Авторский блог Алина Уханова 00:37 21 июля 2016

Летняя Казанская и несвятые святые

"Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога - святые". Архимандрит Тихон

...Книга – благая вестница,
страницы, месяц за месяцем,
перелистает рука...

Людмила Колодяжная

В названии моей зарисовки присутствует первая часть наименования книги архимандрита Тихона (Шевкунова), и посвящена ОНА празднику Иконы Казанской Божией Матери 21 июля, День, когда я появилась на Свет.

"Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога - святые".

Архимандрит Тихон

"В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чУдным Промыслом Божиим. Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать своё Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И всё же мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире".

Архимандрит Тихон

Вот я и поведаю о своём созерцании Святых мест как Промысла Божиева.

Прочитав книгу архимандрита Тихона "Несвятые святые" и другие рассказы", посмотрев его фильм "Гибель Империи.Византийский Урок", мы с мамой решили обязательно побывать в Сретенском мужском монастыре, настоятелем которого он в настоящее время является.

Монастырь находится в центре Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX в. - Сретенка, Кучково поле). Вначале мы обошли собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери внутри ограды, вдоль которой разбит палисадник с разноцветьем роз. Среди цветов обнаружили скромный каменный крест, надпись на котором гласит: «Памяти всех верных православных христиан, замученных и убитых здесь в годы смуты». Оказывается, во времена террора на территории монастыря были расстреляны сотни людей, тут же в безымянных могилах и захороненные. Отец Тихон говорит, что никогда не примирится с советским периодом русской истории, но считает, что тяжесть преступлений, совершенных ЧК - НКВД - КГБ, не ложится на плечи наших современников.

Внутри Собора нас встретил полумрак. Электрическое освещение не было включено, лишь свет с улицы проникал сквозь витражи окон, да огоньки горящих свечей теплились в церковных подсвечниках. И берёзки в кадках, и сено на полу (Троица!), и такое душевное спокойствие, что нам не захотелось покидать это завораживающее пространство. Мы присели на длинную деревянную скамью, отполированную прихожанами, и погрузились в свои думы…

Далее мы планируем направить свои паломничьи "калиги" в другое место святости...

Но задержимся здесь ещё ненадолго. В настоящее время в Сретенском монастыре идёт строительство Храма в честь "Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке", он должен быть освящён в феврале 2017 года, хотя для Церкви «грознопамятна» не так зима 1917-го года, как осень.

P.S. Отрадно, что мы уже дважды на концертах слушали Хор Сретенского монастыря, возрождённый в 2005 году по благословению архимандрита Тихона и под руководством регента Никона Жилы.

В предыдущей публикации я писала о нашем паломничестве по Калужской области. Был Полотняный Завод (Пушкинские места) и Калуга...

Так вот. Не успев в Калуге истоптать семь железных башмаков и съесть семь железных хлебов по Храмам и светским достопримечательностям, мы отправляемся на поклонение к Святым местам Прикалужья - в Оптину Пустынь и Шамордино.

Нам предстоит автобусное путешествие в городок Козельск, в нескольких километрах от которого и находятся места нашей целенаправленности. Вот знаменитый со времён Ивана Калиты Перемышль. Село, на которое выпали невзгоды ещё с XIV века, это и набеги крымских татар и Смутное время. Не обошла стороной это место и Великая Отечественная война: два с небольшим месяца 1941 года здесь похозяйничали фашисты. Как же было не сойти с подножки автобуса на временной остановке, чтобы навсегда отметить для себя, что и ты побывал на этой исторической земле.

В Козельске нас ждала гостиница "Карс". Вот приятное наваждение: куда не приедешь, всюду Пушкинский дух. Ведь турецкая крепость Карс – конечное место «Путешествия в Арзрум» в 1829 году – единственная Пушкинская заграница. Поэт записал: Укрепление на неприступной скале! А ведь русские солдаты овладели им. Любопытно, что Карсом влюблённый поэт называл Наталию Гончарову, свою будущую жену. За неприступность, которая всё-таки была преодолена.

Отгадка «Карса» в Козельске оказалась простой: хозяином гостиницы был бизнесмен из Турции, который, наверное, и не знал, что Пушкин побывал в его стране в те далёкие времена. Да и кто для него Пушкин!?

Оставив вещи в номере гостиницы, мы отправились в Оптину.

Введенская Оптина Пустынь - ставропигиальный (подчиняющийся непосредственно Патриарху) мужской монастырь Русской православной церкви. Об этом святом месте мы знали только по передачам ТВ о старчестве и от знакомых, посетивших его ранее. Теперь мы сами здесь. С возвышенными чувствами в душе проходим через ворота монастыря. Медленно обходим всю территорию за высоким забором. Посетили и поставили свечи в четырёх соборах Оптины: Введенском, Преображения Господня, икон Владимирской и Казанской Божьей матери. Поклонились захоронениям на погосте монастыря. Конечно же, не прошли мимо книжной лавки, где приобрели книгу "Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления", а также - знаменитую Икону "Собор Преподобных Старцев Оптинских".

Узнав о месте расположения источника св. Амвросия, выходим за территорию монастыря, направляемся к нему. Долго идём по тропе через лес. Подходим к источнику в виде закрытого колодца, не можем понять, как набирается вода. К крышке колодца прикреплена цепочкой кружка. По дачному опыту соображаем, что вода выкачивается ручным погружным насосом. Подставляем под изгиб стояка припасённую пластиковую бутылочку, набираем священную влагу. Отпиваем по глоточку, соприкасаемся со святостью.

А теперь нас ждёт монастырская Чайная. Ещё одно приобщение. В Красном углу зала висят иконы, наблюдаем как послушники перед и после трапезы читают молитвы. Мясных блюд здесь нет. Бывают ли? Вкусно отобедав, отправляемся в гостиницу, довольные сбывшейся мечтой о посещении этой святыни.

Следующий день мы посвящаем Козельску. Исторический городок. В центре - площадь имени Героев. Это благодаря им ордынцы назвали Козельск "злым городом". Тогда, в 1238 году, «тучи монголов» двигались из-за Волги на запад. Козельск, представлявший собой деревянную крепость на высоком холме, был осаждён татаро-монголами, а после убийства вражеских парламентёров взят неприятелем и, по правилам того времени, не допускавшим убийство переговорщиков, полностью уничтожен. Ну да Бог им всем судья!

Теперешний Козельск - районный центр. В нём всего две длинные улицы, перпендикулярные друг другу, всё остальное - переулки, упирающиеся в эти улицы. Вот по одной из этих улиц, Большой Советской, мы и направляемся.

Рядом с площадью Героев на возвышении радует глаз Церковь Сошествия Святого Духа. Поднимаемся к ней. Внутри будто погружаемся в жизнетворную благодать. Как всегда, при посещении Храмов, на глазах наворачиваются слёзы. Уходить не хочется.

А вот и место, где можно отдохнуть. Это парк "Три богатыря". Небольшой, но очень уютный, с фонтаном в центре, и сделанными с душой и юмором сказочными персонажами. Конечно же, не забыты и пушкинские : Кот учёный с златой цепью у Дуба из Лукоморья, а также Царевна-Лебедь.

Это и есть всё, чем Козельск связан с именем Пушкина. Удивительно, что же побудило писателя Михаила Веллера историю-антифиерию "Памятник Дантесу"(1999 г.) поместить именно в этот городок. Вот бы у него спросить.

С утра третьего дня пребывания в Козельске едем ещё к одной святыне, Шамордино. Это Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь, женский монастырь.

О ней мы знали из биографии Л.Н. Толстого. Его сестра Мария Николаевна поступила в монастырь в 1892 году. Писатель навещал её дважды, в 1896 и 1910 годах. Здесь она скончалась в 1912 году, здесь покоится и её прах на монастырском кладбище.

Только успела я на входе в ворота сфотографировать общий план внутреннего пространства обители, как мы увидели объявление, что съёмки на территории запрещены...

Пред нами во всей красе предстал главный Храм в честь Иконы Казанской Божией Матери. Это 15-главый собор, он выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон.

По дорожке к Храму нас обогнали две группы прихожан, в основном, женщины и девушки, идущие быстрым шагом. Наверное, спешат на службу, подумали мы. За ними закрылась дверь в правую, низкую часть строения, я одна по ступенькам крыльца поднялась следом. В длинном коридоре вдоль стен стояли кучками девушки. Поинтересовалась, где здесь можно что-нибудь приобрести на память. Вопрос мой удивил их, а ответ, что здесь ничего не продаётся, удивил меня. Только тогда поняла, увидев в раскрытую дверь справа, что это трапезная: огромный зал с накрытыми к обеду столами. Смутившись, "несолоно хлебавши", вышла на улицу.

Тут уж мы с мамой решили, что вход вовнутрь Храма напротив трапезной. В пустом зале мы поняли: в монастыре действительно время трапезы, что нам и подтвердила монахиня, находившаяся в помещении. Она же нас просветила и о происхождении красоты внутреннего убранства, большая часть которого в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви. Как тут не привести слова из песни неизвестной паломницы этого Храма:

...Приди в собор Казанский и постой,
Когда акафист Божией Матери читают.
Как там поют! От красоты такой
Какое сердце Бога не познает?!...

Поставив свечи и вложив лепту на содержание этой красоты и святости, мы отправились по территории дальше. Можно ли обойти стороной лавку монастыря, не приобретя памятных реликвий, в том числе малые иконки Казанской Божией Матери, которые теперь постоянно носим с собой, как обереги? Здесь же в виде закладок в книги купили друзьям и близким Молитву Оптинских старцев (в Оптиной, к сожалению, в день нашего посещения её в продаже уже не было), с неё должен начинаться каждый день у верующих людей с просьбой к Богу: "... Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь".

У подножия живописного холма, на котором расположен монастырь, протекает река Серена, питающаяся водами многочисленных родниковых ключей. В 1998 году над одним из источников были построены и освящены часовня и купальня. К источнику ведёт удобная лестница из более чем 200 ступеней. На ней – смотровая площадка с красивым видом на Царский луг. В 2008 году над источником в честь Иконы Казанской Матери Божией также построили часовню.

Спустившись по лестнице, мы стали свидетелями купания двух молодых людей в холодной ключевой воде купели. Раздавались только восторженные крики, как на Крещение из прорубей рек. Мы же только совершили омовение рук и лица.

Когда я поднималась от источника вверх по лестнице, то почему-то представила себя на пути Сантьяго (св. Иакова), описанного П. Коэльо в книге "Дневник мага", который прошёл сам писатель из Франции в Испанию, преодолевая подъёмы на вершины гор и спуски с них. Конечно же, лестница в 200 ступеней - это лишь часть пути вверх, к святости, к мечте. А хочется пройти весь путь.

Надеюсь, мне это ещё удастся.

Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой, —
Калужской — песенной — прекрасной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, —
Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь — и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.

"Троицын день 1916 г." М. Цветаева

Бывая в Петербурге, мы обязательно находим время для поклонения нашей Иконе в Казанском соборе. Но пока ещё никак не сбудется наша мечта посетить святые места города Казани. Да поможет нам Бог!

...Мать с дочерью идем – две странницы...

...Быть может – вздох от нас останется,

А может – Бог на нас оглянется...

"Дорожкою простонародною" М. Цветаева

С праздником, православные!

1.0x