5 марта 2015

СМЕСЬ

Ливия готова воевать с исламистами
Фото: ссылка
СМЕСЬ - случайная, беспорядочная, лишенная стройности, единства совокупность чего-нибудь разнородного,
Толковый словарь Ушакова

Ливийские правительственные войска и исламисты обменялись новой серией авиаударов. Атакам с воздуха второй раз за последние 24 часа подвергся расположенный в окрестностях Триполи аэропорт Митига - военная база, которая принимает также гражданские рейсы. Бои с применением тяжелой артиллерии идут и в непосредственной близости от столицы в районе Эль-Азизии.

Триполи намерена продолжить борьбу с исламистами, однако просит и о поддержке со стороны других государств. Об этом, в частности, заявил премьер-министр Ливии Абдалла Абдуррахман ат-Тани, добавив, что правительство располагает достоверной информацией о том, что «Аль-Каида» и «Исламское государство» "уже в Триполи".

Как заявил представитель Ливии в ООН Ибрагим Даббаши, ливийцы считают, что молчание международного сообщества позволило усилиться террористическим группировкам. Сегодня Триполи обращается к Совбезу ООН с просьбой либо полностью снять оружейное эмбарго, либо сделать исключения для того, чтобы армия могла сражаться с «Исламским государством» и другим группировками.

На сегодняшний день в Ливии продолжает существовать двоевластие: один парламент, избранный всеобщим голосованием, действует в Тобруке, на востоке страны. Втором, происламский — Всеобщий национальный конгресс — в Триполи.

5 марта в Марокко при посредничестве ООН будут продолжены переговоры между соперничающими ливийскими правительствами по поводу создания единого кабинета министров.

Экспертные оценки

Вряд ли в ближайшее время ситуация как-то кардинально изменится. Скорее всего, будет продолжаться противоборство клановых группировок, которые сложились благодаря перевороту. Суннитские джихадисты, племенные группировки, бывшие сотрудники силовых органов при Каддафи, нынешняя так называемая легитимная власть. Вся эта смесь будет бороться за узурпацию власти и контроль над нефтяными ресурсами, чтобы получать определённые дивиденды для своего правительства.

Запад вряд ли будет проводить прямую интервенцию в этот регион, потому что получил хороший урок и не намерен тратить свои ресурсы, тем более, что есть более серьёзная задача в других местах. Наверное, будут какие-то точечные манипуляции, попытки сгладить ситуацию, навести косметический ремонт в политическом управлении.
Россия тоже не будет вмешиваться в эти процессы, а, скорее всего, сконцентрируется на соседях. Это Египет, это наш давний партнёр в регионе Сирия, которую мы должны поддерживать, это Ирак, где ситуация очень нестабильна.

Перспективы для самой Ливии крайне неблагоприятны. Ряд государств получало ливийскую нефть, но это были незначительные вливания в их экономику. Тем более, после конфликта в 2011 году многие переориентировались на другие источники. Да и цены на нефть упали. Больше Ливия особо ничего и не производила. Теперь от неё только угроза нелегальной иммиграции для Италии и других стран, имеющих выход в Средиземноморье. Евросоюз сейчас активно занимается проблемой стабилизации миграционных потоков, потому что нелегальная миграция способствует резкому росту национализма. Позиции евробюрократов, центристов и либералов значительно падают, потому что население негодует.

Ситуация в Ливии характеризуется приблизительным равенством сил. Есть исламистские группировки, которые концентрируются вокруг Бенгази или Мисураты. Есть противостоящие им представители бывшего ливийского режима, которые одновременно являются компонентами общеарабского альянса проамериканских режимов, которые представляет генерал Халифа Хафтар. Наконец, есть третий блок – это умеренные, которые победили на последних парламентских выборах, но парламент недееспособен в настоящее время. Таков баланс сил, достаточно стабильный последние полтора- два года.

Сейчас идёт активная поддержка Хафтара деньгами, оружием со стороны Египта и Саудовской Аравии. Эти страны делают ставку на силовой вариант решения конфликта, а в лице Хафтара они видят нового ливийского диктатора. Я лично считаю, что это не пройдёт. И вся ситуация в Ливии будет достаточно вязкой, сложной, вялотекущей гражданской войной.

Что касается России, я убеждён, что Москва должна держаться подальше. Мы и так задействованы внутри конфликтов, где происходит утечка наших ресурсов, и попадать в ещё один потенциальный капкан не следует. Например, для Запада Ливия играет очень важную роль. Но они, осознав, что натворили, когда в 2011 году начали военную операцию в Ливии, сейчас категорически отказываются от каких-либо силовых решений. Более того, считают, что гражданская война рано или поздно приведёт к тому, что всё большее и большее количество населения в Ливии будет радикализироваться и брать оружие в руки. Так что России стоит ограничиться ролью наблюдателя

Последние сообщения из Ливии говорят об ожесточении воздушной войны между правительственными войсками и отрядами исламистов, которые присягнули Исламскому государству. Авиация исламистов и проправительственных сил наносит удары по позициям друг друга. Конфигурация противостояния выглядит на сегодня так: побережье от Триполи до Сирта контролируют боевики-исламисты, которые по сути представляют из себя конгломерат различных группировок, находящихся на финансировании Катара. Их противники - отряды боевиков Зинтана и бежавший из Триполи в Тобрук парламент, который опирается на части ВДВ, армии и авиационное крыло, базирующееся на востоке страны.

Боевики-исламисты тоже обладают авиационным парком, захваченным на военных аэродромах при взятии под контроль Триполи и окружающей его территории.

Буквально на днях проправительственные силы ВДВ провели зачистку города Дерна. Однако радикальные исламисты - их противники - продолжают контролировать большую часть побережья Ливии. Задачей правительства является оборона Сиртского бассейна и его промыслов - главной нефтяной территории страны. По сути, война идет за контроль над единственным источником ресурсов Ливии. Проправительственные силы опираются на поддержку Египта и Саудовской Аравии.

Постепенно Ливия превращается в поле сражения между саудитами и катарцами за влияние над этой крайне важной страной (а точнее - одичавшей территорией) Северной Африки. Светский прозападный проект, который олицетворяло правительство Зидана-Джибриля, так и не смог утвердиться в послевоенной Ливии, поэтому по сути война в ней идет между исламистами, тяготеющими к разным центрам силы радикального ислама.

Сегодня Национальная нефтяная корпорация Ливии ННК объявила о состоянии форс-мажора в связи с началом боевых действий в районе Сиртского бассейна и захватом ряда промыслов боевиками исламистского "Рассвета Ливии".

Кроме того, в связи с началом фазы воздушных налетов обеих сторон на позиции друг друга началась война за военно-воздушные базы. Сегодня аэропорт Митига подвергся ударам с воздуха.

1.0x