БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ. «Азиатская шкатулка»
Колыбель и надгробье,
Пракультура, праглушь, ―
Ты глядишь исподлобья
На сумбур наших душ.
Возрастила ты злаки,
Оседлала коней,
Пролила ты во мраки
Тихий свет алтарей...
Евгений Яшнов. «Азия» (1928)
В 2025 году эта чудная московская группа отмечает 25-летие. Говорить про название музыкального проекта последнее дело, но здесь не удержусь: уничтожение колонистами груза чая, принадлежащего Ост-Индской компании, в ходе Американской революции навскидку не особо сочетается с изысканным образом группы. Впрочем, сильной стороной «Бостонского чаепития» было умение «присваивать». Наиредчайший случай в наших широтах: даже слово «гламур» от «Бостонского чаепития» звучало органично и не вызывало почти физического отторжения, было уместной стильной игрой. Или совсем не игрой, ибо «БЧ» полноценно воплощается и перевоплощается, а заявленные цели выполняются по максимуму.
За четверть века это всего лишь четвертый номерной (или пятый, если считать «Забытый концерт») альбом. За количеством Владимир Преображенский и К не гонятся, делая установку на качество. Да, про современную Поднебесную есть язвительная хохма: «В Китае две проблемы: количество и качество», но восточные метафизики выбор группы точно бы оценили.
Пять лет назад «Бостонское чаепитие», апостолы куртуазного декаданса, жрецы тёмного кабаре, совершили неожиданный поворот на восток, выпустив пластинку с названием на тайском языке, которое переводится как «Паломничество в страну Востока». Вместо фраков и цилиндров - азиатские шапочки и цветастые кафтаны, вместо готики и богемного салона – ритуалы и учения традиционных обществ.
Азиатская тема в рок-музыке далеко не уникальна, но группе удалось сказать своё. «Бостонское чаепитие» узнаваемо, но в новом обличии и на новом этапе. Разнообразные слагаемые от арт-рока до новой волны становятся целым, что больше суммы своих частей. И вдохновенный «азиатский прогрессив-джаз» не выглядит искусственной конструкцией пресс-релиза. Обволакивающие звучание, необычные инструменты – эрху, хоомей, сямисен, горловое пение, участие в альбоме тувинского шамана Николая Ооржака. А триумфальный финальный диалог русских гуслей и китайского эрху словно образ новой геополитической реальности.
Если раньше «бостонцы» ехали на Тверскую в ландо и вспоминали о последнем танго в Париже, то теперь их влекут иные широты. Знакомые или притягательные названия, места, имена – Шаолинь, Бенгалия, Тува, Индонезия, японский мальчик-с-пальчик Иссумбоси и бодхисатва Тара. Ближнего Востока нет, и будет ли, надо полагать, узнаем дальше.
Нетрудно заметить, что это не популярный туристический маршрут, и не поддавшийся веяниям современности континент, но сложный, загадочный, древний, вечный Восток. И непростая попытка говорить не на колониалистском языке. «Бостонское чаепитие» не объясняет нам Азию, обходится без аналитического расчленения, скорее мы свидетели общения и взаимодействия. Примат эстетического, лежащий в основе идеологии группы, тут очень кстати.
«Паломничество в страну Востока» было бурным, порой неистовым, там можно было «умереть как Мисима», а сирийские беженцы молились на горящий Нотр-Дам. «Азиатская шкатулка» же – тонкая, филигранная, медитативная. Священное в повседневном, мантры, побеждающие демонов и танец как воспроизведение эталонного или мифологического действа.
Но сами музыканты предлагают довольно радикальную концепцию: «Альбом «Азиатская шкатулка» фиксирует то состояние, когда на руинах прежнего мира начинает формироваться новый. Он отображает, как сдвигаются ранее казалось бы незыблемые глыбы. Как одни континенты возвышаются, другие идут ко дну, образуя несколько пока непривычный, немного пугающий и незнакомый ландшафт. Всё, как в «большом мире» ныне. Однако вместе с некоторой пугающей неизвестностью человек чувствует неистовую потребность отдаться без остатка этому молодому, мощному миру, построенному на иных законах. Человек вдруг начинает понимать значение древних заклинаний, пришедших к нам из глубины веков и, казалось, утративших свой первобытный смысл. Но нет, они живы. Заклинания, ритуальные танцы (почему бы им не быть плясовыми?), заветы и тончайшие нити смыслов, пронизывающих мироздание и заключённых в древние манускрипты. Законы Космоса и Вселенной. И человеческого бытия, вписанного в эту вечную пульсацию времени.
Восточные культуры оказываются гораздо ближе к истоку, чем запутавшаяся западная цивилизация, ставшая губительной для самой себя...».
А ведь и история чая началась в Азии.
***
28 сентября большой юбилейный концерт "Бостонского чаепития".
На концерте будет представлена книга известного музыкального журналиста Дениса Ступникова "Бостонское чаепитие": азиатский трип шпионов гламура". Коллекционный тираж!
Также в программе:
- школа цигун и кунг-фу Шаолиня Мастера Ши Янбина;
- показ тематической моды;
- Мара (Парфенчук Марина) дизайнер одежды в этническом стиле;
- оперная певица, лауреат международных конкурсов оперных исполнителей в Италии, Греции, России Ирина Величка.
А "Бостонское чаепитие" вы можете увидеть сразу в двух ипостасях — с программой "азиатского цикла" и в классической богемно-декадентском ключе. Для чего запланировано даже 2 отделения.
18.00. клуб Live Stars. (м. «Кропоткинская», «Полянка», Берсеневский пер., 5, стр. 2 (этаж цокольный)


