По масштабам, интенсивности, продолжительности боевых действий в Европе политологи ставят нынешнюю Украинскую войну на третье место после двух Мировых войн ХХ века. А военные специалисты в этом списке сближают первую и третью войны: тяжёлым позиционным, «окопным» характером украинская схожа с Первой мировой.
Но ни те, ни другие не обратили внимание на поразительную схожесть финалов двух войн: 1918-го года и, будем надеяться, 2025-го. Именно «План Трампа» внёс уникальные, но мало пока замечаемые детали дивного совпадения.
Причём эти аналогии связывают Россию, остающееся население Украины и политическое будущее 47-го президента США.
Россию интересует устойчивость мира, к чему и сводятся обозначенные «цели СВО». Украинцы тоже не стремятся к скорейшему, после подписанного «мира», возобновлению работы их ТЦК.
Интерес и «политическое будущее» Трампа? Оно уже сейчас проглядывает за частоколом акцентов, расставляемых в Киеве и ЕС: «ультиматум США», «тошнотворные условия»… Только страх и осознание зависимости от «зонтика США» удерживают от более резких оценок.
"Файнэншиал таймс"*:«Европейские лидеры хотят отсрочить откровенное навязывание Киеву неприемлемых условий».
Трампу, понятно, важнее всех укро-евро политиков - оценка его внутри США.Ведь республиканцы расставляют те же акценты. «Нельзя вынуждать Украину уступать свои территории…», - сенатор Роджер Уикер, председатель сенатской комиссии по делам вооружённых сил.
Эти самые «вынуждение Украины, ультиматум Украине, навязывание Киеву» - настоящие «точки роста» - чего? Тут схожесть 1918-го и 2025-го – не только занятный парадокс, но и реальная помощь политикам.
11 ноября 1918 года Германия подписала «Компьенское перемирие» с Антантой. Через сколько дней была вброшена знаменитая «Легенда об ударе ножом в спину» (нем. Dolchstoßlegende), объяснявшая поражение Германии внутриполитическим предательством? Её роль в приходе к власти Гитлера – азбучный факт истории ХХ века. Я лишь обращу внимание на пару странных цифр.
Обычно считают, что «Легенда…» о непобеждённой на полях сражений, но преданной политиками, Германии была запущена военными… вскоре после Компьенского перемирия, через несколько лет подхвачена Гитлером.
Тут и сформулирую возможный парадокс: версия «внутреннее предательство» была запущена примерно за… минус 42 дня до подписания в Компьене. Ещё в сентябре 1918-го военные лидеры Гинденбург и Людендорф начали работу по перекладыванию вины за неизбежное поражение в войне. И 1 октября Людендорф объявил подчиненным:
«Я попросил Его Величество (кайзера Вильгельма – И.Ш) включить в правительство те круги, которые в значительной степени ответственны за то, что всё сложилось именно так. Пусть они подпишут мирный договор. Пусть они едят суп, который они нам сварили».
То ли переводы пошло-немецкой идиомы расходятся, то ли генерал-квартирмейстер Эрих Людендорф дважды на разные лады повторил свою «Эврику!» о виновниках поражения: «социал-демократы, евреи». Но в других источниках вы найдёте: «Теперь они должны лечь в ту постель, которую они приготовили для нас».
И 26 октября кайзер уволил Людендорфа, назначил генерала Грёнера с заданием: готовить вывод войск и демобилизацию армии. Спасённого от подписания перемирия Людендорфа в следующий раз мы увидим в дни Капповского путча 1920 года. Потом - под руку с Гитлером в «Пивном путче» 1923 года. Благополучно дожил до самого конца 1937 года. А подписавший за него Компьенское перемирие Маттиас Эрцбергер, министр финансов новорожденной Веймарской республики, застрелен (второе покушение) 26 августа 1921 го. Стрелявшие офицеры, у которых Эрцбергер «украл победу», были, разумеется, в 1933 году амнистированы. Кайзер тоже удачно бежал в нейтральную Голландию, и за результаты их с Людендорфом, Гинденбургом войны пришлось отвечать министрам Веймарской республики. Среди которых было немало евреев, потому и разбираемая «Легенда…» приобрела, загляните в справочники, «антидемократический и антисемитский характер». Так что искатели «корней Холокоста» фокусируясь на личных комплексах Адольфа, забывают о «50 миллионах немцев, униженных Компьеном». Ради них Гитлер капитуляцию Франции 1940 года провёл в том же самом компьенском вагончике.
Главный урок 1918 года для 2025-го? Вчитайтесь в тезисы доклада Людендорфа кайзеру: «Я не гарантирую, что фронт продержится сутки (торопился сбежать с поста), и потому надо принять… «14 пунктов Вудро Вильсона».
Кайзер успевает назначить новым канцлером Германии - принца Максимилиана Баденского, и тот 5 октября 1918 года связывается с… президентом США Вудро Вильсоном и заявляет: «Германия готова принять его «Четырнадцать пунктов» в качестве основы для переговоров».
Дивно? К войне США реально подключились лишь во второй половине 1917 года, и вот осенью 1918-го две воющих страны дружно забывают Британию, Францию.
Так что Европе негодовать на «тошнотворность условий США» можно было начинать не в 2025-м, ещё в 1918-м…
Ну а исторически утвердившееся наименование условий Вильсона – это просто праздник какой-то! Нумерологический десерт. «14 пунктов Вильсона», «28 пунктов Трампа»… Наверное, ныне сочли украинскую ситуацию ровно в два раза сложнее германской конца Первой мировой войны?
Вишенок на торте 1918 года – выковыривать и продавать на килограммы. Нынешние евро-политиканы жалуются на непредсказуемость и вечные зигзаги Трампа? Напомню. Одним из 14 пунктов Вильсона, в целом его условий мира было «создание общего объединения наций». Устав Лиги Наций разработала комиссия под председательством президента США. Его подписали в 1919 году представители 44 государств, но… Сенат не ратифицировал, и «Лига…» осталась без США.
Занятны детали переговоров, «корректировки условий». В проекте американцев стояло число «субмарин, которые Германия должна вывести из строя». Но сгоряча они обозначили цифру – больше, чем их было в наличии. И у немецкие переговорщики «сумели снизить число уничтожаемых субмарин» - до числа реально существующих. «Эпик вин! (победа)» как пишут сегодня в Инете.
Далее мои любимые «Выбранные места из…». Уинстон Черчилль «Вторая мировая война», Нобелевская премия 1953 года (по литературе, а не «за мир», как у Обамы, Горбачёва).
Сочинение действительно блестящее:
- Франция требовала границ по Рейну, но Англия и США полагали, что включение районов с немецким населением противоречит принципу самоопределения наций. Клемансо пришлось на это согласиться в обмен на англо-американские гарантии. А позже сенат США, не посчитавшись с подписью Вильсона, не ратифицировал гарантийный договор. Заявили: нам нужно было лучше знать конституцию США.
Вплоть до 1931 года победители концентрировали свои усилия на том, чтобы вымогать у Германии ежегодные репарации. Но платежи могли производиться только благодаря американским займам, так что вся процедура сводилась к абсурду…
Немцам навязали то, что было идеалом, к которому стремились либералы Запада. Предубеждение американцев против монархии ясно показало поверженной империи (Германии в 1918 году – И.Ш.), что в качестве республики она может рассчитывать на лучшее обращение со стороны союзников, нежели в качестве монархии(…) И т.д.
Черчилль после Второй мировой писал о ситуации после Первой – и словно ненароком выдал архетип, годный и для войны «Украинской»: Евро-шакал при грозном и непредсказуемом US-Шерхане. И большую часть вины за приход Гитлера Черчилль возлагал именно на «шакала», паниковавшего в приступе русофо… - нет, тогда это была: «советофобия».
К 2025 году это относится прямо. Окончание войны по приказу Трампа, как бы им не возмущались Зеленский и Евросоюз, в действительности несёт обоим некоторый бонус: освобождение от ответственности за поражение.
И ситуация ускоренно покатится по рельсам 1918 года. Подпишет мир еврей Зеленский? Укро-нацисты, духовные и прямые физиологические потомки исполнителей расстрелов Бабьего Яра и десятков подобных «мероприятий», грозят ему уже сегодня. Что в итоге перевесит, москале-фобия или антисемитизм - вопрос. Но в любом случае «Уловка-1918» - так назовём самый удачный маневр Людендорфа-Гинденбурга за всю Первую Мировую войну, может быть повторена укро-нацистами, у которых «украли победу».
Только окончание второй из выделенной тройки евро-войн в Берлине 1945-го помогло снять «некоторые сомнения», реваншизм побеждённых. Важный аргумент «Легенды/Уловки-1918»: на момент подписания Компьенского перемирия линия фронта была далеко от территории Германии. У Гинденбурга-Людендорфа, так удачно «сдавших дела» в октябре 1918-го, были под сапогом ещё сотни квадратных километров Бельгии, Франции. А у Кейтеля-Йодля «под сапогом»– полметра табуретки, выбитой американским сержантом Вудсом в Нюрнберге.
Это противопоставление не означает, что ради надёжного мира третью из списка войн надо заканчивать в Киеве, Львове… В действительности, даже столь определённый финал, как в 1945-м, не гарантировал «вечного признания».
В мире «реал политик», похоже, «вечность» - инородное слово. Устойчивость, признание результатов – относительны. Исход Первой мировой немцы начали опротестовывать почти сразу, исход Второй – не решались почти 80 лет. Наверно, результат хороший.
Почитать заявления о «поражении России» Мерца, Урсулы фон дер Ляйен и ещё одного Бориса с вполне «пистолетной фамилией» Писториус – так они реваншисты, в этом аспекте подобные Людендорфу, Гитлеру. Но все же: не поколение детей, а в основном – внуков СС-овцев. И то хорошо.
Впрочем, они резонно считают, что половину 1945 года Германия уже отыграла в 1991 году. Тогда советские войска стояли на законных, Ялтой, всем миром признанных, основаниях, в 80 км от Гамбурга, близ города Фульда, что означало мгновенное разрезание ФРГ пополам. А теперь? 120 км до Петербурга. Это же +1500 км нах Остен. (Данке шен, Горби). А с помощьюподручных по прошлой войне можно было бы поставить ракеты в 3 минутах от Москау.
А ведь и тогда, в 1991-м, всё упиралось в разность формулировок. Версия Горбачёва: победили Холодную войну. А США выпустили медаль «За победу в Холодной войне», как раз с изображением города Фульда: знали самое уязвимое место.
Эта разность формулировок и есть забота политиков, дипломатов. Не претендуя на «вечные решения», добиваться максимально долгосрочных. Твердя «президент США заставил, навязал тошнотворные условия окончания войны» - исподволь готовят реванш. Трамп мимоходом возразил: не заставляю, не навязываю, не согласны – воюйте без нас.
Достаточно ли ясно ответил? Похоже, нет, ведь Европа твердит: «Трамп заставил Украину»! Но они оть признают некоторые военные реалии.
Что уж говорить о Зеленском, у которого и Купянск почти зачищен, осталось 60 русских, и победа на горизонте, единственная сложность - Трамп предал Украину. Так объявил Борис Джонсон, получивший за другую фразу «давайте просто сражаться» миллион долларов.
Кстати, характер «бизнеса» Зеленского, его евро-партнеров, ответвления («otkaty») финансовых потоков, пролитых на Украину, дозированно раскрывается в эти же дни, параллельно с обсуждением «28 Пунктов Трампа».
Аналитик Ларри Джонсон: «Министерство обороны США ищет 48 миллиардов долларов, переправленных большей частью на счета Зеленского».
Тут одно маленькое уточнение к слову «ищет»: наверняка уже нашли и грозят укро-евро-мафии.
Это разоблачение и будет аналогом табуретки, выбитой из-под ног проигравших бравым US-сержантом Вудсом, сделает окончание украинской войны более похожим на 1945-й, а не на 1918 год.


