Авторский блог Виктор Кузнецов 20:07 27 ноября 2015

Цена свободы-атомная бомба

В монографии, вышедшей из печати в 2005 г. рассмотрена история участия заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях закрытых городов Урала. На обширном источниковом материале и по воспоминаниям очевидцев описываемых событий показана реальная картина трудового использования заключенных, материально-бытовые условия их содержания, смертность и др. Предназначена для научных работников, а также всем, кто интересуется историей атомной промышленности. Монография будет размещаться по главам т.к. формат газеты не позволяет это сделать из-за ограниченного объема.

К читателям

Уважаемый читатель! В Ваших руках находится книга, которая по сути является вторым, дополненным и переработанным вариантом книги «Атомный проект за колючей проволокой». Однако ее новое название связано с тем, что автор значительно расширил территориальные рамки исследования, а также придал ей большую научность в изложении материала. Автором дополнительно были исследованы архивные документы по Кузнецкому (Челябинск - 40), Сосновскому (Златоуст – 20(36) исправительно-трудовые лагеря и ИТЛ № 100 МВД СССР (Свердловск – 44). Это позволяет утверждать, что представленное исследование претендует на абсолютную полноту описания функционирования исправительно-трудовых лагерей Главпромстроя МВД СССР в закрытых атомных городах Урала. Я хотел бы, уважаемый читатель, поделиться с Вами своими впечатлениями об этой книге. В России написано много об истории атомного проекта, и, последнее время, все более отчетливо определяется особое мнение о том, что напрасно Сталин с созданием атомной бомбы вверг страну в гонку ядерных вооружений. Об этом пишут даже высокие социально положительные люди. При этом они допускают много всяких искажений, что вот мы что-то там украли у американцев, и это действительно было. А мне кажется, это очень неправильно. Ведь атомное оружие было сделано у нас в стране, на нашей базе, нашими людьми, и надо гордиться ими. Поэтому в начале перестройки перед историками была поставлена задача по ликвидации белых пятен в истории страны. Я считаю, что не надо превращать все, что исследовано в чёрные пятна, и с этой точки зрения книга Виктора Николаевича имеет принципиальное значение, потому что это очень правильная книга. Правдиво и талантливо написанная книга, по очень непростому аспекту советского атомного проекта.

Достоинством работы В.Н.Кузнецова является использование документов архивов политотделов ИТЛ и строительных управлений, впервые вводимых в научный оборот, а также воспоминаний участников строительства. Приведенный автором материал подробно и достаточно убедительно показывают специфику работы исправительно-трудовых лагерей атомной промышленности и, таким образом, эта книга открывает новую страницу в изучении отечественной истории.

Работа над книгой позволила автору успеть ухватиться за ту нить, которая связывает поколение первых строителей, с сегодняшними жителями закрытых городов, не допустить ее обрыва. На основе архивных источников, по воспоминаниям ныне здравствующих работников ИТЛ и всех тех, кому приходилось соприкасаться по роду своей работы с заключенными,зафиксированы исторические факты и дана возможность им проверить достоверность изложенного в книге материала.

Предлагаемая читателям публикация в первую очередь посвящена памяти первых строителей закрытых городов Урала, которые выполняли самый большой объем неквалифицированной работы по созданию производственно-материальной базы строительств и предприятий, а также трудились в жилищном секторе населенных пунктов и на объектах их инфраструктуры. Выражаю надежду, что эта книга позволит объективно оценить вклад первых строителей, в том числе и заключенных, в строительство уникальных секретных объектов на Урале, сохранить о них память для будущих поколений.

В настоящее время рассекречена масса документов об организации этих лагерей, их охране, о колючей проволоке, которой и в настоящее время огорожены закрытые города. Как это делалось, какая технология всего этого – всё это важно, но почему-то проблема ГУЛАГа в нашей стране возведена в негативный абсолют. И сейчас, грубо говоря, треть диссертаций защищается именно на эту тему. При чтении таких работ явно просматривается преувеличение, накал страстей, передергивание цифр. И в ходе умозаключений авторов делаются выводы, что советская экономика могла существовать только при абсолютном переводе всего народа на рабский труд, раздут и поддерживается тезис о наличии репрессий. Ну, какие крайности! Перегибать палку в этой теме не надо.

Анализ архивных документов показал, что в послевоенные годы массовых репрессий не было. И вот книга Виктора Николаевича как раз отличается отсутствием этих крайностей. Он очень чётко и ясно пишет о тех людях, которые по определённым обстоятельствам оказались за колючей проволокой. Пишет о том их великом труде, который был вложен в решение атомной проблемы. Пишет тепло, с уважением, не перехлёстывая за край правдивости этого вопроса, и мне представляется, что это одна из немногих книг, которая основную проблему нашего Отечества решает спокойно, грамотно, объективно и честно. Я думаю, что такие книги делают честь исторической науке, и надеюсь, будет пользоваться большим вниманием, пониманием и интересом со стороны широкого читателя. Я желаю этой книге широкой дороги, а автору дальнейших творческих успехов.

Академик В.В. Алексеев

От автора

Название любой книги отражает в нескольких словах суть ее содержания. Цена свободы. Что вкладывается в смысл этой фразы в контексте названия этой книги. Если задуматься более глубоко над тем, какой ценой было создана советская атомная бомба, то можно с полной уверенностью сказать – цена ее создания очень велика и несопоставима ни с чем. Иначе перефразируя ее название можно выразиться так: Цена создания атомной бомбы – несвобода многих десятков тысяч советских людей. Причем несвобода не только заключенных, отбывавших уголовное наказание за совершенные правонарушения в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа, но и самых лучших представителей науки, инженерно-технических работников, вольнонаемных строителей, работников сферы обслуживания, культуры, военных строителей и многих, многих других категорий граждан СССР. Судьбы этих людей были подчинены, в большинстве случаев помимо их воли, решению самой важной в то время проблемы, возникшей сразу после окончания самой кровопролитной мировой войны. Быть или не быть советскому государству. Именно так стоял вопрос. И только сейчас, спустя шесть десятилетий, мы можем спокойно рассуждать, правильной ли были политика государства, оправданной ли была цена решения задачи создания в кратчайшие сроки отечественного ядерного оружия в условиях послевоенной разрухи и истощения государственных материальных ресурсов.

Для достижения поставленной цели такой ценности как свобода передвижения и выбора места жительства были лишены законопослушные советские граждане, которые находились в закрытых зонах, за несколькими рядами колючей проволоки, без права выхода за ее пределы(в первые годы даже смерть близких родственников не могла быть причиной для выезда к месту погребения), без права свободной переписки(тотальная цензура всей корреспонденции). Их направляли по обязательной разнарядке из ВУЗов и других учебных заведений, по рекомендациям горкомов КПСС и ВЛКСМ, комсомольским путевкам, отказ от которых расценивался как нарушение партийной и комсомольской дисциплины. Только после создания отечественного ядерного оружия и некоторой стабилизации международной обстановки, режимные требования ко всем категориям населения закрытых городов в различной степени были ослаблены.

Приказом начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР от 16.01.1950 г. директорам заводов № 817, 813, 814 по согласованию с Министерством государственной безопасности СССР и уполномоченными Совета Министров дано право предоставления выезда в отпуск работникам предприятий и военнослужащим для лечения, если его нельзя провести на месте, для посещения семьи в неотложных случаях и для учебы в ВУЗах и техникумах. Основной вывод этой книги: атомная бомба одновременно с колоссальными материальными затратами была создана, в том числе и ценой несвободы многих десятков тысяч советских людей. Поэтому, на мой взгляд, название книги очень точно отражает два уравновешивающих друг друга словосочетания: цена свобода – атомная бомба.

Начиная с 1930-х гг., на большинстве вновь возводимых объектов социалистического строительства широко использовался труд заключенных, которые содержались в исправительно-трудовых лагерях и колониях ГУЛАГа НКВД(МВД) СССР. На строительстве объектов атомной промышленности на Урале и в Сибири также трудились десятки тысяч заключенных. Производственная структура ГУЛАГа – Главпромстрой, образованный в годы войны, уже накопил колоссальный опыт ускоренного возведения и пуска сложнейших производственных объектов. Его школу прошли крупнейшие руководители послевоенного периода, которые использовали полученный опыт при создании отечественной атомной промышленности и сумели в кратчайшие сроки, в глухих районах, организовать и построить важнейшие оборонные объекты. Конечная цель создания «атомного» ГУЛАГа была уже не политической, а производственной.

Среди ученых длительное время идет полемика об оправданности использования заключенных ИТЛ на строительстве совершенно секретных предприятий атомной промышленности. Одни выступают в защиту принятого решения об использовании дешевого и непроизводительного труда, ссылаясь на отсутствие в государстве в послевоенный период необходимых денежных средств для применения труда вольнонаемных работников. Другие осуждают исправительную политику государства, уповая на то, что при создании атомной промышленности были обескровлены другие отрасли народного хозяйства. Кроме того, использование спецконтингента на совершенно секретных объектах не обеспечивало сохранение государственной тайны, особенно когда после смерти И.В.Сталина и объявленных амнистий десятки тысяч носителей государственных секретов были освобождены от отбывания наказания и отправлены за пределы этих объектов.

И те, и другие по-своему правы. Но одно утверждение сегодня не ставится под сомнение - если бы не использование этой категории строителей при создании этих предприятий, было бы невозможно в такие сжатые сроки создать отечественную атомную промышленность при отсутствии элементарной механизации большинства видов работ, в малонаселенных районах строительства секретных объектов, при минимальном предоставлении нормальных бытовых и санитарных условий для заключенных. Возможно, что содержание предлагаемой читателям книги позволит более определенно ответить на этот вопрос.

У читателя после прочтения книги может создаться впечатление, что автор предвзято и умышленно показывает радужные картины пребывания заключенных в исправительно-трудовых лагерях. Действительно у меня у самого кардинально менялось представление о тех нечеловеческих условиях содержания, которые были нам представлены в публикациях о ГУЛАГе в конце 1980-х – 1990-е гг. В результате исследования рассекреченных архивных материалов реальная картина содержания заключенных, по крайней мере, в ИТЛ Главпромстроя МВД СССР на Урале, оказалась совершенно иной. Конечно, это были не учреждения санаторно-оздоровительного типа, но то, что читатель узнает из этой книги, также может изменить свое представление об этой странице истории нашей страны и не оставит его равнодушным к ее содержанию. Тем, кто усомнится в объективности изложения материала, я предлагаю самому ознакомиться с архивными источниками, на которые сделаны ссылки в тексте и убедиться, что в книге нет ни одного факта, который был бы придуман, либо неверно истолкован автором. Тем более, что в тексте и в приложениях к нему есть достаточно свидетельств участников тех событий, которые подтверждают объективность изложения материала.

Со времени окончания строительства сверхсекретных объектов атомной отрасли прошло более полувека. За этот период было рождено немало слухов и домыслов о бесчисленных жертвах среди заключенных ИТЛ и колоний ГУЛАГа, о нечеловеческих условиях их содержания. Конечно, по четырем ИТЛ Главпромстроя МВД СССР, функционирующих на Урале, нельзя сделать обобщающий вывод и распространить его на весь ГУЛАГ, однако исходя из описанных в настоящей книге условий содержания заключенных, по крайней мере, можно поставить под сомнение реальность таких слухов.

Да, закрытые города атомной промышленности на Урале строили заключенные вместе с другими категориями строителей. Да, условия их содержания были далеко не идеальными для жизни человека. Да, среди заключенных были и побеги, и убийства, и самоубийства, и нарушения режима содержания, и бунты. Историю нельзя приукрасить, переписать, навести ретушь. Историю необходимо воспринимать такой, какая она есть. Из истории необходимо делать правильные выводы и уроки. На ней должны воспитываться будущие поколения.

12 января 2005 г. в городе Лесном Свердловской области состоялась презентация книги «Атомный проект за колючей проволокой». В презентации приняли участие ведущие ученые-историки Урала - специалисты по истории атомной промышленности, руководители закрытых городов, представители общественности, предприятий и организаций, средств массовой информации, ветераны атомной промышленности. В выступлениях ученых и представителей общественности была дана высокая оценка монографии и отмечен правдивый, строго научный, объективный подход в ее написании. Такая оценка вдохновила меня на дальнейшее исследование темы. Были предприняты действия по поиску архивных документов лагерей, заключенные которых принимали участие в строительстве городов Новоуральск, Озерск и Трехгорный. Эти дополнительные исследования позволили более убедительно показать обобщенную картину участия заключенных ГУЛАГа в строительстве закрытых городов на Урале и сделать более обобщающие выводы по поднятой проблеме.

Благодарю всех тех, кто помогал мне собирать и обрабатывать материалы для настоящего издания, особенно уважаемым ветеранам города Лесного. Особую благодарность выражаю первому заместителю председателя комитета по делам архивов правительства Челябинской области Г.Н.Кибиткиной, которая, не считаясь с личным временем, помогла мне в поиске и технической обработке архивных материалов по ИТЛ закрытых городов Челябинской области. Отдельную благодарность выражаю научному редактору академику В.В.Алексееву за высокую оценку моего труда, рецензенту книги, доктору исторических наук, профессору В.Н.Новоселову, работникам Объединенного государственного архива Челябинской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, Муниципального архива социально-правовых документов города Нижнего Тагила и его директору В.А.Рейндбольд.

Неоценимую помощь в издании книги оказали спонсоры: глава муниципального образования «Город Лесной» А.И.Иванников, заместитель генерального директора ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» по науке Л.А.Поляков, директор МУП «Трансинформ» С.В.Анисимов, директор ООО «Рифей-2» А.А.Потапов, директор ООО «Уралконт» Н.В.Воронина, председатель КЖКХ г. Лесного В.Н.Санатин.

Виктор Кузнецов – кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук.

Глава 1 Исправительно-трудовая политика в СССР. ГУЛАГ НКВД (МВД) как инструмент ее реализации.

Закончилась самая кровопролитная вторая мировая война. Разрушенные города, стертые с лица земли более мелкие населенные пункты европейской части СССР, уничтоженные предприятия и сельские коллективные хозяйства и другие негативные последствия войны – таковы ее печальные итоги, которые после всенародного праздника победы необходимо было решить государству-победителю. Военное и послевоенное лихолетье породило еще и такие проблемы в советском обществе, о которых говорили и продолжают говорить без особого пафоса. Это разгул многочисленных криминальных и воровских группировок, беспризорность и малолетняя преступность. Голод и необходимость прокормить себя и детей толкало людей на хищение продуктов и другой социалистической собственности. Сотни тысяч осужденных за несколько килограмм продуктов, за неосторожно произнесенное слово в адрес советского строя или руководителей страны, за нахождение в плену или на оккупированной территории, а также за совершение других уголовных преступлений, отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях(ИТЛ) и колониях.

Целями исправительно-трудовой политики государства, изложенными в «Положении об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР» были: создание условий, исключающих возможность осужденным совершать новые преступления; исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к общественно-полезному труду. Каждый способный к труду заключенный был обязан трудиться. Труд являлся основой перевоспитания, исправления и искупления вины перед Родиной.

Стране для восстановления разрушенного войной народного хозяйства и создания мощной оборонной индустрии нужна была дешёвая рабочая сила, непритязательная к наличию нормальных бытовых условий. При этом, государство, лишая свободы советских людей за совершенные ими противоправные действия, брало на себя обязательство создать для них условия, которые обеспечивали бы минимально необходимые нормы проживания, продовольственное, медицинское, вещевое и культурно-бытовое обслуживание, а также использовать их физический труд в полном соответствии с действующим трудовым законодательством.

Реализация государственной исправительно-трудовой политики была поручена министерству внутренних дел СССР, которое в своей структуре имело Главное управление лагерей (Приложение 1)[i]. Его структура и аппарат управления представляли собой четко отлаженный механизм, состоящий из центрального аппарата, управления по организации режима содержания заключенных и предупреждения побегов, управления по руководству работой медико-санитарных отделов и организации жилищно-бытового обслуживания заключенных, управления по руководству производственной деятельностью и финансированию исправительно-трудовых лагерей. В систему управления также входили политический отдел, культурно-воспитательный и организационный отделы[ii].

Таблица 1

Численность заключенных ИТЛ и ИТК ГУЛАГа МВД СССР

( по состоянию на 1 января каждого года)

Год

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

1956

Всего

(чел)

1млн 460677

1млн 703095

1млн 721543

2млн 199535

2млн 356385

2млн 561351

2млн 528146

2млн 504514

2млн 468524

1млн 325053

1млн 075280

781630

Из таблицы видно, что наибольшее количество заключенных, содержащихся в ИТЛ и колониях ГУЛАГа в послевоенный период было в 1950-1951 гг.[iii] Население СССР на 1 января 1951 г. составляло 182 321 000 человек[iv]. Таким образом, процент находящихся в местах заключения к населению страны составлял 1,38%. В 1956 г., после освобождения большей части заключенных по актам амнистии, количество заключенных по отношению к 1950 году составило 30% (0,4% от населения СССР). Однако, следует оговориться, что эти цифры относятся только к заключенным ИТЛ и колоний без учета спецпоселенцев. По результатам последней переписи 2002 г. население России составляло 145 164 000 человек. В местах заключения содержался примерно 1% от всего населения России. Приведенное сравнение позволяет поставить под сомнение тезис о массовости уголовных преследований в СССР, по крайней мере, в послевоенный период.

В целях установления единства применения законодательства об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества, а также личной собственности граждан, и усиления борьбы с этими преступлениями 4 июня 1947 г. были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР (ПВС СССР) «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан» (Приложение 2 и 3). Уголовная ответственность за указанные преступления была значительно ужесточена по сравнению с действующим законодательством. Срок лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных указами, с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях и колониях был увеличен до двадцати пяти лет. Наказание устанавливалось в зависимости от того, была ли совершена кража впервые или повторно, одним лицом, либо группой лиц. По указам от 04.06.1947 г. осуждались и граждане, не достигшие шестнадцати лет.

Кроме того, уголовному преследованию подвергались граждане, знавшие о готовящимся преступлении, либо ставшие его свидетелями и не донесшие об этом в соответствующие органы. Такое деяние каралось направлением в ИТЛ сроком до трех лет или ссылкой на срок от пяти до семи лет. Применение указов позволило обеспечить достаточное количество заключенных, осужденных на длительные сроки лишения свободы, как рабочей силы на стройках народного хозяйства и обороны страны. За шесть лет по указам от 04.06.1947 г. было осуждено 1 300 000 человек, из них 75% на пять лет и более, а по состоянию на начало 1951 г. осужденные по этим указам составляли 53% заключенных ГУЛАГа и около 40% от общего числа заключенных в стране[v].

Характерным явлением послевоенного времени стал большой процент заключенных-женщин. Это объясняется тем, что после окончания войны многие их них остались вдовами с малолетними детьми на руках и были вынуждены просить милостыню или воровать, чтобы прокормить детей. К концу 1948 г. в ГУЛАГе содержалось полмиллиона заключенных-женщин. В начале 1953 г. в домах младенца при лагерях содержалось 35 000 детей в возрасте до четырнадцати лет. Несмотря на объявление правительством в апреле 1949 г. амнистии матерям с малолетними детьми, их число вплоть до 1953 г. составляло 25-30% от всех заключенных ГУЛАГа[vi](см. табл. 2).

Таблица 2

Сведения о количестве заключенных женщин в ГУИТК МВД СССР

Дата

Всего заключенных

Из них женщин

На общем режиме

На строгом режиме

На облегченном режиме

всего

%

Всего

Из них женщин

Всего

Из них женщин

Всего

Из них женщин

всего

%

Всего

%

Всего

%

01.07..55

904 867

103 494

11,4

722 387

79 065

10,9

72 070

2 598

3,6

110 410

21 831

19,8

01.07..56

812 283

76 615

9,4

594 477

53 721

9,0

82 994

2 895

3,5

134 812

19 399

14,4

01.04..57

828 974

77 708

9,3

633 930

60 560

9,6

79 485

2 347

3,0

114 859

14 801

12,9

01.07..57

848 573

80 991

9,5

645 805

63 044

9,8

81 619

2 476

3,0

121 149

15 471

12,8

01.01..58

721 899

63 500

8,7

574 965

51 606

9,0

76 087

2 482

3,3

70 897

9 412

13,3

Составлено по: Кучин С.П. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ уголовный), Железногорск, 1999. С.20.

В 1947-1949 гг. были приняты еще три нормативных акта, пополнивших арсенал правовых средств для осуждения советских людей: Указ ПВС СССР о запрете браков с иностранцами от 15.02 1947 г., Указ ПВС СССР об ответственности за разглашение государственной тайны и за потерю документов, содержащих государственную тайну от 09.07.1947 г. и Указ ПВС СССР от 04.01. 1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование».

Руководство министерства внутренних дел СССР работе исправительно-трудовых лагерей и колоний уделяло очень пристальное внимание т.к. от четкой и бесперебойной работы заключенных зависело своевременное и качественное выполнение задач поставленных перед министерством по восстановлению разрушенного народного хозяйства, возведению новых промышленных объектов, в том числе и выполнение работ по Программе № 1(так называлась программа по созданию отечественной атомной промышленности и производства ядерного оружия). Этот вывод можно сделать по большому количеству постановлений, приказов, директив и писем, которые носили довольно жесткий и конкретный характер. При этом большинство документов директивного характера были направлены на более эффективное трудовое использование заключенных ИТЛ и колоний, организацию производственной деятельности и жилищно-бытовых условий их содержания.

Министр внутренних дел С.Н.Круглов на совещаниях руководящего состава работников лагерей, управлений и отделов ежегодно заслушивал о состоянии дел начальника ГУЛАГа, Главпромстроя МВД СССР, подводил итоги их работы и ставил задачи на очередной год. Так, на таком совещании в апреле 1948 г. министр поставил основную задачу перед руководящим звеном ИТЛ: превратить лагеря в образцовые исправительно-трудовые учреждения, что означало коренную перестройку работы всех штатных работников и направления их работы на изменение ориентиров и фокуса в сторону заключенных, как решающей силы в выполнении стоящих задач. Министр предупредил всех начальников управлений лагерями о персональной ответственности за обеспечение надлежащих условий содержания, правильного использования и сохранения физического состояния заключенных[vii]. Итоги совещания и поставленные на нем задачи были обсуждены во всех ИТЛ на совещаниях в политотделах, собраниях партийно-хозяйственного актива и в партийных организациях.

13 марта 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР(СМ СССР) № 1065-376сс «О внедрении оплаты труда и о мероприятиях по дальнейшему повышению производительности труда заключённых» и приказ МВД СССР № 00273. Указанные документы положили начало очередному этапу реформирования системы исправительно-трудовых учреждений и законодательно уточнили основные задачи исправительно-трудовой политики. Эти задачи заключались: в переходе на сдельно-прогрессивную и премиальную систему оплаты труда, в соответствии с должностными окладами и единой тарифной сеткой, в надлежащем трудовом использовании заключенных, в создании в исправительно-трудовых учреждениях образцового порядка, в перевоспитании осужденных и возвращении их в ряды советских граждан сознательными и трудолюбивыми.

Кроме заключенных, большую армию дешевой рабочей силы на стройках народного хозяйства составляли спецпереселенцы. Во время и после войны к этой категории людей относили советских немцев, финнов, молдаван, румын, венгров и представителей других национальностей, государства которых либо не были союзниками Советского Союза, либо воевали на стороне фашистской Германии. На стройках народного хозяйства СССР использовался и труд военнопленных. В начальный период строительства предприятий атомной промышленности на Урале спецпереселенцы работали на всех участках: в промышленных зонах, на жилищном строительстве, во вспомогательных, заготовительных подразделениях и подсобных хозяйствах. Однако из-за усиления режима секретности, в 1947-1948 гг., большая их часть была перемещена в Среднюю Азию и Восточную Сибирь[viii].

Таким образом, в начале 1950-х гг. в исправительно-трудовых лагерях и колониях ГУЛАГа МВД СССР содержалось самое большое количество заключенных, когда-либо содержавшихся в этой системе. На январь 1953 г. их численность составляла более 2,5 миллионов человек. К этой цифре необходимо прибавить 2 771 767 человек по состоянию на 01.07.1952 г.(2 753 356 человек состояло на учете на 01.01.1953 г.), находящихся также в ведении МВД СССР[ix]. Сохранить управление более чем пятимиллионным спецконтингентом, обеспечить ведение постоянного надзора и надлежащую дисциплину становилось все более трудной задачей для руководства МВД СССР и некогда бесперебойный механизм государственной машины репрессий давал сбои. После смерти И.В.Сталина начался отсчет последнего этапа его функционирования. В этот период приняты ряд основополагающих государственных правовых актов, направленных на внесение корректив в стратегическое направление исправительно-трудовой политики и распространение демократических начал в область внутренней политики, которая была долгое время незыблемой. В течение 1953-1955 гг. проведено ряд мероприятий государственного масштаба по амнистированию заключенных ИТЛ и колоний МВД СССР.

После смерти И.В.Сталина Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР провели ряд крупных организационных и политических мероприятий по укреплению морально-политического единства советского общества. К их числу необходимо отнести мероприятия по реорганизации аппарата правительства, укрупнение министерств и расширение прав министров, принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии» от 27 марта 1953 г.. пересмотр уголовного законодательства и другие. Серьезной реорганизации было подвергнуто Министерство внутренних дел СССР, которое было соединено с Министерством государственной безопасности. Из состава МВД были выделены и переданы соответствующим хозяйственным министерствам производственные главки. Кроме того, Совет Министров СССР 28.03.1953 г. принял постановление № 984 – 400 сс «О передаче ГУЛАГа из подчинения МВД СССР в подчинение Министерства юстиции СССР», по которому на базе ИТЛ Главпромстроя МВД были созданы самостоятельные структурные подразделения ГУЛАГа при строительных управлениях. Так, на базе ИТЛ управления строительства № 247 был создан Кузнецкий ИТЛ(г.Озерск), на базе ИТЛ управления строительства № 587 был образован Сосновский ИТЛ(г.Трехгорный). На базе ИТЛ управления строительства № 514 был сформирован Красногорский ИТЛ(г.Лесной). ИТЛ № 100(г.Новоуральск) в 1953 г. прекратил свое функционирование в связи с амнистией абсолютного большинства заключенных, содержащихся в этом ИТЛ.

Таблица 3

Исправительно-трудовые лагеря Главпромстроя МВД СССР на Урале

Населенный пункт

№ завода

№ ИТЛ и строительства

Наименование ИТЛ с 1953 г.

Челябинск – 40

817

859(247)

Кузнецкий

Свердловск – 44

813

865(313)

ИТЛ № 100 - ликвидирован

Свердловск – 45

814

1418(514)

Красногорский

Златоуст - 20

933

587

Сосновский

Продолжая последовательно проводить преобразования в области внутренней политики Совет Министров СССР и ЦК КПСС за 1954-1956гг. приняли три постановления о работе МВД СССР. 12 марта 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «Об основных задачах Министерства Внутренних дел СССР», а 10 июля 1954 г. постановление «О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР». В развитии этих документов Совет министров СССР и ЦК КПСС 25 октября 1956 г. приняли совместное постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР», в котором признали работу исправительно-трудовых учреждений по перевоспитанию и трудовому использованию заключенных неудовлетворительной. В этом же постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС предусматривалась реорганизация органов МВД в краях и областях, которая заключалась в том, что на базе управлений внутренних дел областей и краев создавались управления внутренних дел при Советах депутатов трудящихся. В системе исправительно-трудовых учреждений вводились правила о категорическом запрете переброски осужденных из области в область. Кроме того, было установлено новое правило о том, что осужденный должен отбывать наказание в той области, где он совершил преступление. Постановлением была реорганизована военизированная стрелковая охрана в конвойную охрану МВД.

Анализируя все принятые партией и правительством меры в комплексе и развитии можно с твердой уверенностью сказать, что государственная политика в области уголовного преследования людей, совершивших преступления, была направлена на совершенствование всей системы исполнения наказаний и приведение ее в соответствие с требованиями времени и поставленным стратегическим целям.

Использование труда заключенных в строительстве предприятий атомной промышленности на Урале.

Испытание атомной бомбы в США, а также бомбардировка Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. стали поворотным событием в истории 20 века, ввергнувшим мир в полувековую гонку ядерных вооружений и поставившим его на край атомной катастрофы. Атомная бомба стала самым грозным, обладающим огромной разрушительной силой оружием. СССР необходимо было в максимально кратчайшие сроки создать отечественное ядерное оружие и средства его доставки. Развернувшаяся работа была несопоставима по своим масштабам. Атомную бомбу было невозможно произвести на одном предприятии. Для этого стало необходимым построить целые города за колючей проволокой и обеспечить секретность их существования.

В обиходе закрытые города назывались «запретками», «почтовыми ящиками», «номерными городами» и т.п.. С 1992 г. им был установлен статус закрытых административно-территориальных образований(ЗАТО). Этих городов не было на географических картах, полеты летательных аппаратов над ними запрещены и до настоящего времени. Население закрытых городов ограничено по сравнению с обычными гражданами страны в общегражданских правах. Эти ограничения связаны с наличием пропускного режима для всех их жителей, разрешительной системой въезда и выезда их родных и близких, с возможностью свободно распоряжаться объектами недвижимости, находящейся в собственности и т.д.. И в настоящее время ценой причастности к производству и эксплуатации ядерного оружия является несвобода тех, кому государство доверило свои секреты. Отсутствие свободы и другие ограничения в правах компенсировались государством снабжением промышленными и продовольственными товарами по столичным нормативам, улучшенными жилищно-бытовыми условиями и повышенной бюджетной обеспеченностью. В течение более чем полувека жители закрытых городов продолжают обеспечивать надежность функционирования основы нашей обороноспособности – атомного оружия.

Внутри созданных запретных зон, за дополнительными рядами колючей проволоки, в первые годы строительства закрытых городов, вместе со строителями и работниками атомных объектов находились и заключенные исправительно-трудовых лагерей, специально организованных для ускорения ввода в эксплуатацию и создания их инфраструктуры. Заключенные являлись важной составной частью общей системы строительных организаций.

В ответ на действия США по демонстрации несопоставимой в тот исторический момент разрушительной силы ядерного оружия Государственный комитет обороны СССР принял постановление № 9887сс/оп от 20 августа 1945 г. «О Специальном комитете при ГОКО», который был создан для руководства и координации всех работ по созданию отечественного атомного оружия. Его возглавил член Политбюро ЦК ВКП(б), первый заместитель руководителя правительства Л.П. Берия[x]. Этим же постановлением для непосредственного руководства научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по использованию внутриатомной энергии урана и производству атомных бомб при Совете Народных Комиссаров СССР (СНК СССР)[xi] было организовано Первое главное управление (ПГУ), подчинённое Специальному комитету при ГКО (в открытой печати – МСХМ (Министерство сельскохозяйственного машиностроения). ПГУ возглавил нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, он же был назначен заместителем председателя Специального комитета.

Кроме Л.П. Берии, в состав Специального комитета вошли Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, В.А. Махнев, Б.Л. Ванников, М.Г. Первухин. Специальному комитету были предоставлены никем и ничем не ограниченные полномочия. В течение восьми лет Л.П. Берия отвечал за всю работу по строительству объектов единого цикла по производству ядерного оружия, своим темпераментом придавая этой работе необходимый размах и динамизм.

Задача, поставленная перед Специальным комитетом, была чрезвычайно сложна. Необходимо было как можно быстрее перейти от лабораторных исследований и экспериментов к промышленному выпуску ядерных боеприпасов, и всё это – в условиях послевоенной разрухи и милитаризованной промышленности, при большой нехватке специалистов в этой области. В кратчайшие сроки огромные материальные, финансовые, интеллектуальные и трудовые ресурсы страны были сосредоточены на строительстве объектов, предназначенных для создания и производства отечественного ядерного оружия.

Для получения компонентов для ядерного оружия Советом Народных Комиссаров СССР были приняты решения о строительстве трех заводов на Урале по получению оружейного плутония - 239 и урана – 235. Заводу № 817(в настоящее время комбинат «Маяк» в г. Озерске) была поставлена задача получить плутоний – 239 методом облучения урана в атомном реакторе для плутониевой ядерной бомбы(метод академика И.В. Курчатова). Заводу № 813(в настоящее время Уральский электрохимический комбинат в г. Новоуральске) необходимо было получить уран – 235 газодиффузионным методом(метод профессора И.К. Кикоина), а заводу № 814(в настоящее время комбинат «Электрохимприбор» в г. Лесном) получить уран – 235 электромагнитным способом (метод академика Л.А. Арцимовича)[xii]. Для строительства этих предприятий были организованы строительные управления НКВД № 859, 865 и 1418(514)[xiii].

В постановлении СНК СССР от 21 декабря 1945 г. № 3150-952 сс «Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865» народному комиссару внутренних дел СССР В.В.Чернышову и начальникам Тагилстроя и Челябметалургстроя по согласованию с Первым главным управлением при СНК СССР предписано перебросить созданным стройуправлениям все необходимые ресурсы(материалы, оборудование, рабочую силу, в том числе заключенных ИТЛ ГУЛАГа) в количествах, обеспечивающих разворот строительных работ, с последующим возмещением заимствуемых ресурсов за счет выделяемых НКВД СССР фондов на «спецработы»[xiv].

Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1952 г. № 342-135 сс/оп принято решение о строительстве завода № 933(в настоящее время Приборостроительный завод в г. Златоусте – 20(ныне г. Трехгорный), в Катав-Ивановском районе Челябинской области южнее г. Юрюзань, как дублера завода № 551 по серийной сборке ядерных боеприпасов[xv]. Постановлением было предписано Министерству лесного хозяйства СССР выделить Главгорстрою СССР(так стало называться Первое главное управление в целях обеспечения секретности с февраля 1949 г) из земель государственного лесного фонда участок площадью 150 кв. км., и поручить ему провести изыскательские работы и составить проектное задание на строительство завода.

Распоряжением Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 г. № 23347-рс установлен срок окончания строительства завода – 4 квартал 1954 г.. В целях максимального ускорения производства работ для строительства завода было образовано строительное управление № 587 путем перевода части рабочей силы, в том числе лагерный сектор со строительного управления № 247 (Челябинск – 40), имеющего опытный персонал и соответствующую технику. Всем категориям строителей, включая заключенных ИТЛ, устанавливались льготы и надбавки, которые они имели на прежнем месте работы.

Все основные работы на объектах атомной промышленности на Урале осуществлял Главпромстрой НКВД(МВД) СССР. Для их производства ему были переданы ряд исправительно-трудовых лагерей.Труд заключённых широко использовался на самых неквалифицированных работах.

По Указу Президиума Верховного Совета(ПВС) СССР от 10.01.1947 г. были условно освобождены заключенные, осужденные за преступления не представлявшими большой общественной опасности. Однако, заключенным ИТЛ Главпромстроя МВД СССР в соответствии с постановлением Совета Министров(СМ) СССР от 08.08.1947 г. запрещалось покидать пределы строек, и им не выдавались на руки справки об освобождении. Из их числа формировались строительные отряды для работы на специально выделенных для них объектах. При этом срок работы в таких отрядах после освобождения оговорен не был. Производительность труда в строительных отрядах была низкой и не достигала плановых показателей. Более того, среди стройотрядовцев преобладали настроения любыми путями покинуть пределы строек и увидеть своих родных. Если отлучка за пределы ИТЛ заключенным считалась побегом и квалифицировалось как уголовное преступление, то освобожденный от отбывания наказания рабочий стройотряда покидая пределы строительства, считался дезертиром.

Никакие попытки руководства Главпромстроя МВД СССР и управлений строительств атомных объектов поднять производительность труда в строительных отрядах на необходимый уровень не достигали желаемых результатов, и поэтому в июле 1950 г. было принято решение об их расформировании. Однако выполнение этого решения затянулось, что вызывало законное возмущение рабочих строительных отрядов и породило их массовое дезертирство с территории строительств. Например, только за четвертый квартал 1951 г. со строительства № 865 дезертировало 36 человек, большинство из которых по горячим следам были задержаны и возвращены к местам работ, но к ответственности не привлечены. Дезертировали в основном лица, неоднократно осужденные и отбывшие длительные сроки в местах лишения свободы. Тех, кого все-таки не удавалось задержать, никто не разыскивал, т.к. ни средств, ни времени для этого не имелось. Рабочие строительных отрядов были в поле внимания оперативно-режимных служб ИТЛ, в задачу которых помимо предотвращения побегов заключенных входила и работа по предотвращению случаев дезертирства рабочих, для чего оперработники имели в бригадах стройотрядов своих негласных осведомителей, в обязанности которых входило докладывать о готовящихся попытках дезертирства[xvi]. Указом ПВС СССР от 28.03.1953 г. с условно освобожденных по указу от 10.01.1947 г. была снята судимость, и вопрос о работе на строительстве в качестве вольнонаемных решали сами бойцы строительных отрядов[xvii].

В начальный период в официальное название строек входило и название исправительно-трудового лагеря. Например, строительное управление завода № 817 (Челябинск-40, ныне г. Озерск, Челябинской области)) называлось «Исправительно-трудовой лагерь и строительство № 859», строительное управление завода № 813 (Свердловск-44, ныне Новоуральск)) называлось «Исправительно-трудовой лагерь и строительство № 865»[xviii](с 1948 г. стал называться ИТЛ 100 МВД СССР), строительное управление завода № 814 (Свердловск-45, ныне Лесной) называлось «Исправительно-трудовой лагерь и строительство № 1418».

В целях обеспечения секретности и исключения утечки информации о строительстве объектов атомной промышленности, жителей закрытых городов и военнослужащих военно-строительных частей, совершивших преступления, и осужденных спецсудами, направляли для отбывания уголовного наказания в ИТЛ, задействованные на строительстве этих объектов. Кроме того, по решению Специального комитета (протокол № 73 от 18 февраля 1949 г.) все объекты ПГУ стали именоваться «базами», «складами», «конторами» Главгорстроя СССР.[xix] Этим же решением строительным управлениям были присвоены новые номера.

Таблица 4

*Условные наименования специальных строительных управлений

МВД СССР и предприятий Первого главного управления при Совете Министров СССР (с 26.06.1953 г. Министерства среднего машиностроения СССР)

Название объекта

№ строительства

Название города

Начало строительства

Для переписки

(основное назначение)

Современное название

Начало строительства

Изменено 18.11.49г

На начало строительства

Современное название

База-10

Комбинат № 817

С поставщиками: Южно-Уральская контора Главгорстроя СССР

С местными организациями: Государственный химический завод ПГУ при СМ СССР, изменено на: Государственный химический завод имени Менделеева Министерства химической промышленности (выпуск изделий для ядерных зарядов из плутония-239 методом “котел-уран-графит”).

ПО «Маяк»

№ 859

№ 247

Челябинск-40

Озёрск

База-9

Завод № 814

Завод № 418

С поставщиками: Северо-Уральский склад Главгорсторя СССР.

С местными организациями: Завод № 814 ПГУ при СМ СССР.

изменено на: завод «Электрохимприбор» Министерства химич.еской промышленности (получение урана – 235 электромагнитным методом, сборка и разборка ядерных боеприпасов и ЯЗ)

Комбинат «Электрохимприбор»

№ 1418

№ 514

Свердловск-45

Лесной

База-5

Завод № 813

С поставщиками: Уральская база технического снабжения контора Глав-горстроя СССР

С местными организациями: Государственный машиностроительный завод ПГУ при СМ СССР

изменено на: Государственный машиностроительный завод Министерства химической промышленности.

(обогащение урана газодиффузионным методом, переработка высокообогащённого урана(ВОУ)

Уральский электрохимический комбинат

№ 865

№ 313

Свердловск-44

Новоуральск

Завод № 933

Сборка и разборка ядерных боеприпасов и зарядов.

Приборостроительный завод

№ 587

Златоуст-20

(Златоуст-36)

Трёхгор-ный

* Составлено по: Атомный проект СССР: Документы и материалы. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 1. С. 341-353.

Начальники управлений ИТЛ назначались заместителями руководителей строительств по лагерю и отвечали за создание всех необходимых условий для размещения непосредственно на строительных площадках предприятий крупных контингентов заключенных. Отдельные лагерные пункты, лагерные отделения и участки создавались при конкретных подразделениях строительств. При этом схема такого закрепления на всех стройках ПГУ была примерно одинаковой. Одному из лагерных отделений поручалась работа на промышленных площадках и вспомогательных объектах строительства, другому отводилась работа по строительству подъездных путей железной дороги. Одно из лагерных отделений было задействовано на строительстве жилья и объектов социально-бытовой инфраструктуры, на которых, как правило, было задействовано большое количество заключенных-женщин, выполнявших отделочные работы.

В начальный период строительства объектов атомной промышленности на Урале количество заключенных было относительно небольшим[xx].

Таблица 5

Количество заключенных, задействованных на стройках ПГУ в 1947 г.

Строительство

1947 год

Количество заключенных (чел.)

№ 859 (Челябинск-40)

март

8416

№ 865 (Свердловск-44)

март

6720

№ 514 (Свердловск-45)

декабрь

3390

Связано это было с тем, что и задачи, поставленные перед предприятиями будущей атомной отрасли, ограничивались созданием небольшого количества ядерных боеприпасов. Однако гонка вооружений, начавшаяся после производства и испытания Советским Союзом ядерного оружия, потребовала привлечения для строительства все новых и новых объектов, и, соответственно, большего количества рабочей силы. Например, первоначально на заводе № 817 предполагалось построить один реактор по получению плутония, реально же было построено семь, рабочие поселки при заводах по проектам были рассчитаны на 1300 – 1500 жителей[xxi], реально же были построены целые города с численностью населения от 30 до 100 тысяч человек[xxii].

Использование труда заключенных на стройках ПГУ продолжалось и после пуска предприятий атомной отрасли и получения на них продукции специального назначения. Заключенные стали строить объекты социальной инфраструктуры стремительно развивающихся рабочих поселков, которым 17 марта 1954 г., через 8 лет после начала их строительства, был установлен статус городов областного подчинения, а жилому поселку – Златоуст – 20 статус рабочего поселка. В строительстве нового объекта атомной промышленности НИИ – 1011(Челябинск–70, ныне Снежинск), начатого в 1955 г., заключенные уже участия не принимали.


[i] Подробнее см.: НКВД-НКГБ-СМЕРШ: структура, функции, кадры (1944-1945) (Публикация А. Кокурина, Н. Петрова) // Свободная мысль. 1997. № 8. С. 93-10; Кучин С.П. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ-уголовный). Железногорск, 1999; Медведев Ж. Атомный ГУЛАГ // Урал. 1994. № 12. С. 192-206; Хлевнюк О.В. Экономика ОГПУ-НКВД-МВД СССР в 30-50 гг. проблемы и история // Исторические записки. М. 2002. №5(123); Система исправительно-трудовых лагерей в СССР 1923-1960 гг. М., 1998; ГУЛАГ. 1918-1960. Документы. М., 2000.

[ii] Новоселов В.Н., Толстиков В.С. Тайны «сороковки». Екатеринбург, 1995. С. ЗЗ.

[iii] В.Н.Земсков Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные: Статистико-географический аспект // История СССР. 1991. № 5. С. 151-155; Он же. Демография заключенных, спецпоселенцев и ссыльных. Зо-е – 50-е гг. // Мир России. Т. 8. Социология Этнология. 1999. № 4; Он же .Депортации населения. Спецпоселенцы и ссыльные. Заключенные // Населения России в ХХ веке. М., 2000. Т. 1; Он же. К вопросу о масштабах репрессий в СССР// Социологические исследования. 1995. № 9. С. 118-127; Он же. ГУЛАГ: исторически-социологический аспект // Там же. 1991. № 6. С. 10-27, № 7. С. 3-16; Он же. О подлинности статистической отчетности ГУЛАГа // Там же 1992. № 6. С. 155-156; Он же. Политические репрессии в СССР 1917-1990 гг. // Россия ХХI. М. 1994. № 1-2; Кучин С.П. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ уголовный), Железногорск, 1999. С.18, А.Б.Суслов Спецконтингент в Пермской области(1029-1953 гг.) Екатеринбург – Пермь: УРГУ-ПГПУ, 2003.

[iv] Кириллов В.М. История репрессий в нижнетагильском регионе Урала 1920-е – нач. 50-х гг. Нижний Тагил, 1996 г., С. 236.

[v] Черная книга коммунизма, М. 2001. С.229.

[vi]Там же. С.230.

[vii] ЦДООСО. Ф.657 Оп. 1. Д. 46. Л. 23об.

[viii] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале, Челябинск, 1999. С. 99.

[ix] В.Н.Земсков Спецпоселенцы в СССР 1933-1960. М. Наука, 2003. С. С. 203, 212.

[x] Атомный проект СССР: Документы и материалы. Москва - Саров, 1999. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954 Кн. 1. С. 11-13.

[xi] С 1917-1946г.г. высший исполнительный орган государственной власти СССР. В марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР (Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1244.)

[xii] См. приложения 4,5,6.

[xiii] Атомный проект СССР: Документы и материалы. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954 Кн. 2. С. 83-85, Кн. 3. С. 213-214.

[xiv] Атомный проект СССР: Документы и материалы. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954 Кн. 2. С. 84.

[xv] См. приложение 7.

[xvi] ЦДООСО. Ф.657 Оп. 1. Д. 132. Л.Л. 71-81.

[xvii] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале, Челябинск, 1999. С. 99-100.

[xviii] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале, Челябинск, 1999. С. 91.

[xix] Атомный проект СССР: Документы и материалы. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 1. С. 341-342.

[xx] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале, Челябинск, 1999. С. 93.

[xxi] Атомный проект СССР: Документы и материалы. Москва - Саров, 2000. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 2. С. 196, 206.

[xxii] Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2001 г. М., 2001.

1.0x