Авторский блог Владимир Семенко 18:12 30 июля 2016

Сonscientia exusta

За последнее время модернистские иерархи, к сожалению, все еще формально возглавляющие институцию РПЦ, выработали особый, довольно специфический язык для общения со своей «непослушной» паствой, которая в просторечии называется церковной полнотой. Как только наступает очередной острый, переломный момент в сегодняшней церковной ситуации, связанный с нарастанием волны справедливой, естественной критики особенно вопиющих действий или заявлений наших церковных модернистов, с их стороны следует какой-нибудь характерный публичный жест, напрямую формально никак не связанный с этой критикой, который желающие могут воспринимать как косвенно-дипломатический ответ на нее. А могут и не воспринимать. «Опуститься» до прямого общения с православной общественностью модернисты в рясах, естественно, не в состоянии. Это противоречит всей их, так сказать, конституции, душевной организации, всему их сокровенному внутреннему существу. Они же небожители: на самолетах на экуменические мероприятия летают. А мы, окаянные грешники, все на земле живем, молиться пытаемся…

За последнее время модернистские иерархи, к сожалению, все еще формально возглавляющие институцию РПЦ, выработали особый, довольно специфический язык для общения со своей «непослушной» паствой, которая в просторечии называется церковной полнотой. Как только наступает очередной острый, переломный момент в сегодняшней церковной ситуации, связанный с нарастанием волны справедливой, естественной критики особенно вопиющих действий или заявлений наших церковных модернистов, с их стороны следует какой-нибудь характерный публичный жест, напрямую формально никак не связанный с этой критикой, который желающие могут воспринимать как косвенно-дипломатический ответ на нее. А могут и не воспринимать. «Опуститься» до прямого общения с православной общественностью модернисты в рясах, естественно, не в состоянии. Это противоречит всей их, так сказать, конституции, душевной организации, всему их сокровенному внутреннему существу. Они же небожители: на самолетах на экуменические мероприятия летают. А мы, окаянные грешники, все на земле живем, молиться пытаемся…

Вот, например, в разгар эпопеи с Критским так называемым собором среди определенной части так называемых ревнителей были такие, которые все носились с идеей противопоставления патриарха Кирилла и митрополита Иллариона (Алфеева). Весь корень зла – в ОВЦС, говорили они, это все проклятый Иларион воду мутит. А Патриарха они дурят просто… Надо бросить нашему Предстоятелю спасательный круг, отделить его от «митрополитика», тогда наша жизнь непременно наладится! Им и было отвечено. На юбилее ОВЦС.

«“Для Отдела всегда было важно созидать и поддерживать тесную связь со всем организмом Церкви, не замыкаясь в рамках своего аппарата, ― констатировал владыка. ― Сегодня Отдел внешних церковных связей трудится над теми задачами, которые ставят перед ним Архиерейский Собор, Священный Синод и Святейший Патриарх. Так было всегда, так будет и впредь”. Выступая на праздничном мероприятии, митрополит Иларион подчеркнул: “У ОВЦС нет никакой собственной повестки дня, которая отличалась бы от повестки дня всей Церкви, он не является каким-то «крылом» внутри Церкви, «клубом по интересам»”. “У Отдела нет иных интересов, кроме интересов всей Церкви, ― отметил председатель ОВЦС. ― Отдел работает по очень простой схеме: Священноначалие Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода является «заказчиком», мы же — исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС — служебный орган, полностью подконтрольный Священноначалию. Не проходит ни одного заседания Священного Синода без докладов председателя Отдела, для которого как для Постоянного члена Синода по должности участие в работе высшего органа церковного управления является не только возможностью отчитаться о совершённых поездках и состоявшихся мероприятиях, поделиться мыслями и получить благословение на дальнейшие труды. Это еще и возможность постоянно сверять курс Отдела с курсом Священноначалия, определяемым соборным разумом Церкви».

Это митрополит Иларион. Казалось бы, яснее ясного. Но поскольку «ревнители» - публика наивная, недалекая, то для особо одаренных было еще и разжевано.

«В настоящее время руководство Отделом успешно осуществляется Преосвященным митрополитом Волоколамским Иларионом, который вместе со своими соработниками, людьми разных возрастов и дарований, преданно служит Церкви. Сотрудников Отдела отличают знания, навыки, высокая квалификация, богатый опыт, в том числе международной работы, преданность Церкви и готовность все свое время и силы полагать ради ее блага. Я высоко ценю этот труд и постоянную помощь, которую получаю со стороны руководства и сотрудников Отдела внешних церковных связей в осуществлении Патриаршего служения. Нет такой поездки или встречи по профилю Отдела внешних церковных связей, к которой бы я не получал аналитических материалов, информационных справок, качественно подготовленных документов из Отдела, ибо именно на нем лежит ответственность за подготовку моих зарубежных визитов, и он всегда успешно с ней справлялся. Надеюсь, что так будет и в будущем».

Это уже сам патриарх Кирилл. Напомним, что 70-летний юбилей ОВЦС имел место вскоре после подписания лично патриархом скандальной «Гаванской декларации» и в момент наибольшего обострения в дискуссии вокруг проектов итоговых документов Критского действа. И тогда еще мало кто, в том числе и из основных фигурантов процесса, сомневался, что делегация РПЦ на «соборчик» поедет.

Однако модернисты в рясах не были бы самими собой, если бы ограничились простым растолковыванием недалеким «ревнителям», как обстоит дело в реальности, а не в их наивных фантазиях. Им очень хотелось еще и плюнуть прямо в лицо этой распоясавшейся публике, причем не просто плюнуть, а и проявить при этом столь присущие им типично дипломатическую виртуозность и изящество.

«Завершая свое выступление, Святейший Владыка выразил уверенность в том, что в наступающий период своей истории Отдел внешних церковных связей продолжит свою важную работу, в том числе вдохновляясь примером святителя Марка Ефесского, в честь которого недавно по Патриаршему благословению была учреждена награда Отдела.»

То есть фактически небесным покровителем церковных дипломатов, целующих ручку папе Римскому и отменяющих понятие «ересь» в применении к папистам, был объявлен пламенный обличитель унии и папистских ересей святитель Марк Эфесский. Орден его имени, как Ленину партбилет № 1, естественно, и был вручен митрополитом Иларионом кому бы вы думали? Ну, конечно же, патриарху Кириллу. Говорим «ОВЦС», подразумеваем… Мы диалектику учили не по Гегелю. Это вам не грубый мордобой, не воспетая графом Толстым пресловутая «дубина народной войны». Айкидо, да и только!

Так что отоспались на обнаглевших ревнителях по полной программе. А то завели, понимаешь, свою заезженную пластинку про хорошего царя и плохих бояр…

Но это была пока еще разминка. А дальше… Дальше была война. В смысле непоездка делегации РПЦ на «соборище», коей предшествовала нарастающая волна критика шамбезийских проектов во всем православном мире, после чего оказалось, что не 20 мирян в России, как хотелось бы думать, а лучшие силы мирового Православия, увы, тоже не на «правильной» стороне. И вот пресловутые документы приняли. Но без нас. Апологеты церковного официоза оказались еще глупее пресловутых ревнителей и кинулись всем рассказывать, что непоездка – это реализация «хитрогоплана» стратегов из РПЦ. Так, дескать, и было задумано. Но раз Варфоломей и К° свои документы все-таки приняли, и без наших поправок, то, стало быть, надо бы нам присоединиться к тем оппонентам Варфоломея из числа представителей других Поместных Православных Церквей (да и, как теперь выясняется, даже и из числа не подписавших бяку участников самого «соборчика»), которые итоговые критские документы решительно не приемлют и осуждают? Но как же, в самом деле, наши экуменисты и церковные дипломаты могут осудить самих себя? Ведь готовилась бяка на протяжении ряда лет при их само тесном и непосредственном участии?! Вот, учитесь, салаги, как это делается! Это как в сеансе одновременной игры по шахматам наивный любитель радостно кушает пешку, думая, что гроссмейстер ее просто зевнул, и надеется как-нибудь дуриком выиграть партию. А тот еще издевательски качество пожертвует и, когда, после размена ферзей выведя короля из укрытия, дурачок, выучивший правила, совсем будет на седьмом небе от счастья, гроссмейстер незаметным таким движением, едва прикасаясь, пешечку там передвинет, быстро перейдя к другой жертве своего непревзойденного мастерства, и вскоре дойдет до несчастного любителя, что стоит он хуже некуда и грозит ему неизбежный мат в три хода. Как говорит Задорнов, ну как, готовы?

«Члены Священного Синода приняли определение об отношении Русской Православной Церкви к состоявшемуся на острове Крит 18-26 июня 2016 года Собору. Синод признал, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви и подчеркнул, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса. При этом члены Синода констатировали, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус. (В рамках вышеприведенной аналогии это, надо полагать, жертва качества – В.С. Однако…). Синод постановил поручить Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Комиссии по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить с учетом возможных откликов и замечаний, а затем, по итогам всестороннего изучения, представить свои выводы Священному Синоду».

Это уже не шахматы. Это просто какая-то ловкость профессиональных наперсточников. Во-первых, митрополиту Иллариону и К° поручается тщательно изучить тот самый текст, в подготовке которого они на протяжении ряда лет активно участвовали. А после напряженного (надо полагать, неопределенно долгого) анализа представить свои выводы для Синода. Который их будет рассматривать. Но это еще не мат, а простой шах. Мат кроется дальше. Оказывается, искомые документы еще надо опубликовать! А для этого кто-то от соборчика должен их еще официально заверить и прислать в распоряжение РПЦ, под давлением непреодолимых обстоятельств отказавшейся участвовать в формальном подписании документов, подготовленных при ее самом живом и непосредственном участии (о чем свидетельствует одобрение шамбезийских проектов на нашем Архиерейском соборе 3 февраля и подпись под ними Патриарха Кирилла, поставленная на самом совещании в Шамбези, до сих пор не отозванная). А публикация в интернете не годится, потому что она, видимо, неофициальная?.. Ну, просто, как говорится, чтоб я так жил!!.. Так, давайте еще раз. Документы на Крите приняты? Приняты. Причем, как понятно, вполне официально, иначе уже ничего невозможно понять. Опубликованы? Еще как! Специально для этого и был создан вполне официальный сайт Критского собора, где все итоговые документы и опубликованы на четырех рабочих языках собора: новогреческом, английском, французском и русском. А теперь, оказывается, что этого недостаточно! Я что-то не понял: а разве журналы заседаний Священного Синода РПЦ, откуда взяты вышеприведенные цитаты – не официальный документ? Но ведь опубликованы они не где-нибудь, а именно на официальном сайте РПЦ «Патриархия.ру». То же касается и любых других документов РПЦ, например, тех, что рассматривает Межсоборное присутствие. В общем, понятно, что Варфоломей и его команда ничего заверять не будут и митрополитику не пришлют. Они и так разобижены нашим неприездом и неучастием. А митрополитик, под этим благовидным предлогом (ничего не получили от злодея, дескать) НИКОГДА и не даст Синоду никакого заключения. И НИЧЕГО БОЛЬШЕ Синод по этому вопросу не решит. Вот как надо работать! Была проблема, да вся и вышла. Правда, неясно, чем руководствовались другие Поместные Церкви в лице своих руководящих органов, не поехавшие на Критское сидение, а также разные авторитетные представители мирового Православия, когда осуждали итоговые документы, принятые на Крите? Неужели им всем Варфоломей прислал заверенные копии? Подозреваю, что они все же пользовались интернетом…

Но и это еще не конец. Гроб уже закрыт, и покойник готов к погребению. Тем приятнее забить в крышку последний гвоздь. (Все-таки есть в этой жизни и свои сермяжные радости).

«Вы человек, обладающий значительными способностями, хорошим образованием, при всем этом имеете одну важную добродетель: Вы отождествляете себя с курсом, который принимает Церковь. Вы не входите в обсуждение того, нужно было принять этот курс или нет, или его нужно было принимать с какими-то поправками. Как монах и как священнослужитель Вы всегда, воспринимая задачи, которые ставило перед Вами Священноначалие, пытались их максимально честно выполнить. И Ваша работа была отмечена многими значительными успехами. Поэтому когда Господь привел меня к Патриаршему служению, то я недолго думал над тем, кто должен быть моим преемником по трудной работе в сфере внешних церковных связей. И Вы были избраны постоянным членом Священного Синода и назначены на этот трудный пост».

Это патриарх о митрополите Иларионе. Вы, дурачье православное, наконец, все поняли, до конца? Или совсем тупые? Почему мы не поехали на Критский собор – материя тонкая, не для вашего ума. А вот что такое служение Церкви – пора бы усвоить. Служить Церкви – значит отождествлять себя с ее курсом, а не поправки всякие гоношить, ломая стройный план наших деяний. Ну а кто у нас Церковь-то возглавляет, помните? Опять двадцать пять, достали уже со своим Христом! Вот владыки приглашенные, не говоря уже о членах Синода – так те правильно себя ведут, лишних вопросов не задают. Потому как правила игры понимают. (Кстати, насчет последнего – вот не надо обвинять автора в преувеличениях. Мне лично именно так один ревностный батюшка из молодого поколения за трапезой и сказал: главное – соблюдать правила игры. Не больше не меньше. Настоящий миссионер!). И насчет преемника не стройте иллюзий. Все сказано открытым текстом: «Недолго думал, кто должен стать моим преемником…» Уж и не знаю, как вам еще понятнее сказать.

Так что корабль РПЦ в любом случае не останется без капитана. И куда сей корабль поплывет – тоже совсем недавно было продемонстрировано с недвусмысленной ясностью. И здесь уже даже я теряю способность воспринимать происходящее со здоровым юмором, не до того. Произошедшее, похоже, еще не все осознали с достаточной ясностью. Наш консервативный Предстоятель, борец за «русский мир» и «миссионер на основе традиции», ничтоже сумняшеся, вступил на путь последования не только даже митрополиту Никодиму (что никого не удивляет) – а прямо недоброй памяти Антонину Грановскому. Церковные модернисты сбросили маски и выволокли-таки престол на середину храма, уничтожая сакральное пространство алтаря, где претворяются Святые Дары, позволив себе уже прямое глумление над Господом, над Святыми Тайнами! И все это при «митрополитике», обозначенном в качестве преемника, в день его 50-летия. Вот вам и консервативный поворот! Если при этом не забыть про готовящийся новый перевод Библии и новый же катехизис, богоустановленные начальники приготовили нам веселые времена. Словно бы забыли окончательно потерявшие разум князья Церкви, что вскоре после того, как недоброй памяти лидер еще ТЕХ обновленцев 1920-х годов Антонин Грановский сделал в ХХС то же самое (главный храм страны перед закрытием был обновленческим, если кто подзабыл), большевики окончательно отобрали его у церкви, а вскоре и взорвали! Господь не пощадил стены после того, как вера была попрана людьми, не находившими себе места, терзавшимися обновленческим, реформаторским зудом. Точно так же и Константинополь перед его падением, захватом турками был уже униатским. Прежде чем столица православной империи пала, последние Палеологи приняли унию с Римом. Итак, нынешний самопровозглашенный лидер «русского мiра» подписывает с папой безобрáзный с вероучительной точки зрения документ в Гаване и последует Грановскому в самостийной, никаким собором не принятой реформе богослужения. Они забыли историю? Ничего не боятся? Считают погрешимым кого угодно, только не себя, любимых? Похоже на то.

«Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете».

Это уже митрополит Иларион про «шефа». На общепонятном языке, на котором говорит и думает большая часть населения любимого Отечества, это звучит как «выше нас только небо, а круче только яйца». Или, в возвышенно-патриотическом варианте, «папа Третьего Рима». Правда, я что-то слышал про то, что догмат непогрешимости «первого среди равных» епископов Поместной Православной Церкви у нас пока не введен? Или Бог непосредственно продиктовал им сие новое учение на пару с «преемником»?

Не нужно думать, что мы все в этом невиновны. Виновны, и еще как! Попробовали бы эти люди учудить подобный фортель с выносом престола на середину храма на Украине или в Молдавии, не говоря уже про Афон! Во второй раз непогрешимые «владыченьки» туда бы уже вряд ли приехали… А у нас как будто ничего не случилось! Приходская масса, возглавляемая членами Синода, как и положено ей, безмолвствует. Так что нечего предъявлять претензии туда, наверх! Каждый народ достоин своих властителей. И когда властитель нечто изрекает, он руководствуется все же некоторым, достаточно глубоким знанием своего народа.

«Я убедился, что если Патриарх принимает те или иные решения, они единодушно принимаются и Синодом, и Собором, и всей Церковью и не вызывают никакого противления, за исключением, может быть, самого небольшого круга людей, которые не столько о благе Церкви пекутся, сколько о своих политических или неких идейных взглядах, которые, по их мнению, должны реализоваться в церковной жизни».

Ну да, того самого «небольшого круга» в лице еще не утерявших живой веры лучших представителей мирового Православия, из-за которых богоустановленным небожителям в конечном итоге не удалось поехать на Крит.

Некоторые добровольно-принудительные апологеты «Святейшества» любят высказываться в том плане, что патриарх – наш отец, а мы, чада Церкви – его дети. В связи с этим мне вспоминаются слова святого старца Паисия Святогорца, ныне канонизированного у греков, сказанные о «вселенском» патриархе Афинагоре. Вскоре после его знаменитой «встречи мира» с папой-масоном, папой Второго Ватикана Иоанном XXIII святой старец высказался в том плане, что, де, патриарх разлюбил нашу святую Матерь, православную Церковь, и полюбил другую – церковь Римско-католическую. Вообще-то ситуация, когда отец семейства вместо матери своих детей начинает любить другую, называется известным словом, для которого есть немало весьма выразительных, но не вполне цензурных вариантов, которые я, пожалуй, употреблять здесь не буду, поскольку, во-первых, не люблю нецензурщины, а во-вторых, понятно и так. Но значит ли это, что хорошие дети могут и должны сразу указать папе на дверь? Нет, так вести себя – не по-христиански, это очень нехорошо. Напротив, нужно пригласить загулявшего отца на семейный совет и вежливо так, ласково спросить: «Папа, что сие означает? Ты что, нас с мамой больше не любишь?» Так что никакого раскола устраивать нельзя, братья и сестры, мы это делать не вправе. Нужно добиваться того, чтобы наш первый среди равных в полном соответствии со святыми канонами ответил перед лицом высшей церковной власти, перед судом собора.

Так я говорил на нашей конференции в гостинице «Измайловская» 31 марта 2016 года. Помнится, тетки в тугих платках тогда кричали: «Алименты, алименты!». Но что делать нам теперь, когда наш отец со своими друзьями и соратниками не просто упорствует в своих пагубных увлечениях, но увлекается туда все дальше, внося серьезный разлад в нашу, так сказать, семейную жизнь? Не пахнет ли дело разводом, как ни прискорбно это признать? Для совсем непонятливых поясню еще раз, что вовсе не имею в виду преступление против Церкви, именуемое расколом.

* Сonscientia exusta - (лат.) сожжённая совесть

На фото: Митрополит Иларион (Алфеев) во время неообновленческого литургического эксперимента

1.0x