Авторский блог Николай Омельченко 14:40 25 ноября 2014

Письмо с фронта

Образ солдатского письма-треугольника буквально преследовал меня, и преследовал давно. Мне хотелось, например, создать мемориал памяти павших, где в центре мемориального пространства стояло бы здание-пирамида, гигантское сложенное письмо, а в нем – музей, хранящий артефакты, документы, свидетельства… А потом сложился образ кораблика с парусом – все тем же письмом-треугольником. Кораблик – это символ памяти, достигшей наших дней, не погибшей, не ушедшей на дно.

Вячеслав Румянцев родился 23 июля 1952 г. в пос. Шаховская Московской области. В 1970 г. закончил художественную школу. На протяжении года проходил стажировку в мастерской Сергея Коненкова. С 1978 по 1983 гг. учился в Высшем художественном училище (б. Строгановском), Москва, у Г. Шульца и А. Бурганова. С 1980 г. - постоянный участник выставок и скульптурных симпозиумов.
Скульптор, как и архитектор, не может работать «для себя», его творения должны отражать свое историческое время и оставлять память о нем на века.
Прошлая война и война новая, в которую Россия и все человечество медленно, но верно вползает, стала той темой, мимо которой Вячеслав Румянцев пройти не мог. А тот факт, что его работа предназначена для недавно присоединенного Крыма, который и стал причиной происходящего, заставил нас включить этот материал, посвященный воплощению Русской Весны в художественных образах.

«ЗАВТРА». Уважаемый Вячеслав Вячеславович, расскажите, как сформировался замысел композиции «Письмо с фронта»? Прежде всего – с чем связана та лаконичная манера, которую Вы выбрали для этого памятника?

Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Мой отец воевал. Это навсегда наложило отпечаток на мое мировоззрение, на мировоззрение моего брата. Мне вообще кажется – и уж тут я точно не одинок – что тема Великой Отечественной войны, да и Первой мировой (кстати, мой дед вернулся с ее фронтов инвалидом) не заглохла, не отболела в нашем народе, и не может отболеть. И мы не должны допускать ту ложь, те кривотолки, что приобрели сейчас мировой масштаб и искажают представление о нашем участии в этих войнах. «Живи и помни» − это наш долг: жить и помнить о русской исторической жертве.

«ЗАВТРА». И все же: что скажете о подчеркнутом лаконизме, даже минимализме созданного Вами образа?

Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Образ солдатского письма-треугольника буквально преследовал меня, и преследовал давно. Мне хотелось, например, создать мемориал памяти павших, где в центре мемориального пространства стояло бы здание-пирамида, гигантское сложенное письмо, а в нем – музей, хранящий артефакты, документы, свидетельства… А потом сложился образ кораблика с парусом – все тем же письмом-треугольником. Кораблик – это символ памяти, достигшей наших дней, не погибшей, не ушедшей на дно.

«ЗАВТРА». Как повлияли на ваш замысел исторические события последнего времени?

Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Вы имеете в виду вхождение Крыма и Севастополя в состав России? Совершенно ясно, что эти события и стали решающим толчком, оживившим мой замысел, заставившим его реализоваться. Мне хотелось в знаковой, предельно обобщенной форме, граничащей с простотой детского рисунка, передать и преемственность исторических событий, и то, что русская слава и гражданская память – не пустой звук. Это – сила, которая может менять ход истории. Печати, изображенные на парусе-письме − «Полевая почта. 1942−1944. Севастополь», «Почта России. 2014−2015. Севастополь» − говорящая деталь, по-моему.

«ЗАВТРА». Что ж, желаем вашему кораблю счастливого плавания.

В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка "В союзе линии и формы. Творческое наследие мастеров кафедр академического рисунка и академической скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова". Макет памятника В.В. Румянцева "Письмо с фронта" наряду с работами строгановцев разных поколений представлен в залах музея. Выставка продлится до 30 ноября

1.0x