Авторский блог Леонид Масловский 11:27 23 января 2015

Мифы о кавалерии Красной Армии

Кавалерия воюет не шашками, а огнестрельным оружием, кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми подразделениями 1941 года, кавалерия - самый красивый вид войск.

Некоторые считают, что причиной наших поражений в первый период войны было недопонимание Красной Армией сути ведения современной войны, которое выражалось в содержании кавалерийских дивизий.

Эти дивизии наши военачальники якобы бросали на танки, бессмысленно уничтожая и людей, и лошадей.

Как мало у нас интеллигенция знает и как много рассуждает! Да и где ей черпать знания? Из телевидения или интернета? Вот и растут «иваны, не помнящие родства» и не понимающие сути вещей.

Суть заключается в том, что кавалерия воюет не шашками, а винтовками, автоматами, пулемётами, гранатами, миномётами, орудиями и часто наступает вместе с танками, как подвижное соединение, но бой ведёт опять-таки не шашками, а стрелковым оружием.

По Уставу наступление с шашками наголо разрешается только на слабовооружённого противника, и многие кавалеристы, прошедшие войну, ни разу с «шашками наголо» на противника не наступали.

Как подвижное соединение кавалерия имеет преимущество перед танками, автомобилями, бронетранспортёрами и мотоциклами в том, что для передвижения не требует ни солярки, ни бензина, ни дорог.

И когда Г. Гудериан пишет о польской поморской кавалерийской бригаде, которая атаковала танки, то просто издевается над поляками, зная, что не кавалеристы напали на танки (кавалеристы рубили потерявшую бдительность, отдыхавшую немецкую пехоту), а танки напали на польских кавалеристов.

Но разве могли упустить шанс очередной раз оболгать СССР недоброжелатели России, и даже в кинофильмах стали изображать конников Красной Армии, рубящих шашками немецкие танки.

Помог кинематографистам «стряпать» гнусную ложь не разобравшийся в этом вопросе писатель В. Пикуль. И «если моряку Валентину Пикулю ещё было простительно поливать помоями кавалерию в художественном произведении, то повторение аналогичных фраз в «научных» и даже «научно-популярных» работах было совсем уж удивительно». Понятно, что никакой человек «будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не станет пытаться рубить металлические предметы шашкой». Но из-за этой лжи «кавалеристы надолго получили клеймо отважных, но туповатых дикарей, не знакомых со свойствами современной техники», - пишет А. В. Исаев.

Перед войной Г. К. Жуков сменил начальника генерального штаба Б. М. Шапошникова, уважаемого многими, включая И. В. Сталина, военачальника. Шапошников ещё в 1923 году писал, что конный и пеший бои являются равноценными способами действия конницы наших дней и что конница требует могущественного огнестрельного оружия.

А вот что писал, представляемый большинством исследователей врагом механизации армии, С. М. Будённый: «Причины возвышения или упадка конницы следует искать в отношении основных свойств этого рода войск к основным данным обстановки определённого исторического периода.

Во всех случаях, когда война приобретала маневренный характер и оперативная обстановка требовала наличия подвижных войск и решительных действий, конные массы становились одним из решающих элементов вооружённой силы… Мы упорно боремся за сохранение мощной самостоятельной Красной конницы и за дальнейшее её усиление исключительно потому, что трезвая, реальная оценка обстановки убеждает нас в несомненной необходимости иметь такую конницу в системе наших Вооружённых сил».

О самом Семён Михайловиче Будённом Юрий Мухин пишет следующее: «Родом из казаков, он обладал огромным умственным потенциалом, легко, к примеру, самоучкой изучил немецкий язык ещё в юности, а турецкий – на турецком фронте Первой мировой войны.

В войне показал себя исключительным солдатом: был награждён всеми четырьмя Георгиевскими крестами (знаками ордена Георгия всех четырёх степеней) и всеми четырьмя Георгиевскими медалями, таким образом, единственной солдатской боевой наградой, которую он не успел получить, была Анненская медаль. Никаких других наград для рядовых солдат у царя больше не было».

В Гражданскую войну Будённый проявил себя, как талантливейший полководец. Но его любимым делом была не военная служба, а выведение новых пород лошадей для крестьян и для армии. Большой ум и сильное увлечение любимым делом позволили ему добиться феноменальных результатов.

На мой взгляд, будёновская порода лошадей сочетает в себе рост, красоту, выносливость и силу, как никакая другая порода.

Голландская королева заплатила за лошадь будёновской породы самые большие деньги, которые за всю историю советских аукционов московского ипподрома платили только 2 раза – 1 млн. долларов.

Немцы заложили идеи оперативно-тактических приёмов Будённого в основу своих приёмов блицкрига. По-моему, определённые круги умышленно принизили выдающуюся роль Будённого, как в военных, так и в мирных делах страны.

Другой одарённой и внесшей большой вклад в развитие советского государства, ещё более оболганной личностью является Л. П. Берия, про которого Ю. И. Мухин написал следующее: «Он тоже был человеком выдающихся умственных способностей в сочетании с совестью, мужеством и храбростью».

Командир противотанкового взвода 24-го гвардейского кавалерийского полка 5-й гвардейской кавалерийской дивизии, Иван Александрович Якушин вспоминал: «Как действовала кавалерия в Отечественную войну? Лошадей использовали как средство передвижения. Были, конечно, и бои в конном строю – сабельные атаки, но это редко. Если противник сильный, сидя на коне, с ним не справиться, то даётся команда спешиться, коноводы забирают коней и уходят. А конники работают как пехота. Каждый коновод забирал лошадей пять с собой и отводил их в безопасное место. Так что на эскадрон приходилось несколько человек коноводов. Иногда командир эскадрона говорил: «Оставить на весь эскадрон двоих коноводов, а остальные в цепь, помогать. Тачанки тоже использовались только как средство передвижения. При конных атаках они действительно разворачивались и, как в Гражданскую войну, шпарили, но это было нечасто… А как завязался бой, так пулемёт с тачанки снимают, коноводы коней уводят, тачанка тоже уходит, а пулемёт остаётся».

Н.Л. Дупак вспоминает: «В атаку в конном строю я ходил только в училище, а так чтобы рубить – нет, и с кавалерией противника встречаться не приходилось… Воевали спешившись. Коноводы отводили лошадей в укрытия».

О том, какое вооружение, кроме стрелкового оружия, имела кавалерийская дивизия, пишет А. В. Исаев.

«После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе 4 корпусов и 13 кавалерийских дивизий.

Штатно кавалерийские дивизии 1941 года имели четыре кавалерийских полка, конно-артиллерийский дивизион (восемь 76-мм пушек и восемь 122-мм гаубиц), танковый полк (64 танка «БТ»), зенитный дивизион (восемь 76-мм зенитных орудий и две батареи зенитных пулемётов), эскадрон связи, сапёрный эскадрон и другие тыловые части и учреждения.

Кавалерийский полк, в свою очередь, состоял из четырёх сабельных эскадронов, пулемётного эскадрона (16 станковых пулемётов и четыре 82-мм миномёта), полковой артиллерии (четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия), зенитной батареи (три 37-мм орудия и три счетверённых «максима»).

Общая штатная численность кавалерийской дивизии составляла 8968 человек и 7625 лошадей, кавалерийского полка соответственно 1428 человек и 1506 лошадей.

Кавалерийский корпус двухдивизионного состава примерно соответствовал моторизованной дивизии, обладая несколько меньшей подвижностью и меньшим весом артиллерийского залпа… Кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми соединениями Красной Армии в 1941 году. В отличие от корпусов механизированных, они смогли выжить в бесконечных отступлениях и окружениях 1941 года.

Кавалерийские корпуса П. А. Белова и Ф. В. Камкова стали «пожарной командой» Юго-Западного направления. Первый позднее участвовал в попытке деблокирования киевского «котла».

Кавалерия отличилась и в битве под Москвой, где корпус П.А. Белова получил звание гвардейского.

Невозможно не упомянуть и ещё об одном сформированном в Ставропольском крае легендарном кавалерийском корпусе – 2-м гвардейском Л. М. Доватора.

Кавалерия участвовала в боях на решающих направлениях, ходила по немецким тылам, неся врагу смерть и разрушения. Не нуждаясь в топливе, кавалеристы могли заходить в тыл противника на значительные расстояния. В критических ситуациях лошади являлись передвигающимися продуктовыми запасами.

Кавалерия успешно воевала и в 1945 году, имея в своих рядах все виды оружия, включая сотни танков. Мы ещё рассмотрим подвиги кавалерийских частей в последующих боях Красной Армии.

Отставание от вермахта в количестве автомобилей РККА в какой-то степени компенсировала кавалерией.

На хорошем шоссе кавалерия, безусловно, отставала от мотопехоты. Но на грунтовых дорогах и в лесисто-болотистой местности она могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.

Кавалерия, как подвижное соединение, нужна и в обороне для, например, ликвидации прорыва фронта, контратак, быстрого отвода войск при угрозе окружения, и в наступлении.

Кавалерия Красной Армии – это и самый красивый род войск.

Посмотрите на наших красавцев кавалеристов, на наших гнедых с белыми отметинами на мордах высоких, сильных и грациозных коней, и ваше сердце наполнится радостью от увиденной красоты и гордостью от представшей перед глазами русской удали и силы.

А как же немцы? Имели кавалерию или нет? Имели. Чисто кавалерийские подразделения существовали в каждой немецкой дивизии. Помимо этого, в вермахте на момент нападения на СССР была одна кавалерийская дивизия. За время войны немцы постоянно наращивали количество кавалерийских соединений.

Леонид Петрович Масловский. 23.01.2015 г.

1.0x