Сложность, плотность, динамичность и насыщенность общественной сферы связями и людьми в последние столетия многократно выросла, очень сложно найти привлекательную область деятельности с низкой конкуренцией. Талантливые люди составляют десятые доли процентов в популяции, но для социального успеха в современном мире требуется не только талант (делает то, что до него никто не делал), но и везение – оказаться в нужное время в нужном месте.
Есть ещё гении, что исчисляются единицами, они способны пробиться и без особого везения. Большая часть социального успеха обеспечивается чистым везением, только талантливый человек, поймав окно возможностей заявляет о себе, многократно повышая шансы, а творческий (комбинация, перебор методов) или простой (чёткий шаблон) индивид зависит от изменчивого характера фортуны всё время.
Количество талантливых и гениальных людей в популяции не стало меньше за последние столетия, наоборот, но на порядок упали возможности для самореализации. Чтобы раскрыть себя в полной мере необходимо свободное пространство, область знания и/или деятельности, где никого ранее не было, где можно создать своё направление, стать основателем научной школы, создать шедевр. После завершения эпохи великих географических открытий не приходится рассчитывать на величие, путешествуя по всему миру. Остаётся лишь распаковывать сделанное ранее, находить пропущенные узкие ниши и смотреть комплексно.
Большие таланты и гении современности получают признание за деяния, масштаб которых во много раз меньше, чем было бы столетия назад. Условно, если бы современный спортсмен, входящий в сотню лучших в мире, оказался с текущими навыками лет 30–40 назад, он стал бы легендой. Похожее происходит по многим направлениям, слишком мало пространство для прорыва и высока конкуренция. Большая часть людей добровольно тратит всю жизнь на рутину и творческие задачи, не пытаясь решать проблемы. Они штампуют научные статьи и работы с «новизной», компилируют и комбинируют чужие открытия и находки, всю жизнь двигаясь проторенными путями, выискивая просмотренное предшественниками и ища жемчужины в кучах мусора.
Проявить себя можно лишь в авангарде развития, на фронтире, где нет комфорта, но есть шанс найти пространство для нового направления, основать школу, стать классиком при жизни, реализовать прорывной проект и т.д. Если вы считаете себя талантливым человеком, но вам ничего подобного не удалось - вы не объективны и/или закопали свой талант. Прежде чем искать свой уникальный путь становления мастером, способным делать шедевры, необходимо освоить ремесло. После чего наступает время выбора пути, конфликта с авторитетами, чьи достижения и регалии вы ставите под сомнение одним фактом своих поисков.
Таланта и везения хватает далеко не всем, недостаток пытаются компенсировать трудолюбием и усидчивостью, погружаясь в детали чужого успеха, в поисках сакрального знания, занимаясь перебором и построением вторичных и третичных конструкций. Для примера, великих мастеров и прорывов в искусстве стало в разы меньше в конце XIX – начале XX в.. Современное искусство ординарно и посредственно, 99,9..% занимаются распаковкой, комбинаторикой и перебором, им далеко до первопроходцев и первооткрывателей из предыдущих эпох.
В настоящее время доминируют блестящие копировщики, безэмоциональные имитаторы творчества, профессионально повторяющие чужие находки, словно психопаты копирующие эмоции. Они тратят в разы меньше времени и сил, они успешнее и предсказуемее чем погружённые в поиск таланты. Тоже самое происходит в современной академической науке, шанс есть лишь у тех, кто готов идти наперекор системе, кто имеет материальную автономию и/или чей статус в обществе изначально выше данной иерархии (происхождение или достижения в других областях деятельности).
И, да, памятные всем методологи были подобны современным людям искусства, что вместо творения занимались шаблонным поиском универсальных рецептов в чужих успехах, мечтая обрести свой путь…






