«Заявления Трампа о том, что Соединенные Штаты возобновят испытания ядерного оружия на «равной основе» с другими странами, — намекающее на непроверенную информацию о том, что Москва и Пекин проводят секретные испытания, и предполагающее, что США возобновят программы, прекращенные в начале 1990-х годов , — посеяло замешательство среди мировых ядерных держав и воскресило отголоски гонки вооружений времен холодной войны», - пишет «Вашингтон пост»* (17.11.2025).
Спутниковые снимки и анализ экспертов показывают, что на крайнем западе Синьцзяна Китай быстро расширяет исторический ядерный полигон, где в 1964 году было проведено первое испытание атомной бомбы. Вооруженные силы страны тайно прорыли новые туннели, выдолбили взрывные камеры и построили вспомогательные сооружения, которые, по словам исследователей, указывают на подготовку к ядерным испытаниям.
Хотя ядерная программа Китая на несколько лет отстает от программ России и США, аналитики утверждают, что именно это различие может быть движущей силой явного расширения испытательных полигонов.
«Учитывая тот факт, что Китай провел наименьшее количество ядерных испытаний, у него гораздо меньше эмпирических данных. … Китаю, возможно, потребуется провести больше экспериментов либо на докритическом уровне, либо посредством сверхкритических испытаний очень малой мощности, чтобы больше узнать о ядерном оружии», — сказал Тун Чжао, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир**.
За стремлением Китая расширить свой ядерный арсенал — третий по величине в мире — стоит более масштабная стратегия президента Си Цзиньпина по модернизации вооруженных сил страны к 2030 году и достижению вооруженных сил мирового уровня к середине столетия.
«Китай все больше заинтересован в приобретении возможностей управления ядерной эскалацией на региональном уровне. … Он заинтересован в разработке боеголовок меньшей мощности, и эта потребность может быть частью того, что Китай делает в плане испытаний», — сказал Чжао.
В комментариях, опубликованных в Truth Social в конце октября 2025 года, всего за несколько минут до своей первой личной встречи с Си Цзиньпином в ходе его второго срока, Трамп предупредил, что в течение пяти лет Китай «сравняется» с США по количеству ядерных боеголовок. Аналитики считают это заявление маловероятным.
По данным независимого анализа Стокгольмского международного института исследований проблем мира, арсенал Китая, в настоящее время насчитывающий около 600 боеголовок и, по прогнозам, достигнет примерно 1000 к 2030 году, по-прежнему значительно ниже оценочного запаса США в 3700 боеголовок.
Испытания ядерного оружия были запрещены Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, который запрещает ядерные взрывы. Договор способствовал формированию широкого международного консенсуса в отношении нераспространения, но он так и не был ратифицирован ни Китаем, ни США, а Россия отозвала свою ратификацию в 2023 году.
В соответствии с договором разрешен ряд экспериментов, включая компьютерное моделирование и докритические испытания, в ходе которых расщепляющиеся материалы, такие как плутоний или уран, используются без запуска взрывной цепной ядерной реакции.
В 2020 году Госдепартамент США выразил обеспокоенность тем, что Китай может нарушать договор, проводя испытания «малой мощности» — небольшие подземные ядерные взрывы в нарушение договора, которые трудно обнаружить.
В кратком ответе на заявления Трампа о том, что США возобновят испытания, МИД Китая опроверг утверждения о том, что страна проводит ядерные испытания вне рамок договора. Пресс-секретарь Мао Нин заявила, что Китай «соблюдает мораторий на ядерные испытания» и «следует политике неприменения ядерного оружия первым».
Ядерная программа Китая крайне секретна, и информация о её развитии ограничена: лишь немногие западные эксперты когда-либо посещали её удалённые объекты. Однако на Лобнор — крупном военном полигоне в Синьцзяне, где Китай провёл своё первое ядерное испытание и который сравнивают с американским испытательным полигоном в Неваде, — аналитики, отслеживающие текущие события, отмечают масштабные изменения, что позволяет предположить, что китайские военные создают инфраструктуру, способную выдержать более масштабные или более частые ядерные испытания.
С 2020 года на этом месте наблюдается всплеск развития инфраструктуры, включая бурение двух новых крупных скважин глубоко в пустыне, которые, по словам аналитиков, вероятно, являются подготовкой к созданию специализированных вертикальных шахт, предназначенных для ядерных взрывов большей мощности.
Недавно построенные вспомогательные сооружения рядом с местом двух новых скважин, которые, по словам аналитиков, скорее всего, представляют собой вертикальные шахты, которые будут использоваться для испытания взрывного ядерного оружия.
«В целом это свидетельствует о значительном расширении инфраструктуры и значительном увеличении общих возможностей тестирования в Лобноре за последние пять лет», — сказал Ренни Бабиарц, вице-президент AllSource Analysis, который проводит регулярный геопространственный анализ объектов.
Бурение на этих участках началось в 2021 году, и, как выяснил Бабиарц, бурение велось стабильно до 2025 года, включая расширение близлежащих зон поддержки и электроснабжения, а также регулярную эксплуатацию большегрузных автомобилей. Новое строительство расположено к востоку от исторической вертикальной шахты, где Китай проводил испытания ядерного оружия до заключения договора о запрете на ядерное оружие в 1996 году.
Также ведется новое строительство горизонтальных туннелей, которые могут использоваться для проведения менее мощных ядерных испытаний на северном краю комплекса Лобнор, включая выемку больших объемов земли из туннелей, что было задокументировано в январе 2025 года.
«Горизонтальные туннели исторически использовались для испытаний ядерного оружия малой мощности… от чуть более нуля до 10 килотонн, в то время как подземные испытания через вертикальные шахты использовались для испытаний ядерного оружия большей мощности», — сказал Бабиарц.
Значительная часть работ по развитию комплекса за последние два года также касалась центрального командного пункта в самом сердце Лоп-Нура, где были построены новые здания и увеличился транспортный поток.
В своем докладе за 2024 год о наращивании военной мощи Китая Пентагон заявил, что «возможная подготовка Пекина к круглогодичной эксплуатации ядерного полигона Лобнор и отсутствие прозрачности в отношении его деятельности по проведению ядерных испытаний вызывают обеспокоенность по поводу соблюдения им американского стандарта «нулевой мощности»».
В докладе также говорится, что Китай, по всей видимости, быстро расширяет свою программу по ракетным войскам и ядерным материалам.
В ноябре 2025 года, после комментариев Трампа о том, что Китай и Россия проводят секретные испытания, директор ЦРУ Джон Рэтклифф, по всей видимости, подтвердил эту оценку в посте в Х.
Бабиарц и другие аналитики предупреждают, что, хотя расширение присутствия китайских ядерных испытательных полигонов очевидно, само по себе это не свидетельствует о возросшем намерении нанести первый ядерный удар.
«На оперативном уровне всегда возникает вопрос, приведёт ли наращивание вооружений к росту интереса Китая к применению ядерного оружия в будущих конфликтах. Думаю, ответ — не обязательно», — сказал Чжао. Он добавил, что такие факторы, как растущий потенциал Китая в обычных боевых действиях, особенно в западной части Тихого океана, могут снизить зависимость страны от ядерного сдерживания как приоритета национальной безопасности.
Пекин неоднократно заявлял, в том числе в своей Белой книге по национальной обороне 2019 года, что он поддерживает полное запрещение и «полное уничтожение» ядерного оружия и придерживается политики неприменения ядерного оружия первым. В документе подчёркивается, что Китай «не участвует в гонке ядерных вооружений ни с одной другой страной и поддерживает свой ядерный потенциал на минимально необходимом уровне для обеспечения национальной безопасности».
Хотя Пекин и заявляет о своей приверженности денуклеаризации, он также неоднократно отклонял попытки присоединиться к обсуждениям с официальными лицами США по этому вопросу, а дипломатические каналы по этому вопросу оказались хрупкими.
В июле 2025 года Пекин в одностороннем порядке приостановил переговоры с США о нераспространении из-за продолжающихся продаж американского оружия Тайваню.
**НКО, признанное иностранным агентом






