Сообщество «На русском направлении» 00:09 2 октября 2025

Детков

служитель высших сфер

Главным качеством Николая Алексеевича Деткова (19 декабря 1948 года — 21 апреля 2023 года) практически все знавшие его люди признавали особую, чаще всего присущую только детству и юности остроту и свежесть зрительного восприятия мира, когда и листва зеленее, и небо по-настоящему синее, краски ярче, а линии — чётче, всё лучше узнаётся и запоминается навсегда. Как правило, с годами под грузом возраста это общечеловеческое качество притупляется и стирается. У Николая Алексеевича же по какой-то таинственной, необъяснимой причине оно не просто присутствовало всю жизнь, но, казалось, тем же грузом бытия, связанных с ним знаний и опыта непрерывно оттачивалось и заострялось, отмечая всё его творчество: и как художника, и как театрального деятеля, и как патриота России, — "лица необщим выраженьем".

Его, родившегося на Николу зимнего (откуда имя) и ушедшего в лучший мир на Светлой Седмице, не раз пытались описать стихами:

Леса и рощи с кистью обошёл

Смиренный толкователь Николай —

Он слышит в деревах колокола —

Посредник меж природой и душой.

(Григорий Тачков)

Он родился с даром редким —

Веры в Бога и добро,

Будто к нам пришёл в разведку

Их заоблачных миров.

(Леонид Петухов)

Для Деткова, которого часто называли "иконописцем природы", было обычным делом углядеть в самых неожиданных местах и случайных, вроде бы, предметах (куске бересты, старой доске забора, на брёвнах и прочем "хламе") почти готовые картины или инсталляции и вынести найденные им артефакты, лишь слегка подправленные рукой художника, на всеобщее обозрение, восхищая и удивляя зрителей.

Таким, например, стал портрет русского воина Евгения Родионова, который в годы Первой чеченской войны попал в плен и был казнён (обезглавлен) боевиками-террористами из-за отказа снять нательный православный крест и сменить веру.

двойной клик - редактировать изображение

Выполненный на бересте, этот портрет, как точно было замечено, словно бы "вырастает из великого соцветия русской святости, выходит из сонма страстотерпцев и подвижников — именитых и безымянных", в числе которых присутствуют и Николай Чудотворец, и Николай II. Подобных артефактов в творческом наследии Николая Алексеевича — не единицы и не десятки, а сотни. Возможно, в этом таинстве Деткова заведомо недоставало "мастерства" и "школы" в общепринятом значении и понимании данных слов, но точно всегда в избытке присутствовала та симфония, та синергия бытия — как естественного, так и сверхъестественного, — которая таким образом (и такими образами) подтверждает высшее призвание человека в качестве сотворца Богу, как и непрестанное присутствие неких высших сил в нашей повседневной жизни.

Неслучайно один из текстов, посвящённых памяти Николая Деткова, был озаглавлен: "Бог всегда был рядом с ним". Об этом свидетельствует вся история созданного по его инициативе ещё в 1995 году межрегионального благотворительного общественного фонда "Глас ангельский Руси", сферой деятельности которого являлось содействие поиску, поддержке и прославлению народных талантов в самых разных сферах деятельности. Эту организацию, учреждённую в память о безвременно погибших певцах нашей страны — о Максиме Трошине ("Соловушке") и Игоре Талькове, — Николай Алексеевич бессменно возглавлял почти три десятилетия, и его усилиями, умноженными кругом привлечённых им соратников, "Глас ангельский Руси", чьим символом стала исполненная Вячеславом Клыковым скульптура "Ангел трубящий", несомненно, являлся одним из центров кристаллизации русской культуры и русской цивилизации, выражения и продвижения их традиционных ценностей — в те годы, когда политика российского государства имела совершенно противоположный вектор: растворения всего русского в "общечеловеческом" западном глобально-рыночном "растворителе". И в том, что этот "растворитель" не сработал, что морок "лихих девяностых" не уничтожил Россию, как это случилось с другими союзными республиками бывшего СССР, что наша страна избежала участи превратиться в "Украину от Чукотки до Калининграда", велика, неоценима роль скромных концертов и вечеров "Гласа ангельского", казалось бы, безнадёжно уступавших по размаху и финансированию помпезным коммерческим и государственным мероприятиям "новой России".

Человек, который на собственном опыте, зачастую горьком, сопряжённом со многими лишениями и утратами, убедился в справедливости максимы "Надо не бороться, а делать" и исповедовал принцип "Власть есть жертва", прекрасно осознавал, чем и для чего он занимается. В одном из его нечастых интервью можно найти такие слова: "Искусство сердца, искусство духа… За этим лежат высшие идеалы добра, справедливости, сердца, любви, милосердия". Служению этим идеалам и посвятил себя Николай Алексеевич Детков, ныне покоящийся на мемориальном кладбище в тверском городе Калязин рядом с погибшими солдатами СВО. Таким он и останется в нашей памяти.

1.0x