Авторский блог Татьяна Сорокина(Булгакова) 16:57 20 июля 2014

Милое, родное педучилище - ты большая Родина моя!

Личность учителя в школе является главным фактором, определяющим суть школы. Личность воспитывается личностью. Подготовку педагогических кадров для школы необходимо вернуть на консервативные рельсы, где воспитание личности учителя было преобладающим.

В 1972 году я окончила Рыльское педучилище. В Курской области. Как до сих пор это славно звучит для меня!Город Рыльск. Древний город, где в давние – давние времена стояли дружины князя Игоря, навострив свои копья против половцев. Город храмов и тихих улочек с их размеренной жизнью, сохранившимися выставками цветов, наверное, с самих царских времен. Город – традиция. Это город моей красивой юности, связанной с учебой в Рыльском педучилище. Как остров Буян, он возвышается над западным берегом реки Сейм, что был в мое время полноводным и по нему мы, весь курс, в сто двадцать человек, разгуливали на катере до самого города Льгова, старинного города славянских времен. Вдоль берега, на всю длину города, не менее двух километров, в несколько рядов стояли лодки как личное транспортное средство горожан. А мы иногда сидели в этих лодках, нарушая рассветную тишь над рекой своим акопелльным многоголосьем. В выпускной год, грустный год расставания, родилась во мне такая строчка - милое, родное педучилище, маленькая Родина моя. Мы вместили ее в мелодию песни из кинофильма «Доживем до понедельника», и она потом, став частью песни, долгое время сопровождала студентов педучилища при встречах и расставаниях. Вот такой был куплет:

Где-то трель звонка, как песня, выльется

И тогда нам вспомнятся друзья,

Милое, родное педучилище,

Маленькая Родина моя…

Сегодня я собираю камни. Один из них - уж точно был драгоценным... На выпускном сочинении была предложена тема: « Отчизне посвятим души прекрасные порывы…», и я выбрала ее. Казалось, так просто – написала, сдала, и забыла. Но оказалось не просто. Все, что я тогда сказала, сделало меня должницей этих слов на всю жизнь, заставило меня на них оглядываться и быть верной слову, чтобы быть верной самой себе - чтобы быть в ладу с собой. Ах, милое, родное педучилище…

Когда Екатерина Вторая создавала Институт благородных девиц, она рассчитывала, что в нем будут обучать девочек знатных семей. Великая царица надеялась, что став женами знатных мужей, они могли бы преобразовывать общество через благородное воспитание своих детей. Ее надежды оправдались. Выпускницы - смоляночки были самыми востребованными невестами в свое время и воспитали замечательных сыновей и дочерей России, были надежным и красивым тылом для своих знатных мужей. По прошествии времени, екатерининские порядки в институте ослабевали, но неизменным было главное: он воспитывал высокообразованных женщин для России, знающих иностранные языки, литературу, имеющих прекрасные навыки домоводства и способных судить об искусстве и воспитании детей. Они учились во дворце, где и стены, и весь уклад соответствовали поставленным высоким задачам. Но в начале двадцатого века Россию вздернули на дыбу, и все в ней получило крутой разворот. И вдруг в начале двадцать первого века я обнаруживаю, что, оказывается, в наше время открыт современный Институт благородных девиц.( что –то про него сейчас не слышно опять) Благородных классов нет, а институт есть… Как человек любопытный, я еду в Москву узнать, что это такое. Сотрудники любезно меня принимают. Я интересуюсь учебным планом. И каково же было мое удивление - он совпадает с планом нашего педучилища. «Да -да,- подтверждает мне завуч, - педучилище в советское время было (шутит) скрытой формой института благородных девиц, только языков не было, да апартаменты не те…» В педучилище, как и в институте благородных девиц, кроме общеобразовательных дисциплин обязательными были уроки изобразительного искусства, музыки, вокала, танца, основ сценического искусства и выразительного чтения, уроки печати и даже сельского хозяйства, труда и домоводства, а вся культурная жизнь проходила на фоне своего духового оркестра. Первая часть предметов давала книжную базу знаний, а вторая уравновешивала интеллект и душу выпускников педучилища, облагораживая их, поднимая их внутренний статус. И скорее всего, не случайно для подрастающих невест в городе находилась база кавалеров в красивой форме, с выправкой и обученных танцам - это курсанты авиатехнического училища. Значит, была отеческая забота о чадах своих…

Умные люди знают, что судьба страны – в руках учителя. И как же враг недосмотрел – советских учительниц обучали по учебному плану Института благородных девиц?! Старые люди говорили, что образ советского учителя несколько бледнее учителя царских времен, однако учитель советской школы, в основном, являл собой высокое достоинство и был источником воспитания у советских детей высоких устремлений, ощущая на себе личную ответственность за формирование Народа. Реальным подтверждением этого стало выражение знаменитого политика, что войну с Гитлером выиграл русский учитель. Образ учителя в глазах нескольких поколений советских людей нес в себе интеллигентность, скромность, высокое достоинство и культуру, а школы безраздельно - как в деревне, так и в городе - стали центрами культуры, где дети и подростки не только осваивали учебные предметы, но и развивали свои личностные богатства.

В советское время начальники любили цитировать В.И. Ленина: « Учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой никогда раньше не стоял». Здесь цитирование заканчивалось. Но кто - то же должен когда -то людям сообщить конец фразы: «…и в первую очередь в его материальном положении». Однако учитель продолжал оставаться миссионером, неся ответственность за образование и нравственность своего народа, за его патриотизм. И я осмелюсь заявить, что сокрушительный смерч, который пронесся над Россией в 90 - е годы двадцатого века должен был, по планам врагов, камня на камне не оставить от России. Но народ, выращенный советским учителем, в большинстве своем самосохранился и спас страну даже тогда, когда она осталась практически без власти, или эта власть служила ее врагам. Оказывается, вот почему образование «этой» страны потребовалось кардинальным образом «реформировать», сделав основным критерием его оценки не устремленность к познанию, не уровень мыслительных и нравственных способностей, а сумму книжного знания.

Моя семья мечтала, что я стану врачом, но у меня в пятнадцать лет были свои замыслы – поступить в Рыльское педучилище, потому что там учат музыке, направляют по окончании в Сибирь и еще: я там стану педагогом, чтобы делать детей счастливыми. Такова была моя формула образования. Я не знала, какая у меня будет специальность – просто Педагогом - и все – чтобы делать детей счастливыми. Все сбылось. И музыка. И Сибирь, и полное удовлетворение от профессии, когда ты умеешь предвосхищать детскую радость и тем самым стимулировать ребенка к познанию и развитию. В Сибири, куда меня направили вместе с другими романтиками по окончании педучилища, я вела историю, географию, музыку, рисование и физкультуру. Затем – эпопея старшей вожатой, зам директора по воспитанию, замдиректора по науке и инновационной деятельности и всегда попутно учителем истории и музыки. Я много ездила, много училась ( как и было велено наставниками), но образ мой как педагога был оформлен в педучилище. Образование – Образоваяние. Поэтому учитель не столько вкладывает сумму знаний в детей, сколько использует эти знания для ваяния образа выпускника. Создает такую педагогическую среду, которая бы и стала источником о б р а з о в а я н и я . Такой средой для меня было педучилище. По жизни, где встречалось говорить о своем педобразовании, меня встречали возгласом: « О, это же Рыльское педучилище»! – в том числе и в Сибири, где нас разместили в свое время: Новосибирская и Кемеровская область. Были еще и Тува, Татария, Оренбургская область, а в другие годы – все остальные области нашей Родины. И теперь нет такого уголка в стране, где бы не работали выпускники нашего педучилища – малая Родина разрослась на всю страну.

Педагогическая среда. Вторая половина дня. Вдоль стен коридоров стоят деревянные кресла, все занятые студентами: одни что - то читают, другие собрались группой - весело беседуют, третьи «пилят» на баяне (тогда еще не было музыкального корпуса) Но вот по коридору проходит кто - то из преподавателей – все поочередно, с почтением, молча встают, приветствуя. И так каждый день, все четыре года. Какой штрих! Именно этот штрих навсегда выработал во мне уважение к старшим и дал импульс к развитию внутренней культуры - это когда ты этикет еще не изучал, а он уже в тебе есть. Этот штрих формировал общую психологию всех выпускников и представлял своего рода молчаливый педагогический диалог между преподавателями и студентами.

Музыка. Это чудо, когда каждый учитель музыкально образован. Это определенная планка общей культуры учителя. И государство не скупилось. В целом хор, вокал, инструмент, духовой оркестр могли составлять у студента до семи – восьми часов в неделю.

Из истории известно, (а как это воспето кинематографом!), что духовой оркестр в царское время был украшением каждого городского сада и парка, каждый боевой корабль имел свой духовой оркестр, каждый эскадрон. А одной из лучших царских наград для боевого эскадрона в войне с Наполеоном были золотые литавры и серебряные трубы. И это сокровище – духовой оркестр - сопровождало юность многих поколений будущих учительниц, облагораживая их внутренний мир. Оркестром в течение нескольких десятилетий руководил бывший сын полка Найденов Николай Иванович. Руководил азартно, игриво, вдохновенно… Его оркестр предварял каждый праздничный вечер, связывая воедино сломанную историю страны, наполняя мажором и романтикой наши души. И, думаю, не найдется ни одного выпускника педучилища, чье бы сердце не откликнулось светлой ностальгией, когда они прочтут мои строки.

Образ директора. Возгрина Дмитрия Яковлевича. Для нас он был олицетворением сложившегося стиля. Царственная осанка, аристократические манеры, тихий голос с застенчивой улыбкой и устремленность к возвышенному. Каждую группу, отъезжающую по распределению, он непременно наставлял сам лично, словно завершая ваяние образа, добавлял последние штрихи: манеры, голос, речь, одежда и даже - за кого замуж выходить.

Говорят, что, если у человека в жизни был хоть один хороший учитель, он непременно состоится как личность. В педучилище в наше время для многих поколений выпускников одновременно работала целая плеяда выдающихся учителей, когда у каждого студента практически все преподаватели были яркими личностями и несли высокое достоинство. Мы пребывали в состоянии полного психологического комфорта, ощущая на себе единый ,благородный, теплый, мажорный и динамичный стиль той педагогической среды, в которой мы взрастали. К сожалению, современные родители с компьютерным интеллектом, характеризуя учителя, говорят: он хороший, потому что дает детям хорошие знания. Этим ограничивается ценность учителя в представлении многих – дать книжную сумму знаний, натаскать на ЕГЭ. Этот узкий, внешний, заданный обстоятельствами критерий оценки учителя, ведет наше образование вникуда. Ведь знания может дать сегодня и компьютер, а вот личность человека формируется только Личностью. Я не помню, кто дал мне какие знания – но во мне было все, что нужно для школы. Двигателем же моего личностного развития в течение всей жизни были образы тех людей, которые прикоснулись к моей душе богатствами своих личных красок и сориентировали, куда смотреть. Думаю, это и есть главный критерий оценки учебного заведения – качество среды, а точнее, насыщенность педагогической среды, где получаемая сумма знаний является только частью педагогического процесса, а вся ценность его состоит в самой атмосфере заведения, стиля организации этого самого процесса. И дай мне волю, я бы, готовя учителя, до минимума свела бы практику( как и было у нас), а занималась бы только личностью будущего учителя. Она все решит. Но, оказывается, сегодняшняя программа педучилища больше похожа на ремесленное училище, где подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в основном у станка – практике ремесла – основное время. Из жизни школы известно, что когда молодой или вполне зрелый учитель дает открытый урок, он посвящает его подготовке огромное количество времени и творческих и физических сил. Это определенный творческий отчет и внешняя демонстрация урокодательных возможностей учителя. Это огромный стресс для него – как премьера для режиссера. Такую нагрузку обычно дают учителю не более 2 – 3 –х раз в год. А то один раз. Но 17 – 18 летние девочки в педучилищах в качестве практики сегодня дают открытый урок примерно раз в две недели, а на 4-м 5 – м курсах и того чаще. Такая нагрузка ставит под вопрос возможности развития личности учителя, когда он огромную долю времени занят отработкой инструментария. Учитель – не ремесленник. Он один из важнейших источников образования личности.

Богатство общества – в его людях. Внутренне богатая личность обычно богата не от суммы книжных знаний, а от ее духовно - психологического уровня, заложенного всем содержанием жизни вокруг нее. Это ее нравственная ориентация, характер ее взаимоотношений с людьми, обществом, интерес к познанию и отношение к прекрасному, наконец, это целеустремленность личности и самоощущение в обществе и мироздании. Это все то, что нельзя при выпуске из учебного заведения оценить в баллах. Эти баллы должна поставить жизнь спустя многие годы – результат в педагогике всегда отсрочен А если личность выпускника школы государство оценивает по сумме книжных знаний, то оно и получит ограниченных, однобоких книжников и фарисеев – тех, которых так порицал сам Христос. Именно книжники и фарисеи способны создать общество, где формальное право выше здравого смысла, где буква выше ценности человека. Они создадут общество, где ребенка заберут из семьи в детский дом, потому что у семьи не хватает квадратных метров жилплощади. Или если у ребенка не стало матери, они, оскопленные книжным знанием, заберут его у бабушки, потому что у нее маленькая пенсия, цинично смеясь над здравым смыслом. Они же и продадут ребенка – своего соплеменника, заморским покупателям.

Идут годы, десятилетия, вот уже 85 лет отметило педучилище, сменилось столько директоров, поколений учителей, а атмосфера все такая же. В чем секрет? – размышляю я. И нахожу ответ – в Традиции. Традиция является стержнем, который создает устойчивость на многие времена. Традиция создает устойчивость семьи и несокрушимость нации. Не зря же именно традицию, как почву, выбили из - под наших ног. В педучилище импульс первых директоров и учителей, которые выросли еще в царской России, как благословение апостолов, бережно передавался из поколения в поколение. Здесь нет бывших учителей. Кто уходит на пенсию, он навсегда остается членом педагогического коллектива, продолжает жить его жизнью и остается навечно в сердцах выпускников. Бессменный за десятилетия заместитель директора по воспитательной работе Раздобарова Тамара Алексеевна – сама Традиция - сообщает мне: «А наш духовой оркестр получил звание лауреата на областном конкурсе в этом году». Ах… духовой оркестр! И на душе спокойно. Оркестр звучит - значит мы побеждаем! Но что это? Теперь музыка не обязательна. Индивидуальные занятия по музыкальному инструменту с будущего года отменяются, нет уроков изобразительного искусства, трудов, практически весь эстетический цикл выведен из плана. Высмотрел - таки враг нашу Тайную Силу. И теперь у нас Россия – не страна. Это холдинг, которым управляют менеджеры, не знавшие оркестра с его русскими маршами и вальсами, а потому и лишенные прекрасных порывов. Их задача – извлечь максимальную прибыль из холдинга, а траты на подготовку Личности Учителя - слишком расходно. Сегодня учитель должен быть всего лишь приставкой к компьютеру, сторожем у детей. Ему достаточно инструментария.

Сегодня главным оружием врага являются не бомбы, а - телевизор, который он безраздельно захватил в свое управление. Информационная война. И мы ее проигрываем. Остались последние рубежи. Враг уже вторгся в общее образование, настроив его на свою волну, и теперь направил свой курсор на антиподготовку учителя. Пропагандистская машина телевизора «уболтает» народ и начальников, что якобы эстетический цикл теперь не нужен учителю, т.к. он его не ведет. Его в школе ведут специалисты. А самому учителю, чтобы быть учителем достойным, не нужно быть образованным? И сегодня я, выпускница старой педагогической школы, приглашаю своих коллег встать на защиту наших последних рубежей - системного образования. Так же, как в 90 –е годы, когда нас морили голодом, а мы выстояли, и не закрыли школы. Сегодня, вопреки складывающейся образовательной системе, мы, стоя перед своим подрастающим Народом, должны научить его чувствовать дыхание своей земли, своих предков и питаться своими родными Истоками. Мы должны научить его мыслить так, чтобы не смотря ни на какие информационные диверсии, он мог увидеть, куда делось полноводье наших рек, почему в «мирное» время с лица русской земли исчезло 30 тысяч деревень и поставлена под сомнение жизнь русских малых городов, надо, чтоб наш народ обнаружил, что количество населения нашей страны сегодня такое же, как в начале двадцатого века, и ответил себе на вопрос, почему? Может мы не жили и не плодились? Наш подрастающий Народ нужно научить спасать свое здоровье от « цивилизации». Надо, чтобы наш Народ понимал, что недра Земли – это ее функциональная утроба, и нельзя ее потрошить. Надо, чтобы наш подрастающий Народ получил такой заряд силы, чтоб не только ответил на все вопросы, но и был способен к их разрешению, к выдвижению лидера, способного возглавить энергию народа. Привести Народ к такому уровню, когда он воскресит свои родные песни, обустроит Родники, а лучшие города и села, лучшие школы станут награждать серебряными трубами.

1.0x