Авторский блог Валентин Катасонов 09:06 27 апреля 2015

Квоты и ресурсы

Тестом на способность МВФ решать сложные задачи, связанные с поддержанием устойчивости международной валютной системы, явился мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. Фонд, мягко выражаясь, оказался не на высоте. Во-первых, кризис выявил недостаточность собственного капитала Фонда. Во-вторых, обделенными во время кризиса оказались страны периферии мирового капитализма. А это в значительной степени было связано с тем, что у таких стран оказалось недостаточно голосов для принятия нужных им решений. С этого времени наиболее крупные из тех стран, которые себя отнесли к категории «обделенных», стали активно использовать механизм встреч «Большой двадцатки» для того, чтобы подтолкнуть процесс реформирования МВФ. Основным «двигателем» этого процесса в рамках форумов «двадцатки» стали страны БРИКС.

«ЗАВТРА». Валентин Юрьевич, еще недавно Россия председательствовала в «двадцатке» (G20). Судя по этим «финансовым саммитам» (встречи министров финансов и руководителей центральных банков стран «двадцатки»), одним из главных вопросов на них - перестройка деятельности Международного валютного фонда?

Валентин КАТАСОНОВ. Подобные саммиты происходят каждый год (начиная с осени 2008 года). Повестки дня саммитов G20 – соответствующие уровню представительства (президенты, премьер-министры): что не вопрос, то проблема вселенского масштаба. Среди обсуждаемых вопросов – перестройка архитектуры мировой финансовой системы, борьба с оффшорами, повышение устойчивости мировой банковской системы, преодоление долгового кризиса (прежде всего в Европе), повышение эффективности финансового регулирования, дальнейшая либерализация финансовых рынков и международной торговли, мировая энергетика и т.п. Тематика на всех встречах - исключительно финансовая и экономическая (в 2008 году было определено, что «двадцатка» будет постоянным механизмом борьбы в мировыми кризисами и другими вызовами в финансово-экономической сфере). Каждый год обсуждались практически одни и те же вопросы, корректировались только формулировки. Примечательно, что никакого прогресса на этих мировых тусовках до сих пор не достигнуто. Многие комментаторы и наблюдатели раздраженно говорят, что идет переливание из пустого в порожнее. На саммитах делаются заявления, подписываются «рамочные соглашения», публикуются коммюнике, проводятся пресс-конференции, раздаются интервью. Саммиты создают иллюзию того, что мировые лидеры действительно пытаются что-то делать для предотвращения надвигающегося глобального финансового коллапса.

«ЗАВТРА». Но пересмотр квот МВФ – наиболее «живой» вопрос на саммитах G20.

Валентин КАТАСОНОВ. Да, единственное «живое», конкретное дело, которое обсуждается на «двадцатках» с 2009 года, - пересмотр квот стран-членов Международного валютного фонда. На питерском форуме 2013 года он обсуждался в контексте проблемы «Реформирование международной валютно-финансовой системы». Вопрос, действительно, предельно конкретный. И в то же время вопрос болезненный, поскольку затрагивает интересы основных групп стран и каждой страны в отдельности.

Квота в Международном валютном фонде – это величина взноса страны в общий капитал Фонда и одновременно ее доля в общем количестве голосов, которые учитываются при принятии различных решений Фондом. Размер квоты определяет возможные объемы кредитов, на которые может рассчитывать страна. Естественно, что квота определяет возможность страны реально влиять на политику этой международной финансовой организации. Пока наибольшая квота в Фонде в размере 17,08% принадлежит Соединенным Штатам. Это дает им возможность блокировать неугодные решения, так как решения в Фонде принимаются при поддержке не менее 85% голосов. Далее по величине квот страны располагаются следующим образом (%): Япония – 6,13; Германия – 5,99; Великобритания – 4,95; Франция – 4,95; Саудовская Аравия – 3,22; Китай – 2,94; Россия – 2,74. 15 стран-членов Европейского союза в совокупности обладают квотами в 30,3%. Все страны «золотого миллиарда» (29 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития) – 60,35%. Остальные страны, составляющие 85% общего числа стран-членов, располагают квотами в 39,65%. Очевидно, что такая раскладка квот делает Фонд инструментом, действующим в интересах «золотого миллиарда».

Периодически с учетом меняющейся мировой экономической и финансовой ситуации Фонд производит пересмотр квот. Пересмотр квот может касаться как общей величины капитала Фонда, так и долей стран (взносов в капитал). Решение о пересмотре квот принимается Советом управляющих Фонда при поддержке не менее 85% голосов. Следовательно, данный вопрос (один из ключевых) деятельности МВФ находится под контролем со стороны США, поскольку их квота составляет 17%.

За время существования Фонда проводилось 14 пересмотров. В среднем один пересмотр в пять лет. Так, решение о пересмотре было принято в 2010 году. Оно знаменательно тем, что капитал Фонда увеличивается на 100% (т.е. в два раза), при этом корректируются доли стран с учетом традиционной формулы. Что это означает на деле? Общий объем квот должен увеличиться с 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (СДР – специальные права заимствования – виртуальная, наднациональная денежная единица, эмитируемая Фондом в небольших количествах с конца 60-х гг. прошлого века). В пересчете это означает, что капитал Фонда вырастет примерно до 720 млрд. долл. При этом будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государства с чрезмерным представительством в пользу государства с недостаточным представительством. Последние – исключительно государства периферии мирового капитализма (ПМК), т.е. все те, кто находится за пределами ареала обитания «золотого миллиарда». Среди них особенно подрастет доля Китая (с 2,94 до 6,39%), который должен стать третьим по размеру квоты государством-членом МВФ. В состав крупнейших десяти акционеров также попадают Бразилия, Индия и Россия. В частности, доля России должна подрасти с 2,49 до 2,71%. Что же, вполне заметная подвижка в пользу стран ПМК, конкретно в пользу стран группы БРИК. На входящие в эту группу Бразилию, Россию, Индия и Китай пока приходится 10,71% квот, а пересмотренная совокупная квота должна увеличиться до 14,18%.

«ЗАВТРА». Может нужен не просто пересмотр, а пересмотр формулы пересмотра?

Валентин КАТАСОНОВ. Еще раз подчеркнем, что 14-й пересмотр все еще базируется на традиционной формуле расчета долей стран. Что это за формула? Доля страны определяется на основе учета таких показателей, как: 1) ВВП, 2) «открытость» экономики, 3) «экономическая изменчивость», 4) международные резервы. При этом показатели «взвешиваются», их доли при расчете равняются соответственно 50%, 30%, 15% и 5%. Второй и третий показатели («открытость», «экономическая изменчивость») - крайне «мутные», но при этом их «вес» равен 45%. У развитых стран, принадлежащих к «золотому миллиарду», они имеют максимальные значения, а у стран ПМК – минимальные. Основные объемы международных резервов сегодня накоплены странами ПМК. У Китая, России и Индии они в совокупности превысили 4 трлн. долл. Однако этот показатель очень слабо отражается на позициях указанных стран в Фонде. Очень уж очевидным стало несоответствие нынешнего расклада сил в мировой экономике сложившемуся уже давно принципу распределения квот в Фонде. Наиболее динамично развивающиеся страны периферии мирового капитализма (ПМК) – группа БРИКС, куда входит Россия. БРИКС является главным инициатором пересмотра формулы расчета квот.

«ЗАВТРА». Менее всего заинтересованы в таком пересмотре страны Европы и Япония?

Валентин КАТАСОНОВ. Конечно.Особенно учитывая нынешнее тяжелейшее положение (долговой кризис) Европы, когда она ищет деньги по всему миру, в том числе в МВФ, для того, чтобы затыкать «дыры» своих бюджетов, рефинансировать растущие государственные долги. Ей и так стало крайне сложно выбивать новые кредиты в Фонде, поскольку на протяжении 2010-2013 гг. он выдавал непропорционально большое количество кредитов именно странам Европы (преимущественно еврозоны). Среди многих неевропейских стран-членов Фонда усиливается ропот по поводу такого европейского фаворитизма организации.

Цель Запада: увеличение ресурсов Фонда без пересмотра квот.

В последние время (после завершения первой волны финансового кризиса) в финансовой политике Фонда наметилась интересная новация: формировать ресурсную базу не за счет наращивания квот, а за счет привлеченных заемных ресурсов. Странам, располагающим наибольшими валютными резервами, предлагается заключать соглашения о предоставлении займов Фонду. Еще на саммите «двадцатки» в Лондоне в 2009 г. странам было рекомендовано направлять ресурсы другим странам не на основе прямых договоров кредитования, а с использованием международных финансовых организаций в качестве посредников. В первую очередь, конечно, имелся в виду такой посредник, как МВФ. В 2009 г. было подписано соглашение о предоставлении Японией займа Фонду на сумму 100 млрд. долл. В том же году были подписаны аналогичные соглашения о получении Фондом займов с Канадой (10 млрд. долл.), Банком Норвегии (4,6 млрд. долл.). Далее, на протяжении 2009-2011 гг. Фонд заключил двусторонние соглашения о получении займов о 16 стран-членов ЕС (или их центральных банков). Все эти займы были предоставлены в рамках обязательства, принятого на себя в марте 2009 г. Европейским союзом, о предоставлении 75 млрд. евро (в то время примерно 100 млрд. долл.) для поддержки кредитных возможностей Фонда. В декабре 2011 г. страны ЕС договорились о предоставлении Фонду дополнительных финансовых ресурсов в форме двухсторонних займов в общем объеме до 200 млрд. евро (для компенсации кредитов, которые страны еврозоны получают от Фонда). Руководство Фона периодически намекает и другим странам, чтобы они также активнее помогали формировать Фонду ресурсную базу на основе двухсторонних соглашений о займах. Такие намеки (и даже открытые предложения) делались, в частности, Китаю, России, другим странам БРИКС. Пока эти намеки и предложения ничем не закончились. Страны ПМК понимают, что Запад желал бы сохранить прежнюю систему управления Фондом, полный контроль над Фондом с помощью имеющейся системы квот. Но при этом получить необходимые дополнительные ресурсы. Страны ПМК готовы предоставлять свои ресурсы только при условии увеличения их квот и допуска к управлению Фондом.

«ЗАВТРА». А какую позицию по вопросам пересмотра квот занимают США?

Валентин КАТАСОНОВ. Особую. Доля США при пересмотре должна сократиться с 17,1 до 16,4%. Чувствительно, но не смертельно, Вашингтон сохраняет свой «блокирующий пакет». На словах он вроде бы поддерживает пересмотр квот. Но только на словах. Уже прошло много времени после того, как на всех уровнях согласован четырнадцатый пересмотр квот Фонда (совет управляющих одобрил решение в декабре 2010 года). Последним шагом длинной процедуры пересмотра, согласно правилам Фонда, является ратификация каждой страной принятых решений по пересмотру. Россия, между прочим, такую ратификацию провела в июле прошлого года. И она готова внести дополнительный взнос в размере около 10 млрд. евро за счет валютных резервов. А вот США этого делать не торопятся, раздавая лишь обещания. Есть серьезные сомнения, что вопрос о ратификации Вашингтоном будет «положительно решен».

Во-первых, потому, что многие в Америке не хотят раскошеливаться на то, чтобы увеличивать капитал Фонда. «Цена вопроса» - около 60 млрд. долл. Их аргумент: стране, мол, надо проводить жесткую бюджетную экономию. Но скорее всего, это не аргумент, а лишь удобное оправдание для отказа от ратификации.

Во-вторых, США подошли близко к «красной черте», перейдя которую они утратят «блокирующий пакет». Доля США в мировом ВВП неуклонно падает. Согласно оценкам Всемирного банка (ВБ), в 2011 году доля США в мировом ВВП была равна 21,6%. Если экстраполировать тенденции изменения ВВП США за период 2001-2011 гг. на следующее десятилетие, то получается, что в 2021 году доля США в мировом ВВП опустится до 14,6% (оценки того же ВБ). Этого уже не достаточно для того, чтобы Вашингтону удержать в своих руках «блокирующий пакет» Фонда. Даже если ему удастся по максимуму злоупотребить такими «мутными» показателями, как «прозрачность экономики» и «экономическая изменчивость». Кстати, среди критиков доминирования США в Фонде есть такая категория экономистов, которые обращают внимание на то, что статистика валового внутреннего продукта в США также является «мутной». Ни одна страна мира не придумала столько хитростей для того, чтобы завышать статистические показатели ВВП, как США. В структуре ВВП США лишь 20% приходится на товары и услуги реального сектора экономики, остальное – «пена», отражающая гипертрофированное развитие финансового сектора, спекулятивные прибыли, в том числе те, которые США получают за пределами своих границ. Конкретно этой «химией» занимается министерство торговли США. Без этой «химии» у Штатов уже давно не было бы «блокирующего пакета» акций в Фонде.

А уж о том, чтобы переходить к новой формуле расчета квот (исключительно на базе показателя ВВП), многие в Вашингтоне и слышать не хотят. Там ведь умеют просчитывать все наперед. Уже сегодня страны БРИК (в случае вступления в силу 14 пересмотра квот) должны иметь совокупную квоту в 14,2%. При таком раскладе им достаточно найти одного-двух союзников для того, чтобы заблокировать любое решение Фонда. А в скором времени и союзники не потребуются. Согласно оценкам ВБ, при сохранении тенденций экономического роста в период 2001-2011 гг. доли некоторых стран в мировом ВВП в 2021 году будут равны (%): Китай – 26,52; Россия – 7,38; Бразилия – 7,27; Индия – 4,55. Получается, что суммарная доля указанной «четверки» будет равна в начале следующего десятилетия почти 46 процентам. Почти половина всех голосов в Фонде может принадлежать всего четырем странам, причем находящимся за пределами «золотого миллиарда». Это примерно столько, сколько сегодня получается на круг у США, Японии и нескольких ведущих стран Европы. Западу такая организация однозначно не нужна!

Поэтому, считают некоторые аналитики, если страны ПМК будут особенно напирать на страны «золотого миллиарда», требуя пересмотра квот, Запад может просто отправить на дно корабль под названием «МВФ». Чтобы он не достался неприятелю, т.е. странам ПМК. А сам пересядет на другой корабль.

«ЗАВТРА». То есть создаст какой-нибудь новый международный или наднациональный фонд по образу и подобию МВФ?

Валентин КАТАСОНОВ. Да. Европейцы в этом направлении уже не только думают, но и действуют. В 2010 году для борьбы с начавшимся долговым кризисом в Европейском союзе они создали Европейский фонд финансовойстабилизации (ЕФФС), несколько напоминающий МВФ, но действующий в пределах «Единой Европы». В 2013 г. ЕФФС упразднился, на его основе создан постоянно действующий институт под названием «Европейский стабилизационный механизм» (ЕСМ). Предполагается, что финансовые ресурсы ЕСМ будут составлять для начала 750 млрд. евро. То есть это больше, чем капитал МВФ с учетом 14-го пересмотра квот. Обсуждаются также перспективы доведения ресурсной базы ЕСМ до 1 и даже 2 триллионов евро.

И здесь я хочу вернуться к Питерскому саммиту 5-6 сентября 2013, где обсуждался уже следующий, пятнадцатый пересмотр квот Фонда на основе новой формулы. Достаточно странная ситуация. Учитывая, что в силу не вступили еще решения по четырнадцатому пересмотру. Есть опасения, что вопрос о квотах на саммитах «двадцатки» перестанет также быть «живым», выродится в бесконечную болтовню. Запад сдавать своих позиций не будет. Уж скорее он отправит на дно корабль «Международный валютный фонд», который с 1945 года под его командованием плавал по морям и океанам мировых финансов.

Между прочим, общие бюджетные расходы на подготовку и проведение саммита в Питере составили 6 млрд. руб. (почти 200 млн. долл.). Может быть, не стоило нам тратить уйму денег на такое дорогостоящее и «безнадежное» мероприятие?

«ЗАВТРА». Может быть, стоило бы лучше продолжить работу по созданию Нового Банка развития со странами БРИКС?

Валентин КАТАСОНОВ. Эта идея уже реализуется. И вообще не стоит ловить «журавлей» из дальнего зарубежья, а лучше пестовать «синицу», которую мы держим в руках? Я имею в виду недавно созданный Антикризисный фонд ЕврАзЭС с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении. Может быть, России вообще не стоит дальше поддерживать сериал «мыльных опер» под названием «Саммиты G20»? Мне лично эти саммиты напоминают басню Крылова о том, как лебедь, рак и щука воз тянули.

«ЗАВТРА». Международный валютный фонд может не дожить до своего юбилея?

Валентин КАТАСОНОВ. Он прожил долгую и непростую жизнь. Напомним, что именно в этом году исполняется круглая дата – 70 лет со времени проведения Бреттон-Вудской конференции, на которой были определены основные параметры послевоенной мировой валютно-финансовой системы. Между прочим, именно на этой конференции было принято решения о создании Международного валютного фонда. Официально Фонд начал свою деятельность с 1 марта 1947 года, однако, официальной датой рождения Фонда считается 27 декабря 1945 года, когда после ратификации 29 государствами соглашения о создании Фонда это соглашение вступило в силу. Но датой рождения МВФ можно считать и 22 июля 1944 года, когда на Бреттон-Вудской конференции был одобрен проект Устава МВФ.

Безусловно, Фонд – один из ключевых элементов послевоенной валютно-финансовой системы (которую еще называют Бреттон-вудской системой). Важнейшие элементы этой системы: фиксированные валютные курсы денежных единиц стран-участниц, привязка всех валют к золоту (золотой паритет), свободный размен доллара на золото казначейством США денежным властям других стран. Основной функцией Фонда было определено кредитование стран-членов в том случае, если платежные балансы становятся дефицитными и возникает угроза отклонения валютного курса денежной единицы от установленного фиксированного значения (а также золотого паритета). Такая система призвана была обеспечить стабильные валютно-финансовые условия для развития международной торговли и других форм международного экономического сотрудничества. Первый кредит был выдан Фондом весной 1947 года Франции.

Валютный фонд пережил серьезный кризис в 1970-е годы, когда рухнула Бреттон-вудская валютная система. Как известно, все началось с 15 августа 1971 года. Тогда американский президент Р. Никсон объявил о том, что казначейство США прекращает обмен долларов на золото. Окончательный демонтаж этой системы произошел в 1976 году, когда была проведена Ямайская международная конференция, на которой были внесены поправки в Устав МВФ. Отныне узаконивались плавающие валютные курсы, а привязка доллара и других валют к золоту отменялась. Правда, было не понятно, чем будет заниматься Фонд в новых условиях. Ведь теперь не обязательно было поддерживать платежные балансы с помощью кредитов Фонда. Были даже предложения закрыть Фонд. Но в 1980-е годы МВФ нашел свою «экологическую нишу». Он стал основным инструментом претворения в жизнь так называемого «Вашингтонского консенсуса» - свода принципов финансовой глобализации и экономической либерализации. Фонд стал предоставлять кредиты в обмен на политические и социальные уступки стран-получателей кредитов (приватизация государственной собственности, либерализация движения капитала, отказ от вмешательства государства в экономику и т.п.). В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

«ЗАВТРА». Но необходимость его реформирования назрела.

Валентин КАТАСОНОВ. На протяжении многих десятилетий «контрольный пакет» в Фоне принадлежал Соединенным Штатам. Количество голосов каждой страны-участницы определяется ее долей в капитале. Для блокирования тех или иных решений на заседаниях Фонда необходимо 15% голосов. У США количество голосов всегда существенно превышало это пороговое значение. А для «продавливания» нужных себе решений Соединенные Штаты без особых трудов привлекали на свою сторону Великобританию и Францию, которые после войны занимали второе и третье места по долям в капитале Фонда. Периодически доли стран в капитале и голосах корректировались с учетом изменений позиций стран в мировой экономике. Иногда принимались также решения об увеличении капитала Фонда для того, чтобы тот мог справляться с выполнением возложенных на него функций. Однако подобного рода корректировки не мешали Соединенным Штатам сохранять за собой «контрольный пакет» и использовать Фонд в качестве инструмента своей глобальной политики.

Тестом на способность Фонда решать сложные задачи, связанные с поддержанием устойчивости международной валютной системы, явился мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. Фонд, мягко выражаясь, оказался не на высоте. Во-первых, кризис выявил недостаточность собственного капитала Фонда. Во-вторых, обделенными во время кризиса оказались страны периферии мирового капитализма. А это в значительной степени было связано с тем, что у таких стран оказалось недостаточно голосов для принятия нужных им решений. С этого времени наиболее крупные из тех стран, которые себя отнесли к категории «обделенных», стали активно использовать механизм встреч «Большой двадцатки» для того, чтобы подтолкнуть процесс реформирования МВФ. Основным «двигателем» этого процесса в рамках форумов «двадцатки» стали страны БРИКС.

Особую роль сыграла встреча «двадцатки» в Сеуле в 2010 г. Там была достигнута договоренность об очередном, четырнадцатом пересмотре квот стран в капитале Фонда. Но кроме этого были приняты два решения стратегического характера: о разработке новой, более справедливой формулы определения квот; об увеличении капитала Фонда в два раза - с 238,4 млрд. SDR до 476,8 млрд. SDR (Special Drawing Rights – специальные права заимствования; это безналичная денежная единица, выпускаемая Фондом). В том же 2010 году эти предложения прошли обсуждение в Фонде и были поддержаны в результате голосования. Предполагалось, что в 2012 году новые квоты на основе 14-й корректировки будут введены в действие, а к январю 2014 года будет разработана новая формула. К январю 2014 года планировалось провести 15-й пересмотр квот на основе новой формулы.

В результате 14-го пересмотра квот более 6% квот должно было быть перераспределено от развитых стран развивающимся. В случае вступления в силу 14-го пересмотра Китай станет третьим по размеру квоты государством - членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия войдут в число 10 крупнейших акционеров фонда.

«ЗАВТРА». США блокируют реформирование Фонда?

Валентин КАТАСОНОВ. Конечно. Со времени принятия решения в Сеуле прошло уже более четырех лет, а его решения остаются на бумаге. В чем дело? Процесс блокирует главный «акционер» Фонда – Соединенные Штаты. До сих пор этот пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов. Почему Вашингтон до сих пор не ратифицировал решения Фонда от 2010 года? - Соединенные Штаты опасаются, что Фонд в ближайшее время может стать не подконтрольным Вашингтону. Ведь не за горами уже 15-е поправки, причем они должны быть рассчитаны на основе новой формулы, которая, скорее всего, будет более полно учитывать место стран периферии мирового капитализма в экономике. При этом США в случае ратификации должны будут внести около 60 млрд. долл. для пополнения капитала Фонда. А Вашингтон до конца еще не разучился считать деньги, даже если он живет за счет наращивания государственного долга.

Напомним, что предыдущая встреча «финансовой двадцатки» проходила в Сиднее в феврале 2014 года. Уже тогда всем стало понятно, что денег у Фонда нет. Даже осторожный министр финансов А. Силуанов заявил об этом публично. В отчете о работе «финансовой двадцатки» в Сиднее, размещенном на сайте Минфина России, записано: «...В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях». Это означает, что Фонд предоставляет кредиты не за счет собственного капитала, а осуществляя перекредитование тех ресурсов, которые ему удается получить от отдельных стран-членов. Но такие ресурсы могут предоставляться Фонду на очень конкретных условиях (скажем, для выдачи кредитов конкретной стране на конкретные цели). А перекредитование означает, что проценты по кредитам для конечных получателей будут существенно выше тех, которые Фонд взимает при кредитовании за счет собственного капитала. В Сиднее обсуждался вопрос о том, какую помощь Фонд может оказать Украине. По мнению большинства участников встречи «финансовой двадцатки» - никакой. Поэтому нынешние переговоры о возможном предоставлении Фондом многомиллиардного кредита правительству Яценюка следует рассматривать как спектакль. Обе стороны переговоров – почти что банкроты.

В Сиднее «финансовая двадцатка» потратили немало времени на то, чтобы убедить США решить вопрос о ратификации решений 2010 года. В коммюнике встречи было записано: «Нашим высшим приоритетом остается вопрос о ратификации реформы 2010 года, и мы настоятельно призываем американскую сторону сделать это до нашей следующей встречи в апреле». Увы, призывы в Сиднее Вашингтоном не были услышаны.

«ЗАВТРА». МВФ обречен, или есть выходы из нынешнего тупика?

Валентин КАТАСОНОВ. Своими действиями (точнее – бездействием) Соединенные Штаты, прежде всего, дискредитируют самих себя. Во вторую очередь – Фонд. В третью очередь – «двадцатку». Репутация Фонда падает особенно быстро на фоне того, что Китай в последние годы предоставляет многих странам «третьего мира» кредиты, сопоставимые с объемами займов и кредитов МВФ и МБРР. При этом Пекин в отличие от Фонда странам-получательницам политических и социальных условий (в духе «Вашингтонского консенсуса») не выставляет.

По данным Rand Corporation, в 2001 году весь объем обещанной зарубежным партнерам помощи из Китая составил 1,7 миллиарда долларов. Спустя десятилетие эта цифра достигла 190 миллиардов долларов. Непосредственно выделенные средства в 2011 году составили куда меньше — всего 20 миллиардов долларов, но и такая сумма впечатляет. Всего за 10 лет объем обещанной помощи составил около 800 миллиардов долларов, предоставленной — свыше 70 миллиардов. Разница объясняется тем, что подготовка проектов, в которых участвуют китайцы, занимает в среднем шесть лет. Среди регионов-реципиентов первое место занимает Латинская Америка, за ней следуют Африка, Ближний Восток, Южная Азия и Восточная Европа. Самым крупным получателем помощи является Пакистан (89 миллиардов долларов). Среди целей, на которые выделяются деньги, доминирует добыча и переработка природных ресурсов (42 процента), за ними идут инфраструктурные проекты (40 процентов) и гуманитарная помощь (18 процентов). Вся помощь делится на концессионные займы, беспроцентные ссуды и прямые невозвратные гранты. Первая категория обслуживается государственными банками, остальные две проходят непосредственно через бюджет КНР. Подавляющее большинство реципиентов китайской помощи не способны занимать средства на открытом рынке. При этом средняя ставка по концессионным займам составляет всего 2,3 процента годовых, что существенно ниже, чем у стабилизационных кредитов МВФ.

«ЗАВТРА». Если решения «двадцатки» и Фонда на протяжении более четырех лет не выполняются, - это серьезный удар по репутации указанных международных организаций?

Валентин КАТАСОНОВ. Это не первый раз, когда США блокируют реформы Фонда. Яркий пример: решение о 13-й корректировке квот, принятое Фондом в 2001 году. США тянули с их ратификацией до 2009 года. Лишь в самый разгар финансового кризиса Конгресс их утвердил. Большинство стран Западной Европы, хотя и ратифицировали корректировку 2010 года, втайне рады бездействию Вашингтона, поскольку вступление в силу 14-ой корректировки привело бы к уменьшению их доли в общем числе голосов.

Многие американские конгрессмены полагают, что у них есть дела поважнее, чем возвращение к вопросу о реформировании МВФ. Но у многих стран-членов Фонда терпение, кажется, кончается. Особенно у Китая, который уже не раз предоставлял свои средства Фонду на основе соглашений о заимствованиях. Однако вариантов выхода из сложившегося тупика не так много.

Некоторые политики считают, что в Фонде может произойти своеобразная «революция»: решение о реформировании МВФ придется решать без участия США. Но формально этого не позволяет Устав Фонда в том виде, который он имеет после Ямайской конференции 1976 года. Такая «революция» на деле будет означать не реформирование МВФ, а создание на его базе новой организации с новым уставом и без участия США. Но тогда надо будет переносить штаб-квартиру нового Фонда в другую страну. Да и под давлением Вашингтона ряд ближайших его союзников наверняка откажутся от членства в новой организации. От старой организации может остаться лишь вывеска «Международный валютный фонд».

Но возможен и другой вариант. Он уже достаточно проработан и имеет все шансы на успех. Речь идет о Валютном пуле (Пуле валютных резервов) и Банке развития стран БРИКС. Принципиальное решение о создании этих организаций было принято на встрече стран БРИКС накануне саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Валютный пул и Банк развития БРИКС будут иметь капитализацию по 100 млрд. долл. каждый. Начало их работы планируется на 2015 год. В настоящее время решаются такие вопросы, как графики пополнения капитала, доли (квоты) отдельных стран, место расположения штаб-квартир обеих организаций. Указанные международные организации стран БРИКС могли бы стать «точками кристаллизации», притягивающими к себе другие страны. Кто знает: может быть со временем они могли бы стать глобальными финансовыми организациями, которые бы заменили Международный валютный фонд и Всемирный банк?

Как видим, в обоих возможных вариантах выхода из нынешнего тупика Международному валютному фонду места в новом мировом финансовом порядке не находится.

Беседовал Александр Владимиров

Продолжение следует

Читайтетакже:

Тайна золота и пресловутый Бреттон-Вудс

Золотой рубль как удавка для России

Золотой стандарт и валютно-финансовое устройство мира

Аргумент дяди Сэма и долларовый империализм

СССР и Бреттон-Вудс. Конференция и её итоги

Загадки Гарри Уайта. Бреттон-Вудс, финансы и шпионы

Рождение МВФ и страсти вокруг Бреттон-Вудса

Игры англосаксов. Бреттон-Вудс и "мировая закулиса"

Против Фининтерна. Бреттон-Вудс, СССР и СЭВ

Ответ Сталина. За новый мировой экономический порядок

Трофей Запада. Эта горячая «холодная» война

Суверенитет и конец Бреттон-Вудса

Агония Бреттон-Вудса. Благополучие Америки и «печатный станок»

Нефтедоллар и коварство финансовых магов

Страсти по МВФ и «Вашингтонский консенсус»

1.0x