Авторский блог Ирина Жежерун 15:42 29 августа 2014

Так что же такое Церковь, и чего от неё следует ожидать?

краткое разъяснение о сути Церкви в ответ на многочисленно задаваемыми в комментариях вопросы и обвинения

К написанию этой статьи меня подвигли часто задаваемые в статьях и комментариях, в том числе и мне лично, вопросы, касающиеся веры и церковной иерархии, а также необоснованные нападки на Церковь и её Предстоятеля.

Поскольку это вызвано явным непониманием – что такое Церковь Христова, то возникло решение дать разъяснения по этому вопросу.

Эта статья не является катехизисом и содержит только часть основополагающих моментов жизни верующих. Ровно в той мере, чтобы разъяснить непосвящённым суть жизни во Христе и правомочность постороннего вмешательства в неё.

Надеюсь, что не только у интересующихся этим вопросом, но и у всех совопросников и обвинителей найдётся время прочесть её, т.к. впредь при вопросах и нападках на Церковь и Патриарха будут отсылать к ней.

Так что такое Церковь?

Церковь – это сообщество верующих. Церковь Христова – не просто сообщество верующих, она, по учению Отцов – Тело Христово, носитель Духа Божия, подаваемого верующим во Христа в Таинствах Крещения и Причащения, что и делает их членами Тела Христова, то есть Его Церкви. Главой же Церкви является Сам Христос.

Вносить смуту в Церкви – раздирать Тело Христово, - горе творящим сие.

Церковь Христова является подобием большой семьи, где есть чада - верующие, и есть отцы – священники. Есть и старший среди всех, «отец отцов» – патриарх.

Как и в любой семье, в Церкви у каждого есть свои обязанности.

Главная обязанность всех членов Церкви – сохранять неповрежденным православное вероучение и жить по заповедям Божиим. Цель каждого члена Церкви, от простого верующего до Патриарха – личное спасение, обретаемое стяжанием Духа Святого, которое достигается через покаяние, молитву, исправление своей жизни и соблюдение заповедей.

При всей простоте «рецепта» спасения, даётся оно тяжким трудом, в силу испорченности человеческой натуры – её удобопреклонности ко греху. Потому и всё, не способствующее достижению главной цели верующего, остается на периферии его жизни (здесь и далее, говоря о верующих, имеются в виду истинно верующие, а не только так именующиеся, в силу лишь внешнего соблюдения обрядовой стороны).

Для достижения главной цели верующих - спасения - Церковь располагает особыми средствами – Таинствами, подающими верующим благодать Святого Духа, то есть помощь Божию на преодоление в себе греха – зачатка и причины смерти. Вот здесь и появляется потребность в иерархии, т.к. Таинства могут совершать лишь священники, а рукополагать самих священников, получающих в рукоположении (Таинстве священства) благодать совершать Таинства, могут только архиереи, также получившие, в свою очередь, этот Дар при рукоположении во епископа от собора архиереев. В первом веке нашей эры сами апостолы рукополагали священников, но ввиду широкого распространения христианства, общин становилось всё больше, некоторые из них были значительно удалены друг от друга, почему и возникла необходимость поставления архиерея в каждой самостоятельной общине, который, получив от апостолов Дар Духа Святого, мог самостоятельно рукополагать священников.

То есть, без церковной иерархии, без священства и высшего священства – архиереев, спасение для простых верующих становится практически невозможным. Ведь главное из Таинств – Евхаристию (во время которого происходит Причащение верующих Святых Христовых Таин), без которого невозможно спастись, может совершать лишь священник.

И вот здесь есть одна очень важная вещь: Христос позаботился о спасении верующих, дав им Таинства. И было бы крайне несправедливо, если бы что-то могло помешать их принимать. Потому совершитель Таинства (священник) и является именно совершителем Таинства, то есть совершает службу, которая свершается независимо от его личных качеств (простите за тавтологии). Приходя к Таинствам, верующий приходит непосредственно к Богу, получая благодать независимо от личности служащего, как (простите за такой пример) покупая товар в магазине, мы никак не зависим от личности продавца. И в этом проявление Божьего милосердия: даже если не останется на земле ни одного достойного священника, возможность личного спасения для любого верующего не иссякнет. То же можно сказать и об архиереях – даже если архиерей, по своим личностным качествам человек недостойный, совершенное им рукоположение будет действительным и никаким негативным образом не отразится на рукополагаемом.

Теперь о патриархе.

Главная обязанность патриарха – заботиться о сохранении: чистоты вероучения и вверенной ему паствы. Соответственно, то же требуется и от архиереев, одним из которых (первым, но равночестным) и является патриарх.

Требовать от патриарха, архиерея, священника, да и любого верующего, именно как от членов Церкви Христовой (в нашем случае – Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) вынесения суждений о светской власти, политике, светской жизни общества, некоторых членов этого общества и прочем, не относящимся к делу личного спасения, абсолютно неправомерно. Это всё равно, что требовать подобного от какой-либо семьи – ну, с какой бы стати вмешиваться во внутренние дела семьи, да ещё порой в грубой оскорбительной форме? И ещё при этом требовать от чад в этой семье обсуждать и осуждать (что вообще запрещено Законом Христовым, т.к. является тяжким грехом) своих отцов и самого старшего из них, а также упрекать в их защите от посторонних нападок. Какими бы, в личном плане, ни были наши отцы, как духовные, так и по плоти, мы не вправе проявлять к ним неуважение, пересуживать, порочить и осуждать их. В противном случае, мы совершаем хамов грех, за который следует проклятие. Судить их будет Бог, а уж никак не дети. Можно, конечно, спросить мнение Церкви по какому-либо светскому вопросу, но не более того.

Вообще, жизнь Церкви – личное дело членов Церкви, которое абсолютно не касается того, кто не является её членом. И любое вмешательство извне в её дела – противозаконно, как и вмешательство в дела любой другой семьи. А вот порочить Церковь Христову - порочить Самого Христа, Который Есть Глава Церкви!

И напоследок – немного из истории Церкви.

Уже в первом веке н.э. христианство стало стремительно распространяться и распространилось настолько, что стало государственной идеологией многих стран Востока и Запада. Следствие - Церковь стала государственной религией этих государств, что дало ей статус общественного института, соответственно, потребовался расширенный административный аппарат, который стал соблазном для властолюбивых и корыстолюбивых людей, начавших входить в эту структуру из своекорыстных побуждений. Так начался процесс разложения административной церковной надстройки, который можно определить по поговорке: «рыба гниёт с головы». Когда разложение проникло, через конкретных представителей церковной иерархии, во все сферы церкви, как института (ещё раз акцентирую: не путать церковь, как институт, с сакральным смыслом понятия «Церковь», которую повредить никакими человеческими вмешательствами невозможно), последствия не заставили себя ждать. Сначала произошло разделение Церкви на Восточную и Западную, а затем - в Западной началась так называемая «реформация», породившая протестантизм, а в Восточной всё закончилось более радикально – революцией 1917 года. То есть в Русской Православной Церкви начался назревший процесс очищения – болезненный, кровавый и страшный, который можно сравнить с хирургической операцией по вскрытию гнойника, что дало возможность вернуться к почти утерянным истокам. На Западе же «протест» достиг такой центробежной силы, что привел к отказу от большинства основополагающих догматов изначальной христианской веры и свёлся к примитивному постулату: «только веруй и спасёшься», освободившему западного верующего от тягот спасительного крестного пути, указанного Самим Христом.

В начале христианизации во многих государствах возникло единомысленное сосуществование светской и духовной ветвей власти, что получило название «Симфонии», которое затем, вследствие упадка веры и благочестия (не без основополагающего участия вышеупомянутого процесса разложения иерархического аппарата), привело к уродливому типу светско-духовной власти в одном лице (в католичестве – папа, раздающий короны, в протестантизме – светский властитель, издающий церковные законы и меняющий догматы, то есть по сути – первосвященник). Западная Церковь так и не смогла преодолеть этот процесс сращивания и, как следствие, перерождения церковной и светской власти, что сделало невозможным процесс очищения, аналогичный прошедшему в Восточной Церкви.

Так что, как видим, отделение Церкви от государства – благо для Церкви. Однако сейчас её вновь пытаются втянуть в эту западню.

1.0x