Авторский блог Андрей Школьников 00:24 29 августа 2025

Наследие Вечного города-воина

зная любовь западных элит и интеллектуалов к истории Рима, вполне может стать, что данная картинка и аналогии стали или станут им видны

Рим был величайшей, практически эталонной, достигшей предела развития античной империей (вне зависимости от формы правления), но в рамках геостратегии первой полноценной сухопутной империей (суша + сеть) была Ромейская империя, созданная императором св. Константином Великим (272-337 гг.). В отличие от варварских королевств Европы она была истинным наследником, эволюционной формой античного Рима. По культуре и принципам ромеи стали продолжением античных римлян, а не античных греков. Выделим государственно-общественные черты, что сделали Рим великим, многие из них стали общими для сухопутных империй. Судить о нём по последним столетиям, все равно, что о Советской России по периоду Перестройки.

Римская идентичность была религиозно-политической и надэтнической, в её основе принципы воинов, людей иерархии и порядка, что породило ставшую привычной для всего мира систему государственных институтов, кодексов и общественных моделей. Римляне большую часть истории были воинами, их общество в сложные моменты не сдавалось, не просило мира, а производило тотальную мобилизацию. Военная служба была не повинностью и ненавистной обязанностью, а правом гражданина, обязательным для построения карьеры.

В истории Рима было много болезненных и даже унизительных поражений, но они не ломали, а закаляли. Римляне не сдавались, мобилизовывались, сосредотачивались, перестраивали армию, общество и брали реванш, пусть на это требовались десятилетия подготовки, а борьба шла столетиями. Войны были не эпизодами, а основой истории, смыслом существования. Рим не боялся, а любил войны, врата бога Януса открывались регулярно. Воевал Великий город со своими врагами по отдельности, натравливая их одних на других, сочетая силу и хитрость.

В части духовной жизни основу заложил ещё второй царь Нума Помпилий (753-671 до н.э.), он преобразовал верования в государственный формализованный религиозный культ (календарь, ритуалы, жреческие объединения, отказ от ряда архаичных традиций и др.), что позволял интегрировать людей разного происхождения в единое общество, закладывая основу для открытой системы.

Римляне упрямо, неотвратимо, непреклонно, прагматично покоряли соседние народы, дожимая их, даже если на это требовались столетия конфликтов и войн. Война велась до полной капитуляции, но побеждённые не уничтожались, а интегрировались в единое пространство (союз полисов и территорий в рамках одной общественной среды), вместо ограбления, захвата и сверхсильной эксплуатации. Покорённому городу часто предлагали стать «союзником», сохраняя местное самоуправление. Новички включались в общие процессы и экспансию под знамёнами римских легионов, проникаясь духом воинов и гордясь быть частью Рима.

Подобный подход, поверх этнических и религиозных различий был необычен, его черты встречались у кочевых народов, но не у устойчивых, многовековых оседлых держав. Изначально статус присоединённого населения городов оказывался различен («разделяй и властвуй»), что порождало зависть и борьбу между покорёнными. В качестве самого первого примера интеграции можно вспомнить сюжет «похищение сабинянок», с последующим миром, союзом и слиянием в одну державу.

Рим не испытывал комплексов перед более развитыми, народ-воин легко и прагматично перенимал, продолжал и развивал чужие знания, даже у побеждённых народов. До покорения более развитых и культурных греков были этруски, ставшие частью державы (последние три царя Рима с 617 по 509 гг. до н.э. были этрусками). Общественные институты и объединения были не этническими / не родоплеменными, а смешенными (цеха, патронально-клиентельная система и др.).

Рим опирался на сухопутные инструменты, ключевым был не флот и не торговля, а знаменитые римские дороги, которые строились для переброски легионов, а уж потом для торговли. Последняя часто развивалась не как предпринимательство, а как производная от системы снабжения легионов (ВПК). Сочетание неумолимой экспансии, упрямства, хитрости, самопожертвования, мессианства, готовности и способности к обучению лежат в основе культурного шаблона Вечного города. Пока все перечисленные черты были сильны, Рим оставался велик, но начались внутренние проблемы, утрата пассионарности, римляне перестали хотеть воевать.

Прекращение экспансии Рима произошло не из-за поражений от конных лучников парфян, германцев в Тевтобургском лесу, партизанской тактики пиктов в Британии и т.д. Пережившие и ставшие сильнее после более масштабных и сильных поражений: при Аллии с захватом Рима в 387 г. до н.э. от галлов Бренна (сюжеты про гусей, спасших Рим, и горе побежденным), от самнитов в битве при Кавдинском ущелье в 321 г. до. н.э., при Каннах в 216 г. до н.э. от Ганнибала и др. они продолжали бороться, но в начале нашей эры Рим устал, захотел наслаждений и простой жизни.

Эпоха пяти хороших императоров (96-180 гг.) стала переломным и инерционным периодом, Вечный город перестал быть бойцом и воином по духу, но ещё не растерял навыки, опыт и умения. Он не искал битв и борьбы, но лезть к нему было смертельно опасно. Долго это продолжаться не могло - энтропия росла. Параллельно этому в мире шло усложнение общественной сферы и процессов, идентичность гражданина Вечного города-воина перестала быть надэтнической, вместо народностей появлялись более сплочённые народы. Нужен стал более прочный, неязыческий фундамент.

Император св. Константин Великий увидел его в христианстве, через тысячу лет повторив путь второго царя Рима, создав государственную, объединяющую и открытую религиозно-государственную систему. Он не смог вновь превратить римлян в народ-воин, но смог сделать их более мирными, гармоничными и сбалансированными ромеями. Они переняли законы, принципы у римлян, увеличив связанность и самоидентификацию. Произошёл интересный сюжет, Римская империя пала, в её восточной части возродились и окрепли практически все общественные формы, но не оказалось чистого духа народа-воина. Обратный процесс произошёл в Западной Европе – они потеряли всё перечисленное, кроме вульгарной, простонародной латыни, но смогли через испытания Тёмных веков воссоздать дух воина в рыцарстве.

В XVII-XIX вв. Европа смогла обрести полноту и гармонию, что была характерна для Великого Рима, сочетая общественные институты, боевой дух и религиозно-мессианские смыслы. В начале XXI в. ничего из этого не осталось. Единственной державой в современном мире, что является наследником Рима и народом-воином (не просто не боится воевать, а любит это делать, извлекая пользу) является Третий Рим, т.е. Россия.

Зная любовь западных элит и интеллектуалов к истории Рима, вполне может стать, что данная картинка и аналогии стали или станут им видны. Тогда в рамках стратегии «Величие Америки» Дональд Трамп должен стремиться стать полноценным (не единственным, а именно полноценным) наследником Вечного города. Константином ему не быть, а вот его возможный преемник Джей Ди Вэнс (р. 1984 г.) вполне может попробовать дать США новые, единые смыслы – консервативные иудо-христианские. Более точно пока сказать сложно, там будет политический (не религиозный, а именно политический) синкретизм.

И, да, задача сделать из США народ-воина требует чреды больших общенациональных войн, не далёких операций за морем и не самоубийства об Россию, но чтобы касалась всех граждан – ещё один камень для войны США с Китаем…

Источник

1.0x