую собрали экс-министры, генералы в отставке и без оной, а также "звёзды" шоу-бизнеса — очень хорошо, но они при желании могли бы запросто изменить формат боевых действий в Новороссии. Нет такого желания или, напротив, есть желание, чтобы всё происходило именно так, а не иначе?

Как говаривал еще Максим Горький: "С кем вы, мастера культуры?"

Потому что зарубежные активы зарубежными активами, давние связи давними связями (Люксембург же! и так далее — привет новому председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру!), но из двух вроде бы взаимоисключающих, а на деле — взаимодополняющих принципов: "кто не с нами, тот против нас" и "кто не против нас, тот с нами", — сейчас работает первый, а не второй.

***

Михаил ХАЗИН, экономист.

Готов ли я согласиться с тем, что "дело Евтушенкова" сегодня соотносится с "делом Ходорковского" 11 лет назад? Да, готов — если посмотреть на оба дела с точки зрения интересов страны. Результат "дела Ходорковского" только один: олигархи стали платить налоги. Обратите, кстати, внимание на Украину: там не было "дела Ходорковского" и налоги олигархи не платят. Результат мы видим. Иными словами, с точки зрения государства и общества "Дело Ходорковского" было, безусловно, страшно полезным и позитивным, поскольку был достигнут крайне осмысленный результат.

Евтушенкова, безусловно, есть за что сажать. При этом возникает другой вопрос: почему тогда его не посадили раньше, и почему не сидят другие олигархи? И что важнее, интересы общества или закон? Понятно, что если сегодня начать сажать всех олигархов, то для этого нам придется вводить жесточайшую диктатуру (поскольку они будут сопротивляться, как и их покровители на Западе), от которой пострадает большое количество ни в чем не повинных граждан. Да и уровень дестабилизации резко вырастет. И что будет по итогам — большой вопрос. По этой причине, Путин, который, безусловно, о России думает (другое дело, что мы не очень знаем, что), на такое в любом случае пойти не может. Но вот соблюдать некие правила он олигархов заставляет.

С точки зрения общества и государства, "дело Евтушенкова", скорее всего, станет той переломной точкой, после которой олигархи начнут вкладывать деньги в реальный сектор России Во всяком случае, хочется надеяться.

Так что я смотрю на все "дело Евтушенкова" как на попытку руководства России изменить отношение "приватизационной элиты" страны к своему государству и своему народу. Другой вопрос, что получится в итоге.

Михаил ДЕЛЯГИН, экономист.

Не думаю, что глава АФК "Система" лично замешан в чем-то реально противоправном. Или что у него хотят "отжать" нефтяной бизнес в Башкирии, как заявил Михаил Ходорковский. Не того масштаба этот бизнес, чтобы всерьёз трогать такого масштаба фигуру, как Владимир Евтушенков.

На мой взгляд, совершенно понятно несколько вещей. В приватизации "Башнефти" в конце 90-х годов, в результате которой она перешла к сыну Рахимова, Счетная палата в 2003 году обнародовала беспрецедентные размеры хищения государственной собственности. Вообще-то говоря, это является, если так можно сказать, сильным выражением, учитывая, какого рода операции рассматривала Счетная палата. По итогам документов Счетной палаты, президент Муртаза Рахимов подписал решение о передаче акций обратно в государственную собственность. Однако было подписано мировое соглашение — и все акции остались в компании его сына.

Насколько я могу судить, претензии к Евтушенкову сводятся к тому, что он купил акции "Башнефти" не за два с половиной миллиарда долларов, как об этом сообщается официально, а за существенно большую сумму. И часть ее была заплачена неофициально и нелегально структурам Рахимова. В чем же заключаются эти претензии на самом деле, пока непонятно. На сегодняшний день не вызывает сомнений, во-первых, что Евтушенков вряд ли виноват, а если в чем-то и виноват, то он просто действовал в рамках тех правил, в которых был обязан. И, во-вторых, это не повлияет негативно на деловой климат России. В условиях, когда России объявлена "холодная" война, понятно, что тут уже не до делового климата.

Валентин КАТАСОНОВ , экономист.

Я уже не раз писал и говорил о том, что у нас существует несколько уровней коррупции. Первый уровень, о котором больше всего публикаций в средствах массовой информации, — это бытовая коррупция. Второй уровень — коррупция бюджетная, когда речь идет о распиле бюджета, о том, что компании, участвуя в тендерах, занимаются "химией", завышая свои цены. И третий уровень — банковская коррупция.

Я думаю, что если что-то в данном случае и смогут найти прокуратура и правоохранительные органы, то, скорее всего, это будет иметь отношение к бюджетной коррупции. Не исключаю, что если проверять любую крупную компанию, то наверняка еще всплывут и такие преступления, как уклонение от налогов.

Кстати говоря, я бы не стал полностью исключать, что в отношении "Системы" был какой-то заказ, какая-то "подстава". В противном случае, получается некая бессистемность. Я считаю, что тогда нужно проверять все крупные компании. Причем проверять сразу по нескольким параметрам. Проверять на предмет бюджетной коррупции, проверять на предмет уплаты налогов. И кроме того, проверять на предмет того, какие структуры зарегистрированы в офшорах. Многие депутаты, в том числе Евгений Федоров, называли следующие цифры: 85-90 процентов крупных компаний зарегистрировано именно в офшорах.

С офшорами ситуация складывается, безусловно, сложная. Скорее всего, там, где офшорная компания, присутствует и какая-то "химия". Прежде всего налоговая, но и не только.

Так что, я думаю, что вся эта история с Евтушенковым просто дает повод задуматься о том, что, наверное, в каждой крупной компании можно найти много чего интересного. Но вместо разовых акций нужна система противодействия всем этим злоупотреблениям.

Плакат В.Говорова

1.0x