Авторский блог Геннадий Дрожжин 00:00 28 марта 2012

Слова и дела

<p>История создания «Золотой рыбки» служит наглядным примером того, как на деле, а не на словах буквально «с нуля» достигать и превосходить мировой уровень инновационных разработок, в том числе оборонных. </p>

Когда Я слышу разговоры о том, какой должна быть современная Российская армия, поневоле вспоминаю АПЛ знаменитого проекта "Золотая рыбка", или "Альфа", принятую на вооружение в конце 60-х годов прошлого века. Это был малогабаритный, комплексно-автоматизированный, высокоскоростной атомный подводный истребитель-перехватчик. Ничего подобного по целому ряду технико-тактических характеристик не было ни тогда и нет теперь — через 40 с лишним лет после реализации этого проекта — нигде в мире. Создание этой АПЛ с титановым корпусом и принципиально новым (жидкометаллическим) теплоноси- телем сделало малоэффективным всё противолодочное оружие США и НАТО вплоть до конца 80-х годов прошлого века. Вот что писал об этой АПЛ авторитетнейший американский специалист по истории ВМФ профессор Норман Полмар: "Проект 705 — удивительная разработка с очень высокой инновационностью… Сочетание большой глубины погружения (до 300 м) и большой скорости (до 80 км/ч) заставило дрожать весь флот США, потому что ничего не было, чтобы противостоять ей… "Альфа" — первая буква алфавита, и это полностью соответствует подводной лодке проекта 705. Она была одной из самых лучших субмарин в мире, которую на Западе не смогли бы сделать, если бы даже и захотели". Расходы на создание лодки этого проекта специалисты НАТО оценивали на уровне 12 млрд. долл. в ценах 1970 года.

Но это не были бесцельно брошенные на ветер или, вернее, спущенные под воду, деньги. Технологии, специально разработанные для создания этой лодки, дали начало целым отраслям отечественной промышленности, в том числе — титановой металлургии

Говоря о ТТХ "Альфы", заставивших дрожать американский флот, профессор, однако, забыл упомянуть её неотразимое оружие: реактивную торпеду "Шквал", обладавшую скоростью 100 м\сек (350 км\ч), и противолодочную торпеду "Вьюга" с атомной боеголовкой. Забыл профессор упомянуть и ещё об одном фантастическом факте. Эта комплексно-автоматизированная АПЛ имела в составе экипажа всего 25 человек. Штатный боевой расчёт — 10 человек. А в случае необходимости всеми её механизмами и оружием могли управлять лишь 6 человек, хорошо подготовленных членов экипажа, состоящего только из офицеров. Всего у нас было 7 таких АПЛ, шесть из которых выполнили 32 боевых похода, в среднем по 52 суток каждый. Они не только эффективно следили за американскими ПЛАРБ и АУГ, но и были постоянно готовы к нанесению удара по ним. Именно поэтому американцы и потребовали уничтожить эти лодки в первую очередь, выделив соответствующее финансирование. Одной из причин их ликвидации была названа сложность инфраструктурного обеспечения, но этот вопрос был вполне разрешим при некоторой дополнительной затрате средств, несопоставимо малой по сравнению со стоимостью и значением каждой из этих лодок. 

Заключая свой рассказ об этой АПЛ, Н.Полмар констатировал: "Я могу поздравить тех, кто разработал и создал "Альфу". Они опередили всех на Западе на 20-25 лет. Сожалею, что нет больше лодок этого проекта, но как гражданин США и военно-морской специалист, я радуюсь, что их нет, так как эти подводные лодки представляли серьёзную угрозу для ВМС США".

Все до единой эти чудо-лодки были уничтожены, не прослужив и половины своего срока, а при их модернизации с целью уменьшения шумности и при оснащении новым гидроакустическим комплексом, они и сегодня стали бы безусловными "убийцами"  ПЛАРБ США и их авианосцев.

История создания "Золотой рыбки" служит наглядным примером того, как на деле, а не на словах буквально "с нуля" достигать и превосходить мировой уровень инновационных разработок, в том числе оборонных. Но для этого нельзя было уничтожать производственную базу страны и превращать целые коллективы высококвалифицированных специалистов: ученых, инженеров, рабочих, военных, — в безработных и люмпенов... Сегодня в России отсутствует производственный и кадровый фундамент для реальной модернизации. С него в любом случае и надо будет начинать. 

автор - капитан 1-го ранга, 

член президиума Объединённого Совета ветеранов-подводников

1.0x