Сообщество «Салон» 00:00 31 марта 2016

Полёты над гнездом Союза

Фильм Михаила Местецкого - комедия, переходящая в социальную драму и социальная драма, переходящая в лёгкую философскую притчу. «Фестивальный» формат зрительского фильма – по-другому форматирует и его восприятие. Персонаж Василия Буткевича до вступления в «Тряпичный союз» внешне чем-то напоминает Данилу Багрова из первого «Брата» в сцене на рынке, в начале славных дел. А проходящая через весь фильм многовековая мечта всего прогрессивного человечества о деконструкции эстетического наследия девяностых – отсылает не только к идейному наследию Бакунина, но и к деятельности полумифического «Реввоенсовета» с полуреальной арт-группой «Модернизация». Лоскутное одеяло «Тряпичного союза» - сшито очень лихо, что радует тоже очень. Десятые закончились, сдавай Айфон, вставай на лыжи.

«Тряпичный союз» (2015, Россия, режиссёр Михаил Местецкий, в ролях Василий Буткевич, Александр Паль, Иван Янковский, Павел Чинарёв, Анастасия Пронина, Владислав Ветров).

Одинокому подростку Ване (Василий Буткевич) безрадостно в Москве. Примерно как на кладбище, куда он ходит для ещё большего уединения, да и работа у него такая, в погребальном бизнесе. Это могла быть завязка для фильма о страданиях на фестивале "Бок о бок" или других однополых мероприятиях, по счастью, более не финансируемых нашим Минкультом. Но, слава России, наши кладбища — не только место скорби, но и возможность для встреч с интересными людьми. Как все знают с детства: "Покойники — бывшие люди — смелые люди, и нам не чета". Иван, не знающий об идеях русского космизма, но размышляющий о воскрешении из мёртвых, встречает не мутных хипстеров, играющих в петанк, а жизнерадостных атлетов, прыгающих через препятствия и желающих не чизкейк, а чебурек. С лимонадом, а не смуззи. В занятия паркуром укладываются народовольческие идеалы, совмещённые с актуальным искусством (сейчас так принято). Приятелям хочется, чтобы не только пенсии платили, но и чтобы статуя Петра работы Церетели взорвалась красиво. Не "Пусси Райот" — и на том спасибо.

Но поскольку без Ротшильдов и рептилоидов социальная справедливость и актуальное искусство не очень волнуют население, члены "тряпичного союза" Пётр (Павел Чинарёв), Андрей (Иван Янковский) и Попов (Александр Паль) идут по пути, предложенному недавно "выдающимся экономистом" Германом Грефом. Да, в дауншифтеры, но не к народу племени Гоа, а переместившись на дачу Ивана и сдавая квартиру Петра. Модные изометрические упражнения, гормоны и деревенская Кармен — Саша (Анастасия Пронина) делают жизнь актуальных народовольцев интереснее, чем просто изометрические упражнения ("давай жми, на зоне пригодится"). Дача, дожившая из долгожданного тридцать седьмого года, построенная какими-то жуликами и у них же отобранная, — сломлена, построена заново и сожжена. Девичья честь порушена, восстановлена, а потом оказалось, что её и не было. Зря, мать честная, принимались удары от осатаневших пейзан, и дачу сожгли без мотивации. Пусть считается, что потлач. Или революционная целесообразность. Или перформанс, "колхоз-арт" под названием "неча наших девок портить". Но главное — какие-то мёртвые всё-таки восстали, хотя и не совсем понятно, насколько были мёртвые. Иван получает по черепушке и просыпается в больнице, где обречённо вздыхает над расхристанными нравами нынешней молодёжи врач, он же дядя Петра (как всегда блистательный Владислав Ветров).

Фильм Михаила Местецкого (известного прекрасной лентой "Ноги-атавизм") — комедия, переходящая в социальную драму, и социальная драма, переходящая в лёгкую философскую притчу. "Фестивальный" формат фильма по-иному форматирует и его восприятие. Персонаж Василия Буткевича до вступления в "Тряпичный союз" внешне чем-то напоминает Данилу Багрова из первого "Брата" в сцене на рынке, в начале славных дел. А к концу фильма, когда "Союз", наверное, должен стать "деревянным", внешний вид вчерашнего школьника становится более адаптированным к окружающей среде, он в большей мере похож на самостоятельного человека. Впрочем, оммаж фильмам Балабанова виден и в других деталях подготовки к "взрыву, которого не было". А проходящая через весь фильм многовековая мечта всего прогрессивного человечества о деконструкции эстетического наследия девяностых отсылает не только к идейному наследию Бакунина, но и к деятельности полумифического "Реввоенсовета" с полуреальной арт-группой "Модернизация". Лоскутное одеяло "Тряпичного союза" сшито очень лихо, что тоже радует. Десятые закончились, сдавай айфон, вставай на лыжи.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
28 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x