Авторский блог Марина Алексинская 00:00 22 января 2015

Шабаш в прямом эфире

Как бульдозер, Ксения Ларина прорубила-таки Европе окно. "Мастеров искусств", что состоялись "вопреки государству" и за счет государства, сменили "идолы и бренды". Сыны "родины-уродины". Серебренников, Богомолов, Черняков… "Искусство должно быть отделено от государства — задают тренд. — И за счет государства". Театральный роман с олигархатом — нечто вроде золотухи. "Децкая болезнь". "Государство обязано содержать искусство и финансировать культуру, мы не рабы, рабы не мы, не должны умолять о содержании". И что ни "неумолитель", то — гвоздь сезона! И что ни премьера, то жесть! В спектакле "Карамазовы", к примеру, действие романа Достоевского происходит в городке Скотопригоньевск, где все скотское: менты, совки, попы, где Алеша Карамазов — баба с сальными волосами в потугах при родах корчится, а Смердяков с лупой лезет в промежность.

17-й год не за горами. Ходорковский — глава "теневого правительства". Гельман, министр культуры и пропаганды, отозван в Черногорию. Чекист Гудков депортирован в МI-6; легенда: "экс-депутат купил в Лондоне элитное жилье за 220 миллионов". Только ленивый в эти дни не припоминает февраль, "не достает чернил", "от Распутина до Путина"… Задание редакции: развлечь себя на досуге, послушать "Эхо Москвы". Что я и сделала.

Субботний день, чашка кофе. "Эхо Москвы". Как чёрт из "Табакерки" выскакивает "человек из телевизора", Ксения Ларина… И тут же ударной волной отбрасывает меня в ностальгию, в рефлексию, почти меланхолию…

А ведь как всё начиналось!

Никольская улица. Старинный особняк, второй, если память не изменяет, этаж, узкая лестница приводит в полутёмное, прокуренное помещение. Движуха тут — святых выноси. Альма-матер "Эхо Москвы", "Радио ЭМ" еще называлось. Корзун, Бунтман — мажоры, из советского "Иновещания". Французский шансон, Жорж Брассенс…как будто бы Киев образца ноября 2013 года, "Радио ЭМ" — це Эвропа. Вдруг кто-то вихрем промчался, оставив за собой турбулентность. "Веник", — улыбнулись.– Учитель истории. Недавно ему башку проломили. Влетел он тогда в студию, вырвал стул прямо из-под сидящей на нём ведущей эфира, и хрястнул им об стол".

Большая Дмитровка. Теперь это здание Совета Федераций. Выходишь из лифта — и опять почему-то потёмки. Сидим в буфете, разговариваем. К моему визави "кто-то подходит, кто-то уходит", спрашивает: "слышала, погромы будут?".. Вопрос не удивил бы нисколько, если буквально неделей-другой ранее, к моему визави, дело было в Nostalgie, первом в Москве ресторане французской кухни, не подошел бы один из его совладельцев: "громить будут?".. Потому я и полюбопытствовала на "Эхе": что за таинственная незнакомка с погромом в голове? "А! — от меня отмахнулись. — Марина Королева". Запомнила. Теперь Марина Королева, как специалист по русскому языку, выясняет вместе с Ксенией Лариной: как правильно говорить по-русски: "гомосексуал" или "гомосексуалист"?

Что же касается Ксении Лариной, то светлый образ её еще Швыдкой не затмевал. Вела она себе передачу про театр, "Четыре минуты с театром". Жизнь на театре в ту пору была кислой, два-три "гостя Москвы" и рота солдат на спектакле. Какой театр, такие хоть час, хоть минута с театром. И хотя Ксения Ларина — актриса амплуа "кушать подано", всё же Пушкинский театр сыграл определенную роль в её становлении. Как знать, не он ли навеял Оксане Баршевой псевдоним Ксения… Ларина…

А тут август 1991-го случился.

Вот тогда-то и врезался в эфир "Эхо Москвы" этот голос! Этот брандспойт! Этот голос-допрос: "Вы что делали в дни путча? А?" Шаг влево, шаг вправо — сидел, мол, на даче, картошку копал, — расстрел! А потом был день — 9 мая. Реально порохом запахло. ОМОН за двухметровыми щитами цепью перегородил Тверскую улицу, колонна ветеранов Великой Отечественной войны шла навстречу. Вы что думаете? — рвет волны Ксения Ларина, — это ветераны???? Это красно-коричневые!!! Оккупанты!!! Фа-ши-сты!!!

Барьер — взят.

А дальше всё — "Поверх барьеров".

Ксения Ларина теперь и жнец, и швец, и на дуде игрец, и ткачиха-повариха, и сватья баба Бабариха. Политику политизирует, комментарии комментирует, аналитику анализирует… Всего лишь неполный список передач: "Культурный шок", "Родительское собрание", "Дифирамб", "Книжная рулетка", "Человек из телевизора"…. и что ни передача, то "Во, бля! Вохровцы опять рулят!" Природный темперамент Ксении Лариной выводит её передачи в "топ".

Кроме того, Ксения Ларина полифонична. В одну передачу вкладывает: wow! Хиллари Клинтон при виде истерзанного Каддафи, припадок при слове "православие", пинок под зад режЫму, cool от акции "Х*й в плену у ФСБ", слезы по Пусси-девочкам, гнев к Олимпиаде в Сочи, народность с перчинкой сарказма: вот сижу я перед вами, простая русская баба, "икру ложками не жру, фуа-гра не трескаю, разве что треску жалую, уважаю треску, "как Великую Рыбу Эпохи Великих Географических Открытий"… ну, и вечный комсомольский задор, готовность, задрав штаны, рвануть с Арбата на Майдан, изловчиться, выпрыгнуть, урвать из мешка Виктории Нуланд печеньку. И всё это под соусом, как бы это сказать "потелекритичней"?.. Вы не обратили внимания на то, что Ксения Ларина в эфире через минуту-другую ржёт? Ржёт, как лошадь! Нет-нет, да и возникнет даже, вопрос: что прёт-то так? При всех валентностях свободы, что не сидится-то в олл-инклюзив?

Arbeit macht frei.

И Ксения Ларина это знает.

Еще Госдеп Дженн Псаки не придумал, а Ксения Ларина — уже на Капитолийском холме. Капитолийская волчица. Вскармливает млеком из тучных сосцов и старых, и малых. Каждый из них — "это наше всё". "Заслуженные деятели культуры и искусства, мастера сцены и кино, знаменитые режиссеры и артисты, заслужившие признание и восхищение". Лия Ахеджакова, Кама Гинкас, Галина Волчек, Марк Захаров, Анатолий Смелянский, Иосиф Райхельгауз, Марк Розовский, Юрий Любимов, Виктор Ерофеев, Марат Гельман — только навскидку. И что ни передача, то "мы ж с вами понимаем". Стёб, цинизм, верхоглядство, утки-прибаутки, амикошонство, хорроры: ГУЛАГ, исключение евреев из ВУЗов, концлагеря для детей с удавками из пионергалстука, чёс талантов под дулом чекиста по провинциям, а там?!.. Грязь, тараканы, клопы, ни жрать, ни срать…

К. ЛАРИНА. А за границу выпускали?

("Дифирамб" Наталье Фатеевой, с которой даже ОМОН не справился)

Н. ФАТЕЕВА. Да, конечно, но это были такие унижения невероятные. Ведь нас же проводили через райкомы, обкомы.<…> Я впервые выехала в Болгарию в 62-м году. И с тех пор я постоянно, постоянно выезжала, но, так как я человек наблюдательный, то я не просто получала удовольствие от того, что я за границей. Я всё видела. Я видела, как весь мир напичкан нашим оружием, я видела, что благодаря нам загорелась юго-восточная Азия, Африка, Латинская Америка, Куба, и всё прочее, потому что это везде было наше оружие, это наше благосостояние было вложено в эти вот чудовищные дела, потом посписывали эти долги, а нам говорили, что мы должны подтягивать наши пояски.

К. ЛАРИНА. Был ли период в России наиболее благоприятный для жизни человека?

Н. ФАТЕЕВА. Он был очень короткий. 90-е годы.

К. ЛАРИНА. Лихие 90-е проклятые?

Н. ФАТЕЕВА. Да нет, это всё вранье, я называю это путинской пропагандой, это они, его политтехнологи для того, чтобы людям дурить головы, для того, чтобы они совершенно запутались в происходящих событиях. <…> Ведь мы же были замечательной страной. Я помню, мы сидели перед выборами, и Егор Тимурович был, и Анатолий Борисович Чубайс.

Оставим наблюдательность Натальи Фатеевой пока без комментариев, 80 лет исполнилось Народной артистке РСФСР. Важно другое. Важен блеск, с которым Ксения Ларина отрабатывает идею Тавистокского института: "Кто может бороться с коммунистами лучше бывших коммунистов?" "Любите ли вы театр, как люблю его я?" — выводит Ксения Ларина "коммуняк" на чистую воду.

Рефлексия советского диссидентства — зараза. Передаётся воздушно-капельным путем. Однако был момент, когда вдруг показалось — конец "птичьему гриппу"! Пул "бывших коммунистов" воспроизводит сам себя. Ксения Ларина забуксовала, работает на холостом ходу. Пятнадцать лет в эфире, а всё старая песня о главном. С куплетом: "А как вы хотели? Такие были времена! Тоталитаризм! Выживать-то надо было, стучать, в партию вступать, записывать пол-Украины в расстрельные списки".

Казалось, жизнь прожита зря. Но зря ничего не проходит.

Как бульдозер, Ксения Ларина прорубила-таки Европе окно. "Мастеров искусств", что состоялись "вопреки государству" и за счет государства, сменили "идолы и бренды". Сыны "родины-уродины". Серебренников, Богомолов, Черняков… "Искусство должно быть отделено от государства — задают тренд. — И за счет государства". Театральный роман с олигархатом — нечто вроде золотухи. "Децкая болезнь". "Государство обязано содержать искусство и финансировать культуру, мы не рабы, рабы не мы, не должны умолять о содержании". И что ни "неумолитель", то — гвоздь сезона! И что ни премьера, то жесть! В спектакле "Карамазовы", к примеру, действие романа Достоевского происходит в городке Скотопригоньевск, где все скотское: менты, совки, попы, где Алеша Карамазов — баба с сальными волосами в потугах при родах корчится, а Смердяков с лупой лезет в промежность.

"Ничего не боятся! — ликует Ксения Ларина в эфире. — Бьют не в бровь, а в глаз. В глаз "российской властной элите". Зритель уж не знает, за что браться. Забрасывает суды исками от беспомощности, демонстративно покидает зрительный зал… В "совок" захотели?! — грозит орудием пролетариата Ксения Ларина. — Быдло! Грудью встает на защиту своих выкормышей от "православных хунвейбинов".

Праздник на улице Ксении Лариной. Художников в Фейсбуке "зачекинивает", в эфире от художника наизнанку лезет: Самый-самый! Радикальный, оригинальный, для избранных, провокатор, эстет! Просто ретвит "барышни и хулигана".

И если в начале ХХ века каждый "хулиган" хотел стать русским писателем, как подметил Александр Куприн, то в начале XXI века — артистом. Непременно артистом, художником. Несмотря ни на что, вопреки всему. "Разговор по поводу мнения большинства" такого вообще не интересует. "Художник" размышляет в позе Родена о классике и о свободах:

"Мне кажется, здесь стоит говорить не о том, имеет ли право там художник интерпретировать произведения и где граница свободы этой интерпретации, потому что, ну, для меня это безусловное право художника. Я бы хотел говорить о том, откуда идет вообще вот эта позиция: художник, театральный художник, например, не имеет права трогать классику? Вот это наибольшая, мне кажется, проблема".

Свежо. Но не оригинально. 1920 год, Одесса. Театр классику так "тронул", что дал фору на век вперед (приём приватизировал Запад, а потом уж экспортировал, как ножки Буша, туда, где щи всё лаптем хлебают). Так вот, действие оперы "Жизнь за царя" перенес в революцию. Иван Сусанин — председатель колхозного совета, Ваня — комсомолец, поляки, присмирев от прорыва Брусилова, славят Тухачевского.

Не правда ли, есть о чём задуматься?

Век прошел. Расцвет либерализма, плюрализма, интеллектуализма… А "идолам и брендам" массовой и немассовой, для элитариев, культуры всё нечего терять, кроме цепей Пролеткульта. "Любите ли вы театр, как люблю его я?" — выводит Ксения Ларина "идолов и бренды" на чистую воду.

Роль и значение Ксении Лариной в артикуляции и продвижении идеологии либерального Интернационала трудно недооценить. "Культурный шок" хотя бы, есть тот хребет, тот водораздел, по разные стороны которого сосредоточены "винеры" и "перхоть", "было" и "небыло". Больше того, выкристаллизован и оформлен в монолит авангард, "пушечное" мясо "небыло". Молодежная субкультура, хипстеры, дрожжи которых — ненависть к Рашке, грезы по Западу. И если хиппи образца советских 70-х, голодные-немытые, кичились клошарством, а многие бросали питерские коммуналки ради места под мостом Парижа, то хипстера романтикой не зацепить. Хипстер — буржуа. Создана целая инфраструктура под него: новые культурные площадки, "Жан-Жаки", мода на "лук", айпады, айфоны, медиа-проекты: "Дождь", "Сноб", Slon.ru, Оpenspace.ru…. И всюду Ксения Ларина сверкнет, промелькнет, напомнит.

И если медиа-проекты — инструмент по дестабилизации общества, то театр — культурный ИГИЛ. Вспомним вклад в процесс развала СССР лучших из лучших, театров: "Современник", "Таганка", Ленком… А вот недавний "пожар", бензин в который Ксения Ларина плеснуть не затормозила. Интрига в том состояла, что Алвис Херманис, латвийский режиссер, публично осудивший "вторжение российских войск на территорию Украины", пообещал: не приеду в Москву, не прощу Путина! Вот радость-то была Ксении Лариной!.. Приехал. Театр Наций, что за государственные транши государство и сливает, дал "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса. Президент Владимир Путин, вежливый человек, Театр посетил, режиссера поблагодарил. Последний, в интересах "общечеловеческих ценностей", назвал речь Путина пропагандой, "желанием сделать Шукшина своим идеологическим союзником".

Россия возвращается к традициям. Театральная традиция — Канцелярия Императорских театров, в состав которой входили Мариинский, Александринский, Михайловский, Большой, Малый театры. Все остальные — от лукавого. Москва закрывает сегодня больницы, увольняет врачей, тогда как один МХТ, полный неисчерпаемых трудовых ресурсов, нецелевым образом (банк, рестораны) использует чуть ли не треть помещения. Вклад Олега Табакова в процесс капитализации себя любимого — с одной стороны, дебилизации публики — с другой, тоже известен. От "человек — это звучит гордо" до "человек — это скотина", в сущности, один МХТ.

Было время, когда проблемой для Запада являлась даже не клевета в адрес СССР, но манок. Предложение альтернативного будущего, исходящего из капиталистической демократии. Вступив в схватку цивилизаций, стерев с лица земли Триполи, Багдад, Запад проблему разрешил. Еще раз наскочил на грабли фашизма. Когда капиталистической демократии предложить нечего, предлагает обыкновенный фашизм. Шествие бандеровцев зажгло факел на Майдане.

Было время, когда Ксения Ларина клеймила солдата Великой Отечественной войны — фашистом, рыдала по евреям в Бабьем Яру. Бабло побеждает зло, и эта проблема решена тоже. "Зигует" в эфире "Эха Москвы" боевикам Яроша со свастикой на шевронах. Мальчики, — не скрывает бабьей гордости, — борются за евроинтеграцию. "Идолы и бренды" тоже не дураки, вырвались из "пределов культурного контекста". Живописуют в эфире Ксении Лариной Запад в красках кватроченто, лакомствах от Maxim’s, заливают 91,1 FM солнцем Лазурного берега, гламуром файф-о-клока, но приходится возвращаться в глушь, в Саратов, пахать на "эту страну", добра желать. Ахеджакова, та подобру-поздорову уже гуляет по ленте Фейсбука с плакатом в руках: "Navalny15com", кусок рвет изо рта Кончиты Вурст, жадина!

Упс!

То есть не будь эфира Ксении Лариной в декабре… Даже не знаю, есть ли Павловский-Белковский, кто бы такой смоделировал?

"Байда", выражаясь "телекритическим" языком, была делом привычным. И даже Сванидзе под парами неконтролируемого угара от "свежего Путина, только что одеванного" нет, не удивил. Ну, и свет в окне, Америка! Что-то корреспонденты "Вестей" разных воодушевились! Негров линчуют в Фергюсоне, если верить "нашей телевизионной картинке"! Ведь не говорят, что 120-килограммовый детина, афроамериканец — свидетельствует Ксения Ларина — накинулся на копа. Хрупкого, изящного. Коп мозги-то афроамериканцу и размазал по асфальту. Слава Америке! Героям слава!

Развязно-отвязно, по-американски, разместив себя в кресле студии "Эха Москвы", даже как будто бы тетиву мнимого лука натянув, чтобы пустить стрелу с ядовитым наконечником в сторону Кремля, в "титулованное быдло", Ксения Ларина приготовилась к изрыганию очередной порции стёба в свойственной ей манере английского юмора. "Шо хотим, то говорим, вам тут не нанимались". Кстати о стёбе. Один медиа-магнат так и выразился: "мне нужны журналисты, у которых мухи во рту стебутся".

И вдруг! Беда, френды! Аня Нейстат прислала анонс фильма, "документального триллера о работе отдела по чрезвычайным ситуациям международной правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч", и Ксения Ларина, как лох, нарвалась на название фильма Е-team без русской транскрипции.

— Я не знаю, как это читается! — взбудоражила общественность, судорожно обратившись к Ире Петровской. — Я не знаю английского языка! Э-тэм?

— Е-тим, — поправила Ира Петровская, едва не подавившись печенькой.

— Э-тим, — заучила Ксения Ларина. — Е-тим.

И дальше, как в сказке.

Часы пробили двенадцать. Редакция "Эхо Москвы" превратилась в тыкву, Венедиктов в ливрее-ковбойке — в крысу, а Ксения Ларина… Ксения Ларина — талант не пропьешь! Вывела на чистую воду коллективный портрет евроинтегратора. Разлива "из-под Жмеринки". Окультуривает такой, культурой правит. Тащит "дорогого россиянина" в цивилизацию, вколачивает ржавый гвоздь в гроб русопятства. Чипизирует "бабой с бородой", мозг выносит мечтой Теодора Драйзера… И?

Goodbye, Pax Americana? — можно сказать.

Но всё только начинается.

Рис. Баба Ксюша

1.0x