Авторский блог Александр Елисеев 20:21 4 июня 2013

Мировой тянитолкай

Революция, начавшаяся в Турции, может нанести мощный удар по тамошнему «исламскому возрождению». Кое-кто из наблюдателей даже предсказывает возвращение светского националистического кемализма при поддержке армейцев, традиционно недолюбливающих исламизм во всех его проявлениях

Революция, начавшаяся в Турции, может нанести мощный удар по тамошнему «исламскому возрождению». Кое-кто из наблюдателей даже предсказывает возвращение светского националистического кемализма при поддержке армейцев, традиционно недолюбливающих исламизм во всех его проявлениях. Кстати, военные воспримут падение режима Р. Эрдогана с большим энтузиазмом, ибо в своё время их сильно принизили. Это произошло после раскрытия в 2008 году заговора организации радикальных националистов «Эргенекон», объединяющей сторонников построения в Турции светского государства. Основные роли в этом заговоре сыграли именно военные, и турецкие власти поставили армии условие, что отпустят арестованных военнослужащих в обмен на возможность самим выбрать новых главнокомандующих. Военные согласились на условия правительства, отказавшись выдвигать кандидатуры замешанных в заговоре генералов. В частности, вначале на должность командующего сухопутными войсками предлагался генерал Х. Игсиз, но его кандидатура отпала из-за установленной причастности к заговору.

Любопытное совпадение – еще до организации заговора Турция стала проводить политику, более независимую от США. Между двумя странами начались трения. В 2007 году произошел довольно-таки крупный политический скандал, который серьезно охладил американо-турецкие отношения. В прессе была опубликована «футурологическая» военная карта США, изображающая геополитический расклад в ближайшем будущем. На ней, к изумлению и гневу турок, красовался единый и независимый Курдистан. Тогда же многие наблюдатели заговорили о том, что в планы Вашингтона действительно входит объединение курдов и создание дружественного США курдского государства. Понятно, что Турции такая «футурология» очень и очень не понравилась.

А вот еще одно интересное совпадение, незадолго до начала турецких волнений вышла очень важная статья Зб. Бжезинского, являющаяся предупреждением американской элите. Маститый идеолог глобализма предостерегал США от

прямого военного вторжения в Сирию: «Сирийский конфликт является межконфессионной войной в нестабильном регионе, имеет потенциал расшириться и напрямую угрожать интересам США, что лишь усилится с вмешательством со стороны Америки. Борьба происходит между силами, финансируемыми и вооружаемыми внешними спонсорами, в частности, Саудовской Аравией, Катаром и Ираном. Также участвуют иностранные религиозные группировки, не контролируемые напрямую спонсорами, а именно, суннитские салафиты и связанное с Ираном ополчение, не говоря уже о настроенных крайне враждебно по отношению к Западу боевиках Аль-Кайеды. Вовлечение Америки лишь мобилизует наиболее крайние элементы этих фракцией против США и будет представлять угрозу того, что конфликт выльется на приграничные страны, и подожжёт Иорданию, Ирак и Ливан».

А ведь еще сравнительно недавно этот глобальный стратег активно ратовал за «глобальное политическое пробуждение», отводя в нем главную роль именно что исламизму. В своей книге «Второй шанс» Бжезинский утверждал, что «в сегодняшнем значительно усложненном глобальном контексте многое зависит от того, удастся ли Америке восстановить некоторую степень доверия в ее отношениях с исламским миром». По сути дела, он выступил за связку американизма и исламизма. (Показательно, что одновременно им была подвергнута жесткой критике деятельность «израильского лобби», нанесшего, по его мнению, серьезный удар по интересам Америки.)

Понятно, что всё это не было простым, «публицистическим» сотрясением воздуха. Бжезинский выступал советником недавно еще только избранного президента Б. Обамы, консультируя его по вопросам внешней политики. И Америка сделала для этого самого пробуждения очень многое, инициировав так называемую «арабскую весну», которая вылилась в серию революций – в Тунисе, Египте и Ливии. Теперь «весенние страны» изрядно потрясывает, революция так и не хочет заканчиваться, как этой с ней часто бывает. Так, в Египте тамошний Верховный суд признал незаконной конституцию и распустил парламент. То есть, стабильностью и не пахнет, так все мощно «пробудились».

Если Бжезинский в своё время ратовал за пробуждение, то другой столп глобализма Г. Киссинджер еще в 2008 году предостерегал от угрозы исламизма, связывая его с одной из «мировых революций», развернувшихся в современных условиях: «Государства, которые стали преемниками Оттоманской империи, были учреждены державами-победительницами после окончания Первой мировой войны… Сегодня этим и без того хрупким государственным структурам угрожает радикальный ислам, что выражается в фундаменталистском понимании Корана как основы некой универсальной политической организации. Джихадистский ислам отвергает национальный суверенитет, основанный на моделях светской государственности; он стремится распространять свое влияние на все районы, где значительная доля населения – мусульманского вероисповедания. Поскольку в глазах исламистов не имеет законного статуса ни структура международного сообщества, ни внутренние структуры существующих государств, эта идеология почти не оставляет места для западных концепций переговоров или равновесия в регионе, который жизненно важен для безопасности и благополучия промышленно-развитых государств».

Складывается такое впечатление, что Киссинджер оказался прозорливее коллеги и «соратника» Бжезинского, который вначале сделала реверанс в сторону исламизма, а потом забеспокоился, увидев, к чему идёт всё дело. Однако, проблему можно рассмотреть и под другим углом. Транснациональная элита, мечтающая о полной и окончательной глобализации, всегда манипулировала национальными бюрократиями, подталкивая их к провальным шагам, наносящим удар по национальным интересам. В своё время именно так «подставили» Дж. Буша-мл., который поначалу выступал как сторонник умеренного изоляционизма, предполагающего сосредоточение США на своих собственных делах и делах Нового Света. Но в скором времени он попал под влияние так называемых неоконов (П. Вулфовитца и др.), воспитанников бывшего троцкиста М. Шахтмана. Они и подсунули ему идейку «глобальной демократической революции», в немалой степени подтолкнувшую американскую элиту к вторжению в Афганистан и Ирак. Ничего хорошего из этого для Америки не вышло, она только ухудшила свои отношения с исламским миром, дискредитировав себя в глазах своего же собственного народа.

И вот на смену Бушу пришёл Обама, которому подсунули уже другую глобальную идейку. В результате, произошла активизация исламизма, которая наложилась на прежнее недовольство Штатами. Империя снова споткнулась, что, конечно, только на руку транснационалам. И вот теперь, судя по всему, пришла пора направить США против исламизма – во всех его проявлениях. Почва для масштабной конфронтации создана при Буше и Обаме, так что особых проблем с этим не будет. И турецкая революция, как очевидно, является первым аккордом грядущего масштабного противостояния.

Америка в этой оптике выглядит этаким всемирным тянитолкаем, который тянет то в одну сторону, то в другую. Выглядит это достаточно нелепо, что только подрывает имидж звездно-полосатой империи. Но главное, при этом возрастает угроза нарваться на сопротивление мощных геополитических конструкций или революционных движений. Вообще, как бы то ни было, но градус конфронтации будет только нарастать. В случае падения режима Эрдогана исламизм ведь никуда не исчезнет. Напротив, он станет еще более радикальным, жаждущим решительного и окончательного реванша. И этот реванш вполне себе вероятен. И тогда Анкара может пойти на самые головокружительные геополитические комбинации. Например, заключить союз с Тегераном. Это может показаться фантастическим, но ничего такого уж фантастического в этом нет. Не так давно такие попытки осуществлялись. Так, в 2010 году Турция отказалась поддержать санкции против этой страны, чем явно противопоставила себя США, Западу и всему «мировому сообществу». О понимании масштабов этого фрондерства говорит тот факт, что санкции были поддержаны даже КНР. Сильный выпад был сделан в отношении Израиля – Турция решительно поддержала действия участников пресловутой «флотилии свободы», вступив в жесткую конфронтацию с Тель-Авивом. Любопытно, что некоторые наблюдатели уверены – демарш Анкары был призван отвлечь внимание Вашингтона от Ирана.

В случае создания оси Анкара-Тегеран крупномасштабное столкновение (и даже война) станет неизбежным. США обязательно ринутся на «священную войну» против исламизма, науськиваемые всё теми же «глобальными» идеологами. И обе силы будут изматывать друг друга на радость глобальным же элитам, которым, в общем-то, плевать на ослабление какой-либо конкретной страны или группы стран – они ведь в любой момент могут перебраться практически в любую точку земного шара. Им же необходимо дискредитировать как мирового тянитолкая, так и его местные подобия, то есть национальную бюрократию. А в ее лице будет дискредитировано государство как таковое. Национальные государства объявят «неэффективными», «не справляющимися». И, к слову сказать, это будет верно – в отношении современных национальных бюрократий. Они сами рубят сук, на котором сидят, позволяя транснационалам умело и цинично манипулировать собой. Причина этой «неэффективности» заключается в шизофреническом отношении к реальности. Национальная бюрократия выступает за глобализацию и желает принять в ней активнейшее участие, извлекая из этого процесса максимальную выгоду. Но при этом она желает сохранения национальных государств и своего статуса. Между тем, глобализация объективно стирает все национальные различия, постоянно усиливая, и без того сильнейшую, роль транснационального капитала. Вот эта шизофреническая раздвоенность и приводит к тому, что управляющая элита даже самого мощного в мире государства похожа на смешного, сказочного тянитолкая.

1.0x