Авторский блог Дмитрий Батурлин 16:24 26 августа 2014

Украина – ЕС

Недавно МИД Украины сделало заявление, в котором призвало граждан не рассчитывать на безвизовый режим с ЕС, начиная с 1 января 2015 года. Правда, всё в том же заявлении озвучивались предположения того, что визы отменят летом 2015–го. Но информация, поступающая из ЕС, опровергает и эти надежды.

Исполняется два месяца с того момента, как Украина 27 июня подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Этот период был богат всевозможными сенсационными событиями, что оттеснило тему «евроинтеграции» на второй план. Между тем, взаимоотношения Европейского Союза и Украины представляются довольно интересными, в контексте происходящего в стране.

Как водится в таких случаях, начнём с краткого экскурса в историю проблемы.

Говоря об истоках нынешнего состояния отношений Украины с Евросоюзом, необходимо, прежде всего, напомнить о том, что она являлась участницей программы «Восточное партнёрство», учреждённой ЕС в 2009 году. Эта программа имела несколько целей, основной из которых было расширение рынков сбыта для европейских товаров на некоторые республики бывшего СССР. Но, как известно, политика и экономика неразрывно связаны между собой, а потому, помимо сугубо экономических целей, у «Восточного партнёрства» имелись и политические. Учитывая сильное давление, оказываемое на Евросоюз со стороны Соединённых Штатов, цели эти были вполне однозначны – при помощи квазиинтеграции с ЕС полностью вырвать Украину из российской сферы влияния, исключив возможность её вхождения в Таможенный Союз.

Для реализации вышеописанных экономических и политических приоритетов были разработаны проекты Соглашений об ассоциации Европейского Союза со странами Восточного партнёрства. Общественности слаборазвитых постсоветских республик такие соглашения представлялись в качестве первой ступени на пути к интеграции в ЕС. На деле, это, конечно же, было далеко не так. Документы составлялись таким образом, что Евросоюз не брал на себя практически никаких обязательств, а лишь выставлял условия потенциальным подписантам. В числе этих условий были и те, выполнение которых означало бы крах промышленности и обвал ВВП стран Восточного партнёрства.

Вокруг перспективы заключения такого соглашения и развивались отношения Украины с Евросоюзом на протяжении 2012 – 2013 годов. Внутри страны образовались группы крупных промышленников, лоббировавших подписание документа. Были и те, кто выступал категорически против подобного решения. В результате, сложилась ситуация, когда на президента В. Януковича, осуществлялось давление различных лоббистских олигархических группировок и он, будучи зависимым от них, периодически инициировал весьма неожиданные изменения внешнеполитического курса страны. Но, разумеется, давили на него не только олигархи. Чем ближе было потенциальное подписание соглашения, намеченное на ноябрь 2013 года, тем сильнее проявлялось воздействие на слабохарактерного Януковича со стороны европейских и российских властей. Это привело к тому, что в запланированный срок заключение соглашения всё же не состоялось. Официально, оно было отложено, ввиду экономической невыгодности. Сразу же после этого Россия предоставила Украине кредит, объёмом в 15 млрд. долларов на довольно выгодных условиях. Дальнейшие события нам всем хорошо известны. Увидев, что принудить Украину к подписанию соглашения мирным путём не удастся, европейские элиты, совместно с их американскими покровителями, организовали «евромайдан», вылившийся в государственный переворот 22 февраля. В результате, Соглашение об ассоциации и Зоне свободной торговли Украины с Европейским союзом всё же было заключено. Подписание его экономической части состоялось 27 июня.

На этом предыстория нашего повествования заканчивается. А вот проблемы Евросоюза, связанные с Украиной, похоже, ещё только начинаются.

Сразу же после саммита 27 июня, на котором состоялось подписание документа, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что экономическая часть соглашения не вступит в силу до тех пор, пока все спорные вопросы, касающиеся зоны свободной торговли не будут урегулированы на переговорах в формате Россия – ЕС – Украина. В переводе с дипломатического языка, это означает, что ЗСТ, предусмотренная документом, не начнёт действовать, пока Россия не даст на это добро.

Такое заявление госпожи Меркель (фактически являющееся официальной позицией Евросоюза) весьма показательно, если учесть тот факт, что всего несколько месяцев назад европейские чиновники фонтанировали гневными высказываниями в адрес России, призывая её «не лезть не в своё дело» и называя подписание соглашения вопросом, не выходящим за рамки отношений ЕС с Украиной. Что же изменилось за этот период?

Отвечая на поставленный вопрос, можно упомянуть и об инфляции, приведшей к значительному снижению покупательной способности населения Украины и о гражданской войне, идущей на её территории и о многих других причинах. Но, на наш взгляд, ключевым фактором, изменившим позицию европейской стороны, стало понимание того, что решение любых вопросов, связанных с Украиной, невозможно без участия России. Эта простая истина пришла в головы многочисленных европейских бюрократов и деятелей национальных правительств стран ЕС после воссоединения Крыма с Россией и масштабных прорусских восстаний на Востоке Украины, положивших начало двум новым (пусть и непризнанным) государствам.

Евросоюз явно не намерен получать не особо перспективный рынок сбыта, ценой вхождения в прямую конфронтацию с Россией. И, несмотря на все санкции, введённые руководством ЕС, оно, всё же, не горит желанием возводить новый «Железный занавес». Учитывая то, что товарооборот между Европейским Союзом и РФ составляет около 400 млрд. долларов, такая позиция выглядит вполне взвешенной.

Что же касается соглашения с Украиной, то оно, в соответствии с юридической процедурой, вступит в силу лишь после ратификации парламентами всех стран – участниц ЕС. На данный момент две ведущие державы объединения – Германия и Франция не готовы к утверждению документа. Причина, как уже говорилось выше, состоит в необходимости согласования всех его спорных моментов, с Российской Федерацией. Трёхсторонние консультации, направленные на это, продолжаются уже почти два месяца и, пока, их участникам не удалось выработать консолидированную позицию. Кроме того, даже сама Украина ещё не ратифицировала соглашение. Призывы о немедленном внесении соответствующего постановления на рассмотрение Верховной Рады звучат от президента страны Петра Порошенко едва ли не каждую неделю. Но воз и ныне там. Сейчас украинские власть имущие говорят о перспективе ратификации документа в сентябре, но верить их словам пока нет оснований, так как ранее они обещали сделать это в августе, а до того – в июле. Судя по всему, в парламенте страны на данный момент нет необходимого количества голосов для утверждения документа. Это не удивительно, ведь экономическое положение Украины стремительно ухудшается. А, как мы знаем, Соглашение об ассоциации с ЕС даже в прежние времена могло причинить колоссальный вред её промышленному и сельскохозяйственному потенциалу. Что уж говорить о нынешней ситуации, когда, фактически, половина промышленности страны находится в охваченном войной регионе, а вторая половина стремительно рушится из–за разрыва производственных связей. Вряд ли кто – то из депутатов от Партии Регионов, или бывшей (ликвидированной властями) фракции КПУ согласится голосовать за ратификацию документа, тем самым ставя крест на возможности прохождения в Раду по итогам выборов, запланированных на октябрь. Впрочем, нынешние власти Украины могут провести этот документ через парламент и без их участия, но для этого придётся максимально мобилизовать своих депутатов. Вполне возможно, это одна из причин, по которой сейчас они заявляют о возможности ратификации соглашения в сентябре, когда большинство парламентариев вернётся с заграничных курортов. Ещё одной вероятной причиной назначения ориентировочного времени голосования за документ на сентябрь является то, что именно в этот период правительство рассчитывает получить очередной транш кредита от МВФ, объёмом 1,4 млрд. долларов. Возможно, за счёт полученных средств оно намерено несколько сгладить первые отрицательные последствия от вступления соглашения в силу. Кроме того, существует и другой вариант развития событий, при котором документ будет ратифицирован лишь после избрания нового, полностью лояльного Петру Порошенко, парламента. Но такой ход выглядит довольно рискованным, ввиду того, что вместе с холодами на Украину могут прийти и новые социально – политические потрясения. В любом случае, пока соглашение не ратифицировано всеми странами – участницами ЕС, его утверждение в парламенте Украины будет выглядеть лишь очередной «декларацией о подтверждении намерений».

Помимо самой ратификации соглашения, в украинском информационном поле непрерывно муссируется ещё один вопрос, опосредованно связанный с этим документом. Речь, разумеется, идёт о введении безвизового режима со странами Евросоюза. Для многих украинских граждан именно заверения политиков в скором внедрении норм, которые бы максимально упростили возможность выезда на Запад, стали завершающим штрихом, окончательно склонившим их политические убеждения в сторону «необратимой евроинтеграции». Сразу же после февральского переворота, демагоги от украинской власти начали щедро кормить народ сказками о том, что уже с 1 января 2015 года каждый его представитель сможет, совершенно легально и без особого труда сбежать в «сытую и счастливую Европу». Как бы нелепо со стороны не выглядели подобные обещания, многие граждане поверили в них. Весной на Украине начался настоящий бум оформления загранпаспортов. В паспортных столах стояли длинные очереди. Появились даже специальные коммерческие фирмы, за двойную плату предлагавшие взять все трудности, связанные с оформлением документа, на себя.

На деле же, ситуация с внедрением безвизового режима обстоит далеко не так радужно, как преподносит её официальная украинская пропаганда. Европейцы не спешат отменять визы для граждан Украины, мотивируя это необходимостью выполнения нескольких условий. В Киеве главным из них считают введение биометрических загранпаспортов и бодро рапортуют о готовности их печатать. Однако украинские чиновники скромно умалчивают о других требованиях ЕС, среди которых, в числе прочих, значится обеспечение контроля за государственными границами. Это условие сейчас является для Украины невыполнимым. Часть её восточной границы, как мы знаем, контролируется непризнанными Донецкой и Луганской народными республиками. Ожесточённые бои последних месяцев вполне отчётливо продемонстрировали, что украинские силовики не в состоянии вернуть себе контроль над восточными рубежами. Операция, направленная на это, закончилась попаданием украинских войск в окружение и последующим их разгромом силами ополчения ДНР и ЛНР.

Но даже без учёта проблем на границе, вряд ли Европа готова была бы в сложившейся ситуации всерьёз рассмотреть вопрос введения безвизового режима для граждан Украины. На территории этого государства идёт война. А война всегда означает множество беженцев. Впрочем, их, вероятнее всего, хватало бы и без войны, ведь население Украины стремительно нищает. Проблемы, связанные с беженцами Евросоюз явно не намерен решать, тем более, что туда и так постоянно прибывают всё новые и новые массы мигрантов из стран Третьего мира.

В последнее время даже власти Украины начали отходить от своей победной риторики в визовом вопросе. Недавно МИД страны сделало заявление, в котором призвало граждан не рассчитывать на безвизовый режим с ЕС, начиная с 1 января 2015 года. Правда, всё в том же заявлении озвучивались предположения того, что визы отменят летом 2015–го. Но информация, поступающая из ЕС, опровергает и эти надежды.

Дело в том, что Еврокомиссия сейчас готовится к распространению на территорию Украины с 2015 года новой визовой базы данных VIS. Данная система предполагает полную автоматизацию учёта граждан, обратившихся в представительства стран ЕС для получения шенгенской визы. В связи с этим, становится совершенно ясно, что ни о какой отмене визового режима с Украиной в ЕС и не помышляют. Иначе, зачем было бы вводить на её территории дорогостоящую и наукоёмкую электронную систему, направленную на выдачу этих документов.

Более того, европейские чиновники открыто заявляют об отсутствии намерений введения безвизового режима. Так, например, комиссар ЕС по вопросам внутренних дел Сесилия Мальмстрем, назвала все прогнозы, относительно отмены виз для граждан Украины «преждевременными».

Итак, мы можем констатировать, что ни в вопросе вступления в силу Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли (даже не говоря о его последствиях), ни в предоставлении её гражданам возможности безвизового въезда в ЕС, Украина не достигла за последние пол года никаких отчётливых успехов.

Теперь перейдём к рассмотрению ещё одной извечной проблемы отношений Украины и ЕС, решение которой также не возможно без согласования с российской стороной. Конечно же, речь пойдёт о пресловутом газовом вопросе.

Как нам известно, с 16 июня текущего года Россия полностью прекратила поставки газа на Украину, ввиду того, что последняя задолжала Газпрому 5,3 млрд. долларов. Собственно, то, что новые украинские власти не собираются платить за российский газ, стало ясно сразу после переворота. Правительство, в лице Арсения Яценюка, даже имело наглость выдвигать собственные предложения, относительно стоимости этого ресурса. Естественно, цена, озвученная украинской стороной, была почти в два раза ниже прописанной в контракте. За первые три месяца после переворота, Москва несколько раз предупреждала Киев о возможности прекращения поставок газа, в случае неуплаты долга. В итоге, так и произошло.

Вот уже два месяца по трубам украинской ГТС течёт только газ, предназначенный для европейских потребителей. Украина же, в преддверии грядущей зимы, пытается экономить его везде, где только можно и нельзя. Следствием этого уже стало отключение горячей воды в Киеве.

Но недавно в газовой истории случился неожиданный поворот. В украинский парламент на голосование был подан правительственный законопроект «О санкциях». Разумеется, он предполагает введение санкций именно в отношении Российской Федерации. Казалось бы, Европа должна была обеими руками поддержать принятие этого закона. Если бы не одно «но». В числе прочих санкций, он предполагает возможность прекращения транзита российских энергоресурсов через территорию Украины. Совершенно очевидно, что таким образом украинское правительство просто на просто пытается решить проблему нехватки газа в преддверии отопительного сезона, путём легализации воровства топлива, предназначенного для европейских потребителей.

Не удивительно, что Европа не на шутку обеспокоилась подобными намерениями украинской стороны. Позицию ведущей державы ЕС по данному вопросу выразил 11 августа официальный представитель правительства ФРГ Штефан Зайберт. В своём заявлении он обратился к Украине с требованием не блокировать поставки газа и нефти из России в Европу.

Однако его слова не были услышаны. Уже 12 августа, на следующий день после выступления немецкого чиновника, закон «О санкциях» был утверждён парламентом Украины в первом чтении. Пункт о возможности прекращения транзита российских энергоносителей из него не убрали.

Внесение правок в этой части закона перед его голосованием во втором чтении крайне маловероятно. Судя по всему, Украина решила всё же попытаться решить свои газовые проблемы за счёт европейских соседей. Не трудно догадаться, чем это может для неё закончится.

Европа, помогавшая в организации переворота против Виктора Януковича, рассчитывала получить от его последствий определённую выгоду. Но вместо этого, ей, вот уже полгода приходится терпеть различные убытки, то от введения санкций против России и сокращения товарооборота с ней, то от кредитования (пусть и небольшими суммами) бездонной долговой ямы под названием Украина, а то и вовсе – от увеличения затрат на оборону, в страхе от возможности развязывания Третьей мировой войны. Когда, с началом отопительного сезона, ко всему вышеперечисленному добавиться ещё и нехватка газа для обогрева домовладений европейских граждан, вызванная его воровством со стороны «подшефной» Украины, терпение руководства Евросоюза может лопнуть. И тут уже никакое давление со стороны США и никакая «обида» за сбитый «Боинг» (наивные европейцы до сих пор думают, что его сбила Россия, и не верят неопровержимым доказательствам обратного) не будут играть роли. Когда речь зайдёт о благополучии собственных граждан, страны ЕС не долго думая поменяют свою позицию в отношении нынешних властей Украины с лоббистской на прагматичную. А учитывая то, что как раз в этот период в стране возможен новый социально – политический взрыв, чреватый ещё одним переворотом, Евросоюз может запросто поддержать всё это, таким образом «сливая» украинскую власть, которая дерзнула укусить руку, кормящую её.

В заключение отметим, что все мифы «майданного» периода, касающиеся прогресса в отношениях Украины с ЕС, вот уже на протяжении полугода продолжают методично развеиваться. Украинские олигархи так и не дождались прибыли от подписанного Соглашения об ассоциации, а когда оно всё же вступит в силу, вероятно, они сами уже будут этому не рады. Рядовые граждане страны также не обрели никакой выгоды и продолжают лелеять несбыточные надежды на отмену виз и бегство в вожделенную Европу. Да и сама Европа, кажется, уже не рада авантюре, в которую ввязалась на Украине, ведь эта игра явно не стоит свеч. Вероятнее всего, с наступлением холодов и началом воровства европейского газа, мы станем свидетелями крушения последних «евро – мифов» Украины.

1.0x