С 1 сентября 2025 года начинается переход к лицензированию каждой точки продажи алкоголя (ранее лицензировалась сеть в целом), 20 тыс. руб. в сельской местности и 65 тыс. руб. в городах в год. Анонсировано лицензирование продажи вейпов (ранее не было вообще).
Лицензирование каждой точки позволит лучше понять географию продаж, а затем, надеемся, последует рост стоимости лицензии, поскольку средний оборот точки продажи табака и вейпов 295 и 162 тыс. руб. в месяц, точки продажи алкоголя – 2 млн руб. в месяц (10 продаж в час по 500 руб.), так что стоимость лицензии смехотворна на фоне оборота.
О количестве точек продажи алкоголя и табака-вейпов официально не сообщается, а в публикациях профильных сайтов говорится о 240 тыс. точек только по крепкому алкоголю (по точке на 500 человек взрослого населения) и о 121 тыс. точек продажи вейпов.
Сообщалось о падении сбора акцизов на никотиносодержащие жидкости в этом году на 96%, до 14,5 млн руб. (!) за 7 месяцев при обороте 36 млрд за полугодие (акцизы составили 0,04% от оборота). По порядку величины похоже на небольшие сборы акцизов на сладкую газировку 17,7 млрд руб. в 2024 году, то есть 0,1% от ее оборота в 3 трлн руб.
В советское время точек продажи крепкого алкоголя было на порядок меньше, чем сейчас, но предложение Сергея Рыбальченко из Общественной палаты о точке на 5 тыс. человек подверглось критике.
Продажи алкоголя и табака почти в каждом продуктовом магазине, куда человек ежедневно ходит за продуктами и, стоя у кассы, вынужден рассматривать ряды бутылок – это явный перегиб.
Аккуратно прошла волна дискуссий об акцизах на вредные сладости и снеки, пока с отрицанием такого налога и невниманием к потенциалу проблемы ожирения, но начинается многообещающая обязательная маркировка таких продаж системой «Честный знак».
Мини-кафе и кофе-наливаек теперь избыточно как точек продажи крепкого алкоголя, а слабозанятых в них больше, чем работников общественного транспорта.
Не исключено, что суммарно в розничной торговле вейпами и алкоголем занято более миллиона человек, если считать по несколько человек на каждую точку.
Общество продолжает следить за экспериментом в Вологодской области по серьёзному ограничению продажи алкоголя: с 12 до 14 часов в будни, весь день в выходные, но с запретами в некоторые праздничные дни. Сообщается, что за полгода действия регионального закона прекратили продажу алкоголя 354 магазинов из 610. СМИ полны фейков о таксистах-бутлегерах, о массовых поездках страждущих в соседние регионы. Губернатор Георгий Филимонов анонсировал столь же серьёзные ограничения по продаже вейпов. Одновременно развернута региональная программа дополнительной поддержки семей с новорожденными, особенно многодетных, студенческих, неполных – поддержки как денежными выплатами, так и прокатом вещей.
В ходе встречи Президента РФ В.В. Путина В.В. с губернатором Г.С. Никитиным анонсирован эксперимент по запрету продажи вейпов на территории Нижегородской области. За запрет вейпов выступили Председатель Госдумы В.В. Володин и министр промышленность и торговли А.А. Алиханов.
От себя добавим, что смеси и ингредиенты для вейпов можно легко готовить в домашних условиях из легкодоступных ингредиентов, широко продаваемых в интернете. Хорошо ещё, что алкоголь нельзя свободно покупать в интернете, а стоимость лицензии оптовой торговли крепким алкоголем огромная. Пожелаем нашим руководителям не только лицензировать розничные точки продажи вейпов, но и разобраться с торговлей через интернет.
С 1 сентября 2025 года в соответствии с законом, принятым в конце июня 2025 года, вводится лицензирование каждой точки продажи алкоголя: 20 тыс. руб. для сельской местности и 65 тыс. руб. для городов в год. До того действовали лицензии на организации независимо от количества точек продаж, когда сети алкомаркетов с десятками тысяч точек платили столько же, сколько единичные местные магазинчики. Теперь малые магазины в плюсе, а сети заплатят больше. Усиливаются требования к формату точек продаж: теперь это стационарное помещение минимальной площадью 25 кв. метров в сельской местности и 50 кв. метров в городах.
Минфин России анонсировал усиление лицензирования продажи вейпов. Предлагается 20 тыс. руб. за годовую лицензию на каждую точку розничных продаж, 800 тыс. руб. за 5 лет на лицензию оптовика. Пока такого лицензирования нет, хотя уже есть обязательная маркировка с конца 2022 года. Ожидается, что лицензирование стартует с 1 марта 2026 года, станет обязательным с 1 сентября 2026 года.
От себя добавим, что 20 тыс. руб. в год за точку продажи вейпов – это смехотворно малая сумма, сопоставимая с оборотом маленького профильного магазинчика за несколько дней. Алкогольные 65 тыс. руб. кажутся больше, но и торговля алкоголем в среднем на точку больше. Хотя важно начать действовать в этом направлении, отладить лицензирование, достоверно понять кто, где и в каких объемах торгует.
По данным одного из деловых СМИ, за январь-июль этого года акцизов на никотиносодержащие жидкости поступило 14,5 млн руб. (не миллиардов, а миллионов), тогда как годом ранее было 430 млн руб., с падением на 96%, якобы из-за ухода продавцов в тень из-за роста акцизов. Также сообщалось о снижении числа официальных производителей таких жидкостей с 117 до 5, что нереально мало на фоне буйства интернет-магазинов с такой продукцией. При этом представитель одного из крупных оптовиков вейпов предлагает снизить акциз с 44 до 10 руб. за 1 мл.
Акциз на миллилитр жидкости (по содержанию никотина эквивалентен 20 сигаретам) составляет 44 руб., а на 20 сигарет – 56-76 руб. в зависимости от цены (2,9-4 тыс. руб. за тысячу сигарет). Законодательно установленная минимальная цена миллилитра жидкости – 80 руб., пачки сигарет – 135 руб. Интересно, что драматическое падение поступлений акцизов произошло одновременно с введением обязательной маркировки вейпов системой «Честный знак», а акцизы вместе с минимальной ценой на вейпы остаются зримо меньше, чем на сигареты.
Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, штраф за отсутствие маркировки табака, никотиносодержащей продукции, пива, слабоалкогольной продукции составляет 30-50 тыс. руб. на должностное лицо и 300-500 тыс. руб. на организацию. Штрафы за продажи без акцизов сигарет доходят до 1,5 млн руб. на организацию. Поэтому возникают вопросы: либо в публикации упомянутого СМИ ошиблись с размерностью, либо много ухищрений с рецептурой вейпов для их выведения из-под акцизов и маркировки, либо не работает маркировка, либо отсутствует взаимодействие между базами данных маркировки и акцизов, либо не работает правоприменение.
Хотя ещё в I полугодии 2024 года сообщалось о росте легального оборота жидкостей вейпов в 44 раза до 35,6 млрд руб., благодаря маркировке, со ссылкой на Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). Если взять поступления акцизов этого года и оборот рынка прошлого, то акцизы составили смехотворные 0,04% от оборота.
Пока в официальной статистике в принципе не публикуется данных о числе точек продажи алкоголя и вейпов. Ни система обязательной маркировки алкоголя ЕГАИС, ни Росалкогольтабакконтроль официально не сообщают о числе розничных точек торговли алкоголем и табаком, хотя каждая точка должна быть подключена к системе маркировки, поскольку бутылка алкоголя или что-то для вейпов сканируется на кассе при продаже. Можно только об этом судить косвенно по данным крупнейших торговых сетей, как специализированных алкомаркетов, так и сетевых продуктовых магазинов.
Ещё в конце 2024 года со ссылкой на Яндекс-карты сообщалось о 45 тыс. алкомаркетов по нашей стране в целом, с ростом числа точек за год на 13%. Сайт WineRetail даёт информацию о 239,6 тыс. точек продажи алкоголя, в том числе 201 тыс. магазинов и 38 тыс. кафе, баров и ресторанов, из них только с 2019 года появилось 102,6 тыс. Обзор франшиз алкомаркетов типично обещает месячный оборот в 2 млн руб. из расчета 133 покупки в день со средним чеком в 500 руб., наценку 50% от оптовой цены и валовый доход 700 тыс. руб.
В упомянутом выше сообщении ННЦК говорится о 121 тыс. точек по продаже вейпов, зарегистрированных в системе маркировки «Честный знак» на конец I полугодия 2024 года. СМИ также сообщают о росте продаж вейпов в 9 раз за 2020-2024 годы, о среднем обороте точек вейпов – 162 тыс. руб. и табака – 295 тыс. руб. в июне 2025 года.
Только магазинов крупнейшей сети алкомаркетов «Красное и белое» порядка 18 тыс., магазинов той же сети под вывеской «Бристоль» ещё порядка 7 тыс. Преимущественно столичных сетей «ВинЛаб» и «Ароматный мир» порядка 2 тыс. и 0,9 тыс., ещё множество небольших региональных сетей. Крепким алкоголем торгуют в магазинах у дома сетей «Магнит» и «Пятерочка», которых по всей стране около 32 тыс. и 23 тыс. соответственно, а также большое число продуктовых магазинов других небольших сетей и несетевых магазинов.
Сергей Рыбальченко, председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, предложил ограничить количество алкомаркетов одним на 5 тыс. жителей. Также он предложил проводить аукционы на лицензии, убрать алкомаркеты и наливайки из многоквартирных домов, ограничить сочетание продажи алкоголя и продуктов, особенно в магазинах, куда ходят дети. "Страждущие" сразу обрушились с критикой на важнейшие предложения Сергея Рыбальченко.
Если разделить 239,6 тыс. точек продажи алкоголя на 115 млн человек населения России старше 18 лет, то получится примерно 2 точки на тысячу жителей или одна точка на 500 человек, в среднем на каждый крупный многоквартирный дом или несколько средних, на порядок больше, чем в предложении Сергея Рыбальченко.
Но и предложение Рыбальченко недостаточно жёсткое. Например, в московском районе «Сокол» проживает около 58 тыс. человек, имеются 9 алкомаркетов крупных сетей и 19 продуктовых магазинов крупных сетей с торговлей крепким алкоголем, плюс 8 мелких несетевых магазинов, не считая небольшого количества ресторанов, итого 36 точек продажи крепкого алкоголя, по 3 точки на каждые 5 тыс. жителей.
В советские 1980-е на весь район было два специализированных магазина по торговле алкоголем и один отдел в самом знаковом «генеральском» гастрономе района, то есть три на весь район, а не на 5 тыс. жителей. За бутылкой надо было идти минут 15-20 несколько кварталов, а не спускаться «в тапочках» на первый этаж своего или соседнего дома. Было ещё 5-6 ларьков и бочек разливного пива, но так и пивом сейчас в районе торгует ещё большее число точек, поскольку пиво не подпадает под лицензирование.
«Сокол» – благополучный район не только по меркам страны, но и Москвы, входящий в топы различных рейтингов. И по точкам продажи алкоголя (3 на 5 тыс.) он выглядит значительно лучше на фоне 10 точек на 5 тыс. жителей в среднем по стране.
В советское время предложение Сергея Рыбальченко выглядело бы как поддержка пьянства и было бы подвергнуто за это порицанию, теперь же это предложение подвергнуто обструкции за излишнюю строгость.
В советское время не только алкоголь, но и сигареты не продавались в каждой булочной, магазинах «Молоко», «Овощи-фрукты» или «Мясо-рыба», как сейчас продаются почти в каждом продуктовом магазине «у дома». Ещё примечательно, что выкладки крепкого алкоголя и сигарет теперь часто располагаются у касс, формально чтобы не украли, но в реальности, чтобы стоя в очереди, решить купить. Вроде конкретные пачки сигарет скрыты особой формой закрывающихся торговых полок, но они при этом большие, типичные и однозначно притягивающие взгляд.
В прошлом месяце несколько депутатов Госдумы отвергли нашу идею годичной давности из предыдущего бюджетного цикла об акцизах на сладости-вредности. В подзаголовок той нашей статьи было вынесено, что «акцизов на сладкую газировку собирается 0,1% от объема рынка, в 20 раз меньше акцизов на алкоголь». Конечно, от псевдошоколадных батончиков, картошки фри или чипсов наше здоровье страдает не так очевидно, как от алкоголя и вейпов. Но и эти вредности кажутся невинными только при их умеренном потреблении, накапливаясь за десятилетия в виде значимого сокращения продолжительности жизни. Реакция депутатов указывает на то, что идея продолжает жить и обсуждаться.
Поступления акцизов на сладкую газировку драматически малы (0,1% от оборота) из-за внесения под акциз всего нескольких сахарных ингредиентов и буйства их заменителей, что стало очевидным ещё год назад. Теперь ситуация со сладкой газировкой повторилась в вейпах: поступления акцизов, как указано выше, резко сократились, и не исключено, что во многом из-за разнообразия рецептуры жидкостей и узости акцизов. В нашей статье годичной давности предлагалось не играть с химией сахаров и сахарозаменителей, а облагать акцизом всю газировку и псевдосоки, кроме чистой питьевой воды.
В США как родоначальнике фастфуда, снеков и другого нездорового питания ожирением страдают до 40% населения, причем не просто имеют лишний вес 5-10 килограммов, а именно страдают ожирением. Когда-то пиво продавалось в разлив из бочек и ларьков всем желающим, а теперь пивной алкоголизм признан огромной проблемой, особенно среди молодежи. Любители вейпов много лет настаивали на безобидном паре, а теперь начинается лицензирование продажи вейпов и региональные запреты. Интересно, сколько времени потребуется на понимание необходимости серьёзных ограничений для откровенно нездоровых продуктов?
В последние годы произошел резкий рост числа мелких кафе с пирожными, кофе, сладкой газировкой и прочими подобными напитками. Таких заведений стало больше, чем наливаек и алкомаркетов, в крупных городах – в каждом квартале по несколько. Даже сетевые продуктовые магазины «у дома» теперь ставят кофе-машины и выкладки свежей выпечки. Спору нет, кофе и пирожные лучше алкоголя и табака, по крайней мере, для непотребляющих окружающих. Но чрезмерное потребление кофе и пирожных также создают долгосрочные зависимости, вредные для здоровья.
В этом году начались первые этапы обязательной маркировки сладостей, и на сайте системы «Честный знак» они прямо так и называются «сладости», как в нашей статье, хотя и без «вредностей». С 1 марта 2025 года проходят эксперимент и отладка системы; с 1 сентября начинается обязательная регистрация производителей и импортеров; с 1 декабря – маркировка восточных сладостей, вафель, зефира, мармелада, пастилы, печенья; с 1 марта 2026 года – тортов и пирожных, с 1 мая – шоколада и жвачки. Профильные органы хотя бы получат четкое представление об объемах продаж сладостей-вредностей, поскольку в этом сегменте рынка много параллельного импорта и микро-бизнеса сомнительного качества.
Ещё резкий рост мини-кафе и кофе-наливаек усиливает дефицит кадров в нашей стране, оттягивает молодежь из потенциальной занятости в промышленности. Каждый читатель на собственном опыте может убедиться, что именно молодежь в основном работает в таких новомодных массовых заведениях общепита. Кажется, что в каждой мелкой точке одновременно работает 2-3 человека, но удвоим их на график 12х7 вместо 40 часовой недели, добавим доставщиков и управленцев, получим 5-8 человек на точку.
В Москве официально зарегистрировано 22 тыс. точек общепита и 21 тыс. продовольственных магазинов, где теперь также активно предлагают кофе с выпечкой. Подавляющая часть из 22 тыс. точек – мелкие кафе и кофе-наливайки, а меньшая – серьёзные столовые или рестораны. Ценник на кофе и порожное начинается от пары сотен рублей за каждое, продажи редки, особенно днем, а продавцы просиживают в праздности. Даже если взять три четверти точек как малые праздные и по 8 человек на точку, получится 128 тыс. человек по городу в целом просто наливают кофе и накладывают пирожные. Для сравнения: в Московском метрополитене работает 60 тыс. человек, ещё около 12-15 тыс. человек – на строительстве метро, в Мосгортрансе – 22 тыс. человек.
Аналогичные выкладки по занятости актуальны и для избыточных точек продажи алкоголя и табака. Можно ли говорить о нормальной производительности труда сотрудников алкомаркетов, если реклама с обещанием успешной франшизы закладывает в бизнес-план примерно десять продаж в час на точку на несколько сотрудников? Если в нашей стране 239 тыс. точек продажи крепкого алкоголя, буквально на порядок больше позднего советского периода, то сколько людей у нас слабозаняты только в этом сегменте торговли?
Поэтому крайне актуальным выглядит потенциал сокращения числа точек продажи алкоголя, вейпов и сладкого, как с позиции здоровья нации, так и дефицита кадров и производительности труда. Ещё раз напомним о предложении Сергея Рыбальченко по ограничению числа точек и аукционам на лицензию торговли алкоголем. Точно ли лицензия на торговлю алкоголем по 65 тыс. руб. на каждую точку приведет к сокращению точек продажи алкоголя? Или лицензии станут ещё более доступными для несетевого малого бизнеса, и нас ждет бум не только кофе-наливаек, но и классических наливаек?
Автор - доктор экономических наук
Фото: Донат Сорокин/ТАСС


