Авторский блог Галина Иванкина 14:06 27 ноября 2014

Скажи мне, чей Крым

Актёры – будь то певцы или танцовщики - зависимый народ. Я имею в виду ту самую жёсткую и даже убийственную зависимость от благосклонности и любви толпы, зала, публики. Если тебя по какой-то причине разлюбили «за мнение», то будь ты хоть богиней танца и королевой красоты – тебя будут игнорировать. Артист, если ты неосторожен в своих высказываниях, то готовься к общенародной неприязни.

Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» вовсе не является риторическим, как полагают некоторые, хотя Максим Горький, собственно, и поставивший эту нерешаемую проблему, обращался не к нашим, а к западным режиссёрам, артистам и прочим «утешителям-развлекателям буржуазии». Однако же фраза пошла в народ и её употребляют слишком часто, чтобы помнить автора, первоисточник и основной посыл. Больше того – эту формулировку постоянно хочется слегка исправить и вопросить: «Зачем вы так, мастера культуры?!» Или даже так: «На кой чёрт?» Лучше пойте, пляшите, снимайтесь в кино и блистайте на своих бесконечных party, освещаемых потом журналами Vogue и Tatler – основная масса людей это всё равно не читает. Но пореже высказывайтесь насчёт политики, если ничего не смыслите в оной; если вас – природных гуманитариев - захлёстывает сиюминутно-неустойчивое настроение! Говорите об исполнительском и танцевальном искусстве – тут вы цари и боги. И главное - не ведитесь на уловки пройдошливых корреспондентов - они потом сделают из вашего недоумённо-восторженного щебетания «про вообще» – взрывоопасный информационный продукт, за который вам же потом будет мучительно стыдно.

…Не так давно в прессе и в блогах вспыхнула очередная инфо-склока, связанная с травлей популярной медиа-дивы Анастасии Волочковой. А всё политика! Точнее – позиция. Дело в том, что запланированные крымские гастроли актрисы были отменены в виду низкого спроса на билеты, а она сама оказалась в центре незначительного, но очень уж обидного скандальчика. Крымчане дружно отказались смотреть и особенно – слушать Анастасию Волочкову. В чём же дело? Да просто люди припомнили звезде балета её недвусмысленные высказывания по поводу того, «чей Крым». Напомню, что в апреле этого года Анастасия Юрьевна дала эмоционально-выспреннее интервью одному украинскому телеканалу. Ретивая укро-журналистка Катя Осадчая (в стилизованном патриотическом веночке!) умело перевела беседу об искусстве к разговору о глобальной геополитике. И тут доверчивая Терпсихора, солнечно улыбаясь, выдала: «Для меня Крым все равно - часть Украины», после чего, походя, сравнила позицию певицы Валерии и её мужа, продюсера Иосифа Пригожина с продажным поведением.

И вот теперь жители Крыма вспомянули то милое, светское чириканье в компании Кати Осадчей, и устроили, по сути, бойкот запланированных гастролей. Увы, или – к счастью – мы живём в непростое и где-то суровое время – люди en masse перестали быть равнодушно-аполитичными хомячками, которые живут ради того, чтобы кушать, спать и по возможности не думать. Нынче у нас так: скажи, чей Крым и я скажу, кто ты. Однако балетная прима была удивлена, обижена и раздосадована. Мол, граждане, за что? Ну, сколько ж можно вспоминать этот – вроде как – ничего не значащий разговор? В своём новом видео-обращении к массам Анастасия Юрьевна, в частности, сказала: «Я никогда не могла подумать, что все это будет так серьезно воспринято, что будут такие последствия и столько негатива». И, в конечном итоге: «Этот ролик, который был создан и потом смонтирован, вызвал большую волну негативного настроения против меня. Я, в принципе, жалею, что стала тогда разговаривать с украинскими журналистами». При этом Волочкова от своих слов не отказывается и даже – усердно кается, уповая на свою чрезмерную экспансивность, ранимость и политическую неискушённость. «Это не моя позиция, а просто слова, касаемые других аспектов». Дескать, её пассаж насчёт «Крым – это Украина» относился исключительно к культурно-бытийной сфере, но никак не к политике. Волочкову можно понять – она действительно не враг народа и не какая-нибудь злостная белоленточница, кормящаяся от госдеповских грантов. Человек искусства. Популярная актриса. Красивая женщина с гуманитарным складом ума. Для неё настроение – впечатление-ощущение важнее и – интереснее «грубых и скучных» фактов. Я ей верю – она действительно не хотела лить воду на мельницу Майдана. Так получилось. Но получилось скверно и - с последствиями. Причём, бойкот концертов это ни в коей мере не был спровоцирован местными властями – всё шло именно от народа.

Вот, например, материал Марины Тищенко «Не виноватая я», напечатанный в «Комсомольской правде» от 21 ноября сего года - что называется, по горячим следам. Тищенко цитирует новые тезисы Анастасии: «Все негативные разговоры по поводу моего отношения к ситуации в Крыму — провокации и домыслы недоброжелателей. Я убеждена, что Крым был, есть и будет российской землей». Итог: «Получилось, что и украинских журналистов оскорбила, и перед крымчанами извинилась, а в Крым с концертами все равно не пускают. Даже с благотворительными». Увы и ах.

http://kp.ua/culture/479267-volochkova-obvynyla-osadchuui-v-yskazhenyy-faktov-y-zaiavyla-chto-krym-eto-rossyia

Да. Творческие натуры часто бывают легкомысленны в своих сиюминутных порывах, но иногда – особенно в такие времена, как наше - это им не прощается. И ещё долго-долго помнится. Актёры – будь то певцы или танцовщики - зависимый народ. Я имею в виду ту самую жёсткую и даже убийственную зависимость от благосклонности и любви толпы, зала, публики. Если тебя по какой-то причине разлюбили «за мнение», то будь ты хоть богиней танца и королевой красоты – тебя будут игнорировать. Артист, если ты неосторожен в своих высказываниях, то готовься к общенародной неприязни. Разумеется, мне могут возразить знатоки пиар-технологий: любая эскапада только на пользу звезде. Мол, неважно, что о вас говорят, лишь бы говорили. Боготворят ли, ненавидят ли – ты в дамках, ты – известен. Тебя зовут на ток-шоу, с тобой хотят общаться рекламщики и продюсеры. Закон буржуазных масс-медиа и - классика современного жанра. Чем больше гвалта, тем выше ставка. Именно поэтому публично-медийным персонажам часто бывает свойственно фраппирующее поведение – громкие разводы, эксцентричные женитьбы и смелые – на грани фола - откровения. Но всему есть свой предел. Безусловно, после отмены крымских концертов об Анастасии Юрьевне заговорили и заспорили в усиленном режиме, однако же, выступления-то не состоялись! Пиар-смысл начисто пропадает – говорить-то говорят, даже покрикивают, а в блогах, как обычно, развесёлая свара, но билет покупать не желают. Впрочем, повторюсь, что Волочкова не собиралась пиариться таким образом – она просто брякнула, что думала, точней – что ощущала на тот момент. Теперь она в расстройстве: «Это несправедливо по отношению ко мне как к человеку, которого некому защитить».

Кстати, о защите! Например, у музыканта Андрея Макаревича была неплохая защита на недавнем процессе, устроенном против газеты «Известия» и писателя-патриота Александра Проханова. Макаревич (а точнее, конечно же, его адвокат) ловко выиграл и отсудил крупную сумму. (Судящийся рокер – это печальнейший оксюморон наших дней, увы). Но выиграл ли он с моральной точки зрения? Многие бывалые поклонники отвернулись от «старины Макара» уже в тот момент, когда он позволил себе высказывания о Крыме и украинских событиях, но более стойкие фанаты верили до последнего, простив кумиру юности даже неприличную пикировку с Эдуардом Лимоновым и челобитную президенту. А вот судилище переварить не смогли. «В этом есть что-то не то», - как пел ещё один рок-идол нашей юности - БГ, правда, по иному поводу.

Снова читаем «Комсомольскую правду»! На этот раз – материал Аси Зуб от 26 ноября. http://kp.ua/culture/479848-makarevych-otmenyly-blahotvorytelnyi-kontsert-uznav-chto-ya-prynymaui-v-nem-uchastye

Ася предлагает нашему вниманию цитату самого музыканта: «Учредители благотворительного фонда «Измени одну жизнь» (changeonelife.ru) отменили благотворительный концерт, узнав, что я принимаю в нём участие. Сразу стало понятно, что фонд им нужен вовсе не для того чтобы собрать денег больным детям, а чтобы лизнуть кого-то наверху. Ну, дай им Бог спать спокойно». Правда, Юлия Юдина, сотрудница фонда, несколько иначе трактует сложившуюся ситуацию. Она дипломатично объяснила «звезде», что дело вовсе не в позиции, а в организационных моментах: «Как Вы, может быть, помните, у Вас для этого концерта была только одна свободная дата - вторник, 16 декабря, в 18.00, а в 19:30 Вы уже должны были закончить выступление, как нам передали, у Вас дальше были свои планы. Выяснилось, что на эту дату довольно сложно найти других участников концерта, т.к. конец декабря, корпоративы, горячая пора. И время не очень удачное - мы не были уверены, что все смогут приехать в такое раннее время, в конец рабочего дня. А нам очень не хотелось, чтобы ваше выступление проходило перед неполным залом. Было принято решение о переносе благотворительного концерта». Это вполне симптоматичноконцерт перенесли по техническим причинам, а «опальный» рокер принял сие на свой счёт.

Как бы там ни было, но у Андрея Вадимовича остаётся всё меньше и меньше поклонников, при том, что его творчество (как таковое) не стало хуже. Просто, как говорит одна моя родственница: «Я больше не верю в философию его песен. Он – не наш», а ведь она – из тех, кто писал когда-то гневные письма в ответ на материал «Рагу из синей птицы». Напомню, что эта статья, напечатанная, кстати, в той же «Комсомольской правде» (11 апреля 1982 года), содержала в себе резкую критику творчества группы «Машина времени». Впрочем, тогда пропесочили и социальную позицию музыкантов: «Мы говорим об ансамбле, в котором вполне обеспеченные артисты скидывают с себя перед концертом дублёнки и фирменные джинсы, натягивают затрапезные обноски (кеды, трико, пляжные кепочки, верёвочки вместо галстуков) и начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни». Мол, сами-то в шоколаде, а к народу выходят этакими разочарованными и всё познавшими гуру. А гуру может быть только в тряпье. Замечу, что авторами публикации были не журналисты, а деятели культуры во главе с Виктором Астафьевым.

Или вот – певица Диана Арбенина ещё в сентябре вещала о срыве концертов в восьми городах (Тверь, Курск, Белгород, Орёл, Волгоград, Казань, Кострома, Нижний Новгород). Она даже опубликовала видеообращение к своим крепким поклонникам. По словам ночной снайперши, в каждом случае находились разные поводы, вроде ремонта в клубе или невозможности дать площадку в назначенное время. Что можно сказать?

http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1397662-echo/

Ну, не хотят люди – пусть даже и те, кто некогда обожали Арбенину, считая её стильной, крутой и нетривиальной, …так вот даже они отвернулись от «звезды», которая позволяет себе …извиняться перед улюлюкающей укро-толпой за своих рок-н-ролльных коллег. Цитирую: «Так что я хочу попросить прощения за своих коллег, за тех, кто играет рок-н-ролл, кто почему-то вас до сих пор не поддержали в страшное для Украины время».

Повторюсь – артист, как никто другой, напрямую зависим от любви и расположения публики. Высказывать непопулярную, точнее – вражескую позицию может себе позволить, например, деятель альтернативного искусства, который устраивает неприличные перфомансы в исторически-значимых местах – ему не нужны ваши и наши аплодисменты. Ему даже контракты-выставки-приглашения не очень-то нужны (его и так грантами подкормят!). Какой-нибудь Пётр Павленский, прибивавший своё незначительное «достоинство» к брусчатке Красной Площади или валявшийся в «палантине» из колючей проволоки, не рассчитывает на симпатию зрителя. Напротив, ему надобна резонансная склока, а уж если удастся заполучить живительных тумаков от работника правоохранительных органов, то это и вовсе – наиболее смачная изюминка задуманного перфоманса. Мы же говорим о тех, кто зарабатывает себе имя и деньги не на прилюдном дебоше и всеобщей ненависти, а на реальном, востребованном «массами» творчестве. И тут уже вступают в действие иные законы жанра. Главный вопрос: выиграло ли от такой «позиции» искусство? Некоторые из нас до сих пор не могут забыть вопль Лии Ахеджаковой в октябре 1993 года, а ведь прошло больше 20 лет. Да. Иногда лучше танцевать, чем говорить... Или вспоминать цитату из Максима Горького: «Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам: они не пошли со своим рабочим народом и вот - разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции. Скоро они все поголовно вымрут, оставив память о себе как о предателях». Надеюсь, что не вымрут, а просто поймут!

1.0x