Радикализм актуального искусства сдулся. Уж не громыхают на горизонте эпатажа и провокации его сыны-пассионарии: Олег Кулик, Александр Бренер, Авдей Тер-Оганьян, Олег Мавроматти…. Кто-то сколотил на арт-акциях капиталец. Кто-то в трущобах Тель-Авива всё рубит и рубит «капусту» в маниакальном припадке. Уж пыль под ногами – галерист и кремлевский политтехнолог Марат Гельман. А казалось-то, Кащей Бессмертный! Уж в глубоком down’е портал OpenSpace – ловец маргинальных душ на крючок искусствоведа Екатерины Дёготь. Разве что «крепкий орешек» - художник Петр Павленский. «Самой жесткой акцией в поддержку PussyRiot» он зашил себе рот суровой ниткой (акция «Шов»), да никому нету дела. Пошел на грозу. Прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Журналист «Эхо Москвы» отозвался: призвал ценителей искусства Петра Павленского (больше 40% слушателей) искусство то повторить, но уже в домашних условиях.
Радикализм актуального искусства сдулся.
Но дело актуального искусства живет.
Сцены из жизни актуального искусства сегодня - церемонии награждения премиями. Основные игроки тут как тут. Петр Авен, достойный внук латышского стрелка, председатель совета директоров «Альфа-банка», как символ «золотого парашюта» для адепта актуального искусства. Александр Гафин, с трамплина актуального искусства некогда подскочивший на пост вице-президента «Альфа-Банка», как символ «окон возможностей» для адептов актуального искусства. Помнится, в его кабинете вместо инсталляции Бренера на полу - на стене висела картина Бориса Григорьева… И, как принято говорить, «другие», среди которых невозможно пройти мимо куратора Андрея Ерофеева, директора Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой, ну и Марины Лошак, язык актуального искусства которую аж из Одессы до директора ГМИИ имени Пушкина довёл. По традиции проводится чин камлания «Черному квадрату» Малевича. Далее следует заклятие: язык актуального искусства нечто вроде дифференциально-интегральных уравнений. Не каждому дано понять. Ergo, Россия обязана открыть Дома новой культуры, институты, академии, новые музеи, где языку актуального искусства научат.
Социологический опрос – нерв актуального искусства. Ярмарка тщеславия. Журнал «Артгид», что рассказывает о художественной жизни Москвы, СПБ и других городов России, предложил список из 50-ти самых влиятельных людей в российском искусстве за 2013 год. В топе – карты всё из той же колоды: Павленский, Свиблова, Лошак… Во главе - Мария Алехина и Надежда Толоконникова, участницы группы Pussy Riot.
«Что же из этого следует?» Ну вот, художники представили памятник Сатане. Существо с головой козла, телом женщины, с раздвоенными копытами, свечой на голове и парой крыльев. «Люди любого возраста смогут присесть на колени к Сатане, чтобы предаться размышлениям и получить вдохновение», - говорится в заявлении художников. Удовольствие, как можно догадаться, не задаром. Это – в Оклахоме. В России тоже актуальные художники из кожи вон лезут, лишь бы «зритель из пассивного наблюдателя» превратился в «активного комментатора». И пример Краснодара мы помним. Тем не менее, бытует мнение: актуальное искусство и публика не всегда дружат. Во всяком случае, выставку зачастую предвосхищает ахтунг: «Просим людей особо впечатлительных, с больной и ранимой психикой воздержаться от разглядывания этих работ».
И вот в пору передышки на поле российского актуального искусства я и решила предложить «разглядеть эти работы» Глебу Владимировичу Певцову. Врачу-психиатру, кандидату медицинских наук. Господин Певцов, не скажу, что без удивления, перелистывал страницу за страницей альбома: Кулик, Бренер, Осмоловский, Тер-Оганьян, PussyRiot… комплиментарное для каждого из них слово «пациент» так и норовило сорваться с языка.
«ЗАВТРА». Глеб Владимирович, хотелось бы с Вами, как с врачом-психиатром, поговорить об актуальном искусстве.
Глеб ПЕВЦОВ. Выкладывание слова из трех букв на Красной площади, по которой проходили наши деды в октябре 41-го на войну, или совокупление в Тимирязевском музее вы называете актуальным искусством?
«ЗАВТРА». Вы не согласны?
Глеб ПЕВЦОВ. С точки зрения психиатрии, эти действия входят в рамки психопатии возбудимого типа и желания привлечь к себе внимание любым способом. Это расширение своего истероидного радикала для удовлетворения своего суперэго.
«ЗАВТРА». Боюсь, идеологи актуального искусства с Вами не согласятся. Без знания специального языка актуального искусства, актуальное искусство не понять – так они говорят.
Глеб ПЕВЦОВ. Этот язык – фаллические символы. Со времён Зигмунда Фрейда всё, что связано с фаллическими символами и сексуальными отношениями людей – а здесь они и представлены - при любом строе и при любом правительстве вызывает определённый интерес. Искать здесь какой-то тайный, исключительно для посвященных, язык не имеет никакого смысла. Нет ничего проще сегодня, чем написать подростку на заборе «х*й», и услышать в свой адрес от сверстников: «Какой ты крутой!»
«ЗАВТРА». Чем-то это можно объяснить?
Глеб ПЕВЦОВ. Как у мужчин, так и у женщин, существуют два основных комплекса – это комплекс Эдипа и комплекс Электры. Комплекс Эдипа заключается в том, что мать вышла замуж за своего родного сына, а комплекс Электры – особь женского пола всегда испытывает зависть к фаллическому символу, то есть к половому органу. И тот и другой комплекс на подсознательном уровне проявляет себя как наиболее активный момент в жизни людей. У девочек - подсознательная зависть к половому члену; у мальчиков – страх кастрации. В условиях краха СССР и исчезновения идеологии коммунизма, эти товарищи из актуального искусства, которых хочется назвать «пациентами», бьют по самому живому, самому больному, вот и всё. В условиях идеологии доллара такие действия идут на ура.
«ЗАВТРА». Верно ли сказать, что Фрейд для художественного мира открыл двери в патологию?
Глеб ПЕВЦОВ. Фрейд обосновал связь каждого невроза в пределах малой и пограничной психиатрии с его сексуальным началом. В сущности, психиатрия знает три основных революции.
Первая революция, это когда во время Французской революции освободили психически больных. До революции все психически больные люди находились в состоянии изоляции, закованные в цепях.
Вторая революция – как раз революция Зигмунда Фрейда, который поставил в основу угла психоанализ, связь психических расстройств с сексуальными... Мы сейчас касаемся только пограничной психиатрии, неврозов, депрессий и невротических расстройств; случаи шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсия – это отдельная строка.
Третья революция, как считают наши современники – это уже изобретение в послевоенные годы фармакологических средств аминазин, галоперидол, бутирофенон. То есть препаратов, которые имеют возможность без мер стеснения седатировать и успокаивать возбуждённых пациентов. Потому как опасность психиатрии всегда существовала в том, что психически больной человек, тем более человек с галлюцинациями, мог нанести вред, как себе, так и окружающим.
«ЗАВТРА». В таком случае, хотелось бы получить Ваши комментарии по акциям художника, от которых предостерегают впечатлительную публику. Вот классика актуального искусства - «собака» Кулика.
Глеб ПЕВЦОВ. Что это?
«ЗАВТРА». Голый Кулик бешено бросается на людей, прыгает на машину, бьется башкой о лобовое стекло машины, художник Бренер, в трусах, держит поводок ошейника.
Глеб ПЕВЦОВ. Видя предложенные вами фотоснимки можно сказать, что здесь расстройство личности входит в состояние декомпенсации, когда, как вы говорите – художники - декомпенсирутся тем, что без надобного лечения они проявляют уже относительно агрессивные действия. Вот это кидание на машину - в психиатрии называется декомпенсацией психического расстройства. Если эта декомпенсация приводит к разрушительным действиям, если эта декомпенсация приводит к опасности для окружающих в общественном месте, то по Закону о психиатрической помощи и правах граждан при её оказании от 1999 года данный пациент нуждается в недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу. Иными словами необходимо вызывать спецбригаду и госпитализировать в больницу имени Алексеева, больше известную как Кащенко.
«ЗАВТРА». Акция «Вышка», Бренер публично онанирует на вышке бывшего бассейна «Москва». Искусствоведы считывают здесь протест против засилья церкви, мракобесия. Ваше мнение.
Глеб ПЕВЦОВ. Признание себя путём оголения половых органов, мастурбации приводит к тому, что человек получает удовлетворение. Действия данного художника приносит ему сексуальное или моральное удовлетворение.
«ЗАВТРА». Любопытно, для какого возраста характерны такие действия?
Глеб ПЕВЦОВ. Возраст людей, предрасположенных к данным расстройствам, от 25 до 55 лет.
«ЗАВТРА». Как долго могут развиваться подобные расстройства личности?
Глеб ПЕВЦОВ. Это может и три года, и пять, и десять, и много лет. Так как у него, в случае Бренера, нет продуктивной психопатологической симптоматики, я надеюсь, у него нет галлюцинаций, он не подпитывает свой мозг психоактивными веществами: марихуаной, героином, кокаином, то он - просто психопат. Психопат, который удовлетворяет своё эго, тем, что привлекает к себе внимание.
«ЗАВТРА». Запомнила статью искусствоведа, куратора выставки. Во дворце Петербурга рядом с полотнами «некрореалистов» - какие-то человеки-черти испражняются - помещена статья, где можно было прочитать: так художник-аристократ боролся с советской властью.
Глеб ПЕВЦОВ. Кураторы выставок выполняют свою работу с целью привлечь наибольшее число посетителей.
Психопатия очень редко переходит в продуктивную (галлюцинации, бред) психосимптоматику. Декомпенсация данных психических расстройств в отдельных случаях может привести к оказанию психиатрической помощи.
Не следует забывать, что любое расстройство личности – это расстройство, которое приводит рано или поздно к декомпенсации. Оно может ускориться, конечно, от наркотиков или алкоголя.
Есть такой термин в психиатрии как «копрофагия». Это когда больной параноидной шизофренией калом мажет стены в палате.
«ЗАВТРА». Вероятно, это совсем близко к полотнам «некрореализма».
Глеб ПЕВЦОВ. Это уже относится к жёсткому рангу тяжёлых расстройств личности вследствие эндогенного шизофренического процесса, который приводит к инвалидности второй группы. Эти люди находятся в психиатрических лечебницах.
«ЗАВТРА». Корректно ли говорить о том, что актуальное искусство – своего рода психическое оружие, с помощью которого сбиваются вековые традиции, основы личной и социальной жизни человека? превращения человека, в лучшем случае, в животное?
Глеб ПЕВЦОВ. Именно так и происходит. Психическое расстройство, эгоцентризм, мазохизм частных лиц - мы не знаем, кем эти люди: Кулик или Pussy Riot были в детстве, в каких семьях воспитывались – служит фактором для привлечения к ним внимания, и как следствие, фактором попрания классического искусства, традиционного образа жизни. Конечно, большое опасение в попрании церкви, Господа Бога, прежде всего для поколения наших детей, подростков. Основную информацию они получают не через книги, а через интернет, и им кажется: активность выражается в нецензурной брани, геройство в том, что выйди на улицу, расстегни ширинку – и ты молодец. Тогда как в то же время их же сверстники защищают Отечество на том же Северном Кавказе.
«ЗАВТРА». Кстати, о подростках. Насколько безопасны для их психики акция PussyRiot в Тимирязевском музее, или «Вышка» Бренера, к примеру?
Глеб ПЕВЦОВ. Подросток, у которого начинаются первичные половые признаки, при виде подобного и при отсутствии правильного полового воспитания может пережить определённый стресс. И что гораздо хуже – проявления стресса заявят о себе через несколько лет. Что самое опасное? Мы знаем, что склонность к той же шизофрении имеет всего лишь 1% населения, и трудно говорить о том, что подобный стресс спровоцирует в дальнейшем именно тяжелую форму психического заболевания. Но, тем не менее, об этом говорить надо.
«ЗАВТРА». Пропаганда гомосексуальности, семьи из родителя №1 и родителя №2, гендерное просвещение с 5-летнего возраста не менее опасный фактор риска?
Глеб ПЕВЦОВ. Если ребёнок изначально предрасположен неправильным ли воспитанием в семье или какими-то наследственными факторами: прабабушка или прадедушка страдали эпилепсией, алкоголизмом или суицидом покончили жизнь, то, конечно, для такого ребёнка все эти факторы могут привести к алкогольной или наркотической зависимости.
«ЗАВТРА». Почему врачи-психиатры в таком случае молчат?
Глеб ПЕВЦОВ. Мы можем, к сожалению, только давать рекомендации, рекомендовать в органы суда проводить более жёсткую цензуру для предотвращения подобных расстройств. Как врачи, мы можем только предостерегать, говорить о том, к чему психологический стресс может привести через 3 года, 5, 7, 10 лет. Важен и тот момент, что разговоры льют воду на мельницу тех же куликов, на их пиар.
«ЗАВТРА». Необходимо ли участие психиатров в разработке каких-то других форм, механизмов работы?
Глеб ПЕВЦОВ. Задача нас, врачей, - лечить людей, возвращать им здоровье, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, последней задаче уделяется недостаточное количество времени, в частности, из-за большой нагрузки и малой информационной возможности. И необходима как раз помощь СМИ для предотвращения болезненных проявлений в социуме.
P.S. Мадонна представит Pussy Riot в Нью-Йорке на концерте в защиту прав человека, - сообщение «Би-Би-Си» от 30 января 2014 года. «Я восхищаюсь их мужеством, самоотверженностью и жертвой, которую они принесли» - подчеркнула Мадонна.
Беседовала Марина АЛЕКСИНСКАЯ


