Авторский блог Николай Мусиенко 10:39 16 июля 2016

Не закат, а рассвет!

На посту директора Музея я намерен выполнять созидательную функцию, ни в коем случае не покушаясь на добрые традиции, существующие в учреждении и тем более в городе-герое Севастополе. И всё же проводимая реорганизация учреждения давно назрела. Невозможно жить и функционировать музею в XXI веке так же, как это было 50 или даже 20 лет назад.

7 июля в «Завтра» была опубликована статья С. Костюченко «Разрушитель. Закат музея обороны Севастополя?», посвящённая деятельности недавно назначенного нового директора Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. Публикуем ответ директора музея Н. И. Мусиенко.

Наверное, не ругают только тех, кто ничего не делает. Не в моих правилах оправдываться – привык доказывать свою правоту делом, но в данном случае, видимо, придётся. Считаю, что публично провозглашённый в статье С. Костюченко «закат музея обороны Севастополя» - миф, плод её воображения, попытка настроить против меня, как нового руководителя Музея, общественное мнение.

«Катастрофическим» состояние Музея стало именно благодаря действиям, точнее бездействию, предыдущего руководства, в том числе Костюченко С.В., как заместителя директора по научной работе. Летом 2015 года глава государства лично дал поручение по наведению порядка на Мемориальном комплексе Малахова кургана в связи с его неудовлетворительным состоянием. Состояние других мемориальных комплексов и объектов ничуть не лучше. Время показало, что выполнение плана по благоустройству объектов находится под угрозой. Вместо исполнения поручения председателя правительства Российской Федерации «опытными руководителями культуры» была скрытно организована коммерческая деятельность.

С 2014 года руководство музея не проявило заинтересованности и не предприняло действенных шагов для интеграции его в музейное сообщество Российской Федерации. За период 2015-2016 гг. была проведена всего одна научно-практическая конференция, посвященная 110-летию панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Ф. Рубо. При этом в качестве отчетных документов по итогам данного мероприятия в Музее вместо сборника материалов имеются только счета на оплату салюта на 57,4 тыс. рублей и ужина в ресторане гостиницы «Украина» на 73,9 тыс. рублей!

Не проводились научно-практические семинары, круглые столы, организация которых входит в должностные обязанности заместителя директора по научной работе Костюченко С.В. Не были должным образом отмечены знаменательные даты истории России и Севастополя: 70-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Практически разорваны связи с музеями, общественными организациями и воинскими частями г. Севастополя. Не замечено также прорывов и в научной деятельности Музея. Вот и в статье С. Костюченко почему-то нет никакой информации о достижениях в научной сфере за последние годы, когда она руководила этим направлением деятельности.

Чем занимались научные сотрудники Музея вместо плодотворной научной работы и изучения фондовых коллекций? Они вынуждены были тратить большую часть рабочего времени на выполнение плана по сдаче предметов в научный фонд, установленного С. В. Костюченко, и написание паспортов к ним. На бумаге – музейные фонды разрастались. На деле - в результате такой «научной» деятельности в коллекции музея хранятся пустые консервные банки, пластмассовые ломтерезки, сувенирные шариковые ручки с логотипами политических партий и т. п. Ряд опытных научных сотрудников были в разное время уволены или уволились в связи с авторитарным методом работы, установленным Костюченко С.В., и по причине невозможности выполнить план по «сбору» музейных предметов. Молодые сотрудники музея, выпускники исторического факультета филиала МГУ также вынуждены были уйти из музея по той же причине, не получив возможности реализовать свои знания на практике.

Министерством культуры РФ было дано поручение руководству Музея разработать Концепцию развития на 2016 – 2020 годы как перспективный план развития учреждения.

Проект Концепции, подготовленный под руководством г-жи Костюченко, Министерство культуры признало неудовлетворительным. Передо мной поставлена задача по её существенной переработке с учётом нынешнего состояния учреждения и современных требований к деятельности учреждений культуры. Пафосными словами и голословными обвинениями г-жа Костюченко пытается прикрыть собственную бездеятельность и некомпетентность.

На посту директора Музея я намерен выполнять созидательную функцию, ни в коем случае не покушаясь на добрые традиции, существующие в учреждении и тем более в городе-герое Севастополе. И всё же проводимая реорганизация учреждения давно назрела. Невозможно жить и функционировать музею в XXI веке так же, как это было 50 или даже 20 лет назад.

Одной из первоочередных своих задач считаю создание нормативно-правовой базы, без которой невозможна нормальная работа любого учреждения. Уверен: моя деятельность в целом поддерживается большинством работников. Проводимые кадровые изменения как раз и призваны навести порядок в учреждении, сделать его современным музейным комплексом. И, наверное, не будет ни у кого сомнений в том, что, начиная такое большое и важное дело, руководитель вправе набрать команду единомышленников, энтузиастов, увлечённых одной идеей профессионалов, где главную роль, конечно, будут играть местные кадры - как заслуженные работники, так и молодежь. Ни одна из музееобразующих сфер деятельности не останется без внимания. Музей уже начал пополняться молодыми профессиональными сотрудниками, а не родственниками и друзьями.

Наводится должный порядок и в финансовой сфере. Например, уже на третий день руководства Музеем мной были переданы на благотворительные цели в Дом малютки финансовые средства, незаконно собранные с посетителей. Упорядочена система посещений музея льготной категорией граждан, в том числе многодетными семьями. Устраняются нарушения в коммерческой деятельности музея.

Обеспокоенность г-жи Костюченко судьбой главных музейных проектов представляется беспочвенной: работы по реставрации кинотеатра «Украина», призванного стать экспозиционно-выставочным центром, были активно развёрнуты именно в последний месяц. По отзывам сотрудников, предыдущее руководство Музея крайне редко бывало на объектах и интересовалось их состоянием. Кроме того, при проведении анализа выставочной деятельности Музея на 2016 год было выявлено отсутствие концепций и смет выставок, а тематико-экспозиционные планы выставок были представлены не в полном объеме, не проведены через научно-методический совет музея и не утверждены директором.

Считаю, Музей начинает преображаться. Конечно, процесс реформирования не бывает простым. Существует и недопонимание, и сопротивление, и просто нежелание что-то менять: идти по накатанному пути всегда проще. Но проще - ещё не значит лучше.

Не думаю, что автор статьи имеет право и тем более основания упрекать меня в отсутствии патриотизма. Как бы пафосно ни звучало, но я всегда стремился служить России верой и правдой. Сведения о моем образовании и работе в одном из лучших музеев России, изложенные С. Костюченко, намеренно искажены. Приведённые ею цитаты выдернуты из контекста или извращены. Думаю, читатель не мог не заметить издевательский тон статьи. Всё это говорит о необъективности автора.

Все сведения о моих доходах и расходах каждый год проверяются Министерством культуры Российской Федерации. В настоящее время проживаю в г. Севастополе в съёмной однокомнатной квартире вместе с супругой. Обвинения в мой адрес представляют собой откровенную ложь и клевету, недостойные работника культуры с 40-летним стажем.

Считаю, что вскоре результаты моей деятельности станут видны всем жителям и гостям города Севастополя, и они смогут сами её оценить. Нужно помнить, что всегда наступает завтра…

1.0x