Сообщество «Салон» 00:00 10 декабря 2015

Время мастерства

Сколько себя помню — меня всегда вдохновлял цвет. В то же время мне не хочется уходить в чистую цветовую абстракцию, я люблю окружающий мир. Если пишу портрет, то стараюсь средствами цвета выразить конкретного человека, его личность. К сожалению, в настоящее время я не чувствую себя настолько творчески свободным, насколько мне хотелось бы. Здесь виден потенциал для развития — чтобы работы стали ещё острее и при этом утончённее, чтобы нужные эмоции мгновенно транслировались зрителю с первого взгляда на картину. Я не очень жалую то искусство, которое необходимо расшифровывать и объяснять, сопровождая бесконечными аннотациями.

В октябре художник Илья Комов, сын знаменитого скульптора Олега Комова, отпраздновал свой полувековой юбилей. Примечательно, что это событие совпало с открытием его персональной выставки "Образ Каталонии" в небольшом французском городке Сере, затерянном в Пиренеях на границе Франции с Испанией.

В Москве юбилейная выставка Комова будет проходить в залах Российской академии художеств с 15 декабря.

Илья Комов — осознанный приверженец фовизма. Но от Матисса и Дерена — художников, открывших данное направление изобразительного искусства, его отличает повышенный интерес к форме. При этом главная роль всё равно отводится цвету. Именно цвет является основным экспрессивным элементом картин Ильи Комова. Особое место в творчестве художника занимают портреты. Каким-то непостижимым образом ему каждый раз удаётся, лишь обозначив характерные черты лица, выхватить и запечатлеть саму суть представшего перед ним человека.

Илья Комов всегда отличался бескомпромиссностью и требовательностью к себе. Являясь преданным фанатиком собственного дела, он непрестанно работает над решением внутренних задач, зачастую непостижимых для простых обывателей. Достаточно один раз увидеть картины Ильи Комова, чтобы понять: этот художник умеет рисовать, не превращая процесс творения в странные игры, свойственные изобразительному искусству нашего времени.

В настоящее время Илья Комов является членом-корреспондентом Российской академии художеств. В его творческой жизни не было пустых и бесплодных периодов. Случались путешествия в Индию, в Черногорию, во Францию, естественно, каждая такая поездка сопровождалась созданием целой серии картин. Некоторые работы Ильи Комова находятся в личных собраниях экс-генерального секретаря ООН Кофи Аннана и лидера Индийского Национального Конгресса Сони Ганди.

Нам удалось застать Илью Комова в Москве. Он рассказал о себе, о творческих планах, о Франции и России.

Сколько себя помню — меня всегда вдохновлял цвет. В то же время мне не хочется уходить в чистую цветовую абстракцию, я люблю окружающий мир. Если пишу портрет, то стараюсь средствами цвета выразить конкретного человека, его личность. К сожалению, в настоящее время я не чувствую себя настолько творчески свободным, насколько мне хотелось бы. Здесь виден потенциал для развития — чтобы работы стали ещё острее и при этом утончённее, чтобы нужные эмоции мгновенно транслировались зрителю с первого взгляда на картину. Я не очень жалую то искусство, которое необходимо расшифровывать и объяснять, сопровождая бесконечными аннотациями.

Мама говорила, что я был удобным ребёнком. Она работала в Моспроекте, приносила мне оттуда большие листы бумаги, которые я с утра до вечера заполнял картинками. Мама до сих пор хранит рисунок, сделанный мною в два года. В его линиях и простых геометрических фигурах сразу угадывается церковь.

В какой-то момент я увлёкся французским языком, пробовал сочинять кое-какую прозу. Но путь пришлось окончательно выбрать в четырнадцать лет. Отец хотел, чтобы я стал скульптором, но всё чёрно-белое мне было совершенно не интересно. Как зрителя скульптура меня, безусловно, привлекает, но не настолько, чтобы ею заниматься. Моя стезя — цвет.

Потом была Московская средняя художественная школа и Суриковский институт, от которого у меня остались противоречивые воспоминания. С одной стороны, через это нужно обязательно пройти, с другой стороны, помню, как долго после окончания чувствовал, что делаю что-то не то. Считаю, что до сих пор я не освободился от некоторых комплексов, навязанных образованием.

При этом мне несказанно повезло, что лет с восемнадцати я постоянно бывал в доме творчества художников в Переяславле-Залесском, где подолгу пребывал среди сложившихся мастеров. Многие из них весьма сильно повлияли на меня. Их советы помогли мне в некоторой степени раскрепоститься и отыскать собственный стиль.

Ещё нужно сказать, что в Переяславле сохранились прекрасные росписи Данилова монастыря, которые делал Гурий Никитин с артелью. Его нередко называют последним художником русского ренессанса. Мне повезло в том, что я познакомился с реставраторами и под их руководством даже выполнил пару копий фресок. Они разрешали забираться на леса и рассматривать произведения древнерусского искусства вблизи.

Своим главным учителем я считаю Таира Теймура оглы Салахова, он всегда поддерживал меня и даже в какие-то моменты спасал. Огромное влияние на моё формирование оказали реставраторы. Я действительно восхищаюсь ими: они многое умеют, но при этом не стремятся к самовыражению, а все силы и вдохновение вкладывают в сохранение художественного наследия. У них нет гордыни. Именно они научили меня самостоятельно натягивать и грунтовать холсты. Когда ты своими руками готовишь холст, то знаешь, насколько основа для твоей картины хороша. К современным фабричным холстам я отношусь с недоверием.

Я был знаком с Саввой Ямщиковым. Петру Павловичу Оссовскому, помню, носил показывать свои первые работы. Как жаль, что такие люди уходят. Пока они есть, чувствуешь себя более спокойно и уверенно, будто видишь в ночи маяк.

Мои поездки за границу начались десять лет назад, когда я подружился с одним из коллекционеров. Этот англичанин был директором Всемирного банка в России, затем его перевели в Индию, куда он меня и пригласил. Впустую мотаться не хотелось — сразу возникла идея серии картин. Сначала эти работы выставлялись в Дели, потом у нас — в Музее Востока. Я не занимаюсь поиском новых мест для путешествий — они сами находят меня. Схожим образом мне, например, удалось побывать в Черногории.

В путешествиях я понял, что на Волге, где расположен мой дом, один свет, в Индии — совершенно другой, но совсем не такой, каким его себе воображаешь, не побывав там. Индийская природа не очень цветиста, а вот жители этой страны одеваются крайне ярко.

В Париже мы с женой прожили несколько лет. Успели со всеми перезнакомиться, а также принять участие в Лувре, в художественном салоне, основанном более ста пятидесяти лет Теофилем Готье. Во Франции также состоялось несколько моих персональных выставок. В итоге я понял: для того, чтобы там развиваться, нужно переезжать навсегда, но это не входит в мои планы. Когда гостишь во Франции недели две, кажется, что всё замечательно, но если поживёшь там хотя бы три месяца, пообщаешься с людьми и окунёшься в среду, то понимаешь, что жизнь далеко не сахар и многим приходится тяжко. В общем мне у нас больше нравится, где родился, там и пригодился.

Я обожаю французскую культуру, но даже сами французы говорят, что она постепенно размывается. И дело, к сожалению, не в том, что страну наводняют иммигранты. Коренной народ добровольно сдаёт идентичность, уступая её тому, что называется американизированными общечеловеческими ценностями. Это тревожно и грустно. Те, кто осознают происходящее, с большой надеждой смотрят в сторону России. Вообще, я заметил, что чем человек образованней и интеллигентнее, тем с большей симпатией он относится к нам.

Париж хорош, но столица — это ещё не вся страна. Мне удалось попасть на самый юг Франции — в Пиренеи. Я люблю город Тутаев на Волге, хотелось взглянуть на французскую глубинку. Некоторое время я прожил в городке, который местные называют деревней. Там происходит полное единение с природой. Иногда на улице можно увидеть дикого кабана, а по ночам слышны крики сов. Рядом находится город Сере. Выяснилось, что в нём подолгу бывал Пикассо, туда заезжал Дерен. Культурное сердце Сере — музей современного искусства, первый этаж которого посвящён моему любимому периоду — началу ХХ века.

Один из местных коллекционеров предложил мне устроить персональную выставку в галерее "Капалетта", расположенной внутри часовни бывшей церкви. Условия были очень привлекательными, но пришлось подождать два года — настолько был расписан график этой по-настоящему уникальной площадки. И вот выставка "Образ Каталонии" открылась в день моего пятидесятилетия. Признаться, я всегда мечтал об этом. Все картины были написаны во Франции, не люблю возить работы туда-сюда, тем не менее, некоторые из них будут показаны в Москве. В дар городу Арль-сюр-Теш мы с женой изготовили фреску. Работали у всех на виду, люди с огромным интересом наблюдали за нами, фотографировали.

Я был в Париже во время терактов. Причём мне хорошо знаком квартал, подвергшийся атакам, там расположено как минимум три магазина для художников. В момент трагедии мы с женой находились в квартире у друзей, где в тот вечер собралось множество интересных людей. Один из них занимается помощью православным храмам во Франции. Внезапно зазвонил телефон, и нам сообщили о случившемся. Мы тут же попытались вызвать такси, чтобы вернуться к себе, но ни в одну таксомоторную компанию невозможно было дозвониться. Пришлось ночью идти пешком, хорошо, что не очень далеко.

Наутро нам сказали: ни в коем случае не выходить на улицу. Но как же так — находиться в Париже и сидеть взаперти? С супругой прогулялись пешком по берегу Сены с востока на запад. Народу было меньше, чем обычно. Крупные магазины и музеи закрыты. Меня поразило полное отсутствие полиции. У нас по телевизору говорили, что в Париже чуть ли не военное положение. На самом деле никто и пальцем не пошевелил, чтобы усилить безопасность. То есть террористы могли продолжать бесчинствовать, им бы никто не смог противостоять. Единственным кварталом, находившимся под охраной, был Елисейский дворец, в котором сидел Олланд

И вот я снова на Родине. 15 декабря в залах Российской академии художеств откроется моя персональная выставка. Она будет называться "Путь".

Материал подготовил Алексей КАСМЫНИН

24 сентября 2024
Cообщество
«Салон»
17 сентября 2024
Cообщество
«Салон»
10 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x