Сообщество «Салон» 00:00 5 ноября 2015

Шпион, который предпочёл исчезнуть

Перезагрузка, предпринятая Сэмом Мендесом — режиссёром умным и неоспоримо талантливым — подняла планку жанра несколько выше банального стандартного развлечения. Мрачная ирония проходит через все невероятные и увлекательные приключения, выпавшие на этот раз герою, окутывая привычный мир Бонда в трагический флёр обречённого героизма, который на первый взгляд заметен далеко не каждому. Несмотря на то что в "Спектре" присутствует весь необходимый для бондианы набор очаровательных клише, вызывающих постоянную усмешку зала, по большому счету Мендесу удалось создать принципиально другую вселенную, куда более подобающую нашему противоречивому веку. Но если "Координаты "Скайфолл" отличались безупречным сценарием, в котором не было никаких загадочных для зрителя лакун, то "Спектр" местами грешит отсутствием логики и драматургической непоследовательностью.

"007: Спектр" (Великобритания, США, 2015, режиссёр — Сэм Мендес, в ролях: Дэниэл Крейг, Кристоф Вальц, Леа Сейду, Моника Беллуччи, Райф Файнс, Эндрю Скотт, Наоми Харрис, Бен Уишоу, Дейв Батиста).

На улицах Мехико масштабно празднуют День мёртвых. Яркий город плавится под палящим солнцем в причудливом танце местного колорита. В гигантской толпе многоликих ряженых, заполонивших всё и вся, движется, скрытый за маской скелета, британский агент Джеймс Бонд (Дэниэл Крейг). Казалось бы, герой затеял обычную интрижку, но его истинная цель — некий итальянский преступник Скьярра. И ради его смерти шпион готов разрушить целый городской квартал. Но заварушка в Мексике, учинённая Бондом, не вызывает энтузиазма у главы Ми-6 — перенявшего эстафету у героини Джуди Денч очередного М (РайфФайнс). Ведь на контору, действующую по старинке, в лучших традициях прошлого века, давит сверху новый начальник Центра национальной безопасности, некто Макс Денби (Эндрю Скотт). Парень с кодовым именем "Си" хочет упразднить Ми-6, подвергнуть систему глобальной компьютеризации и установить тотальную слежку за всеми.

Таков современный подход разведки к борьбе с международным терроризмом и в этой канители нет места строптивым агентам, предпочитающим действовать в одиночку и по своим правилам. Поэтому М устраняет Бонда от всех дел, но тот, заручившись поддержкой Манипенни (Наоми Харрис) и Кью (Бен Уишоу), "исчезает с радаров" и продолжает собственное расследование, начатое ещё в Мехико. Колеся по миру с завидным упорством, он постепенно выходит на след таинственной и могущественной организации "Спектр" и на её зловещего руководителя (Кристоф Вальц), чьё настоящее имя лучше не называть. Бонд и не подозревает о том, что этот гигантский влиятельный "спрут" давно оплёл своими щупальцами и его жизнь.

Мексика, Лондон, Рим, Швейцария, Марокко… Разнообразие мест, где Бонд с чувством и долгом проводит свой досуг на службе у Её Величества, возвращают нас к бондиане 60—70-х годов, в глянцевый мир гламура и порока, красавиц и чудовищ космического масштаба. В отличие от "Координат "Скайфолл", заложивших принципиально иной — личностный, ранимый и реалистичный — взгляд на популярную серию, новая картина служит прямым оммажем прошлому, но умудряется при этом не терять предыдущую интонацию. Оправившись от серьёзного внутреннего поражения в "Скайфолл", где Бонду приходилось не столько ловить и уничтожать плохих людей, сколько заниматься самокопанием, агент 007 стремится взять реванш у мира, в котором он давно является странным пережитком прошлого. Мир меняется, мы — нет. Эта ключевая фраза из совсем другого фильма является лейтмотивом двух последних лент о неутомимом агенте и на данный момент кажется размашисто поставленной жирной точкой в развитии этой бесконечной истории.

Перезагрузка, предпринятая Сэмом Мендесом — режиссёром умным и неоспоримо талантливым — подняла планку жанра несколько выше банального стандартного развлечения. Мрачная ирония проходит через все невероятные и увлекательные приключения, выпавшие на этот раз герою, окутывая привычный мир Бонда в трагический флёр обречённого героизма, который на первый взгляд заметен далеко не каждому. Несмотря на то что в "Спектре" присутствует весь необходимый для бондианы набор очаровательных клише, вызывающих постоянную усмешку зала, по большому счету Мендесу удалось создать принципиально другую вселенную, куда более подобающую нашему противоречивому веку. Но если "Координаты "Скайфолл" отличались безупречным сценарием, в котором не было никаких загадочных для зрителя лакун, то "Спектр" местами грешит отсутствием логики и драматургической непоследовательностью. Но вся эта ускользающая цельность по мановению режиссёрской руки в итоге складывается в многообразную мозаику изысканной пестроты.

Вопрос, что делать с бондианой дальше, после "Спектра" остаётся открытым. Ощущение, что сказано всё. Дальше идти просто некуда. Тем более, что этот фильм, видимо, будет последним, где в роли Бонда выступил Дэниэл Крейг. Что бы ни происходило потом, это будет уже совсем иная история.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x