Юбилейный саммит НАТО, который проходил 9 – 11 июля 2024 года в Вашингтоне, принял декларацию, которая, по сути, является стратегией (концепцией, планом) подготовки войны с Россией и ее союзниками (Китаем, Белоруссией, КНДР, Ираном).
В реализации этой декларации НАТО ускоряет:
модернизацию коллективной обороны;
обеспечение необходимых сил, возможностей, ресурсов и инфраструктуры для новых оборонных планов, чтобы быть готовыми к коллективной обороне высокой интенсивности и многодоменной коллективной обороне;
трансформацию и интеграцию новых технологий и инноваций, в том числе с помощью плана по ускорению внедрения технологий;
модернизацию возможностей по наблюдению за воздушным пространством;
укрепление способности перемещать, укреплять, снабжать и поддерживать силы для реагирования на угрозы в Североатлантическом союзе, в том числе за счет эффективной и устойчивой логистики и развития коридоров мобильности;
ускорение интеграции космоса в планирование, учения и многодоменные операции, в частности путем укрепления потенциала Центра космических операций НАТО;
создание Объединенного центра киберзащиты НАТО для усиления сетевой защиты, ситуационной осведомленности и использования киберпространства в качестве оперативной области в мирное время, во время кризисов и конфликтов;
разработку политики по повышению безопасности сетей НАТО;
усиление защиты критически важной подводной инфраструктуры (ЦУИ) и повышение способности сдерживать, обнаруживать и реагировать на угрозы, в том числе путем дальнейшего развития Центра безопасности ЦУИ НАТО;
инвестирование в возможности химической, биологической, радиологической и ядерной защиты, необходимые для эффективной работы в любых условиях;
ускорение внедрения стандартов НАТО и согласование необходимых мер по повышению и укреплению оперативной совместимости.
укрепление интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО), основанной на подходе «360 градусов».
В декларации особо отмечено:
«Мы ускорили трансформацию НАТО, чтобы противостоять нынешним и будущим угрозам и сохранить наше технологическое преимущество, в том числе путем экспериментов и более быстрого внедрения новых технологий, а также путем цифровой трансформации.
С этой целью мы будем реализовывать нашу пересмотренную Стратегию в области искусственного интеллекта и новые стратегии в области квантовых вычислений и биотехнологий, а также продвигать принципы ответственного использования, лежащие в основе нашей работы.
Мы также будем опираться на успех Акселератора оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA) и Инновационного фонда НАТО (NIF) для дальнейшего инвестирования в наши инновационные экосистемы.
Мы внимательно следим за технологическим прогрессом на поле боя на Украине и запускаем новые инновационные инициативы».
1. Какие органы и инструменты имеются у НАТО в области новых, прорывных технологий (EDТ)?
Еще в феврале 2021 года министры обороны стран НАТО одобрили «Стратегию последовательной реализации НАТО в отношении новых и прорывных технологий». Это всеобъемлющая стратегия НАТО по руководству отношениями с EDT. Она имеет два основных направления:
- содействие последовательному подходу к разработке и внедрению технологий двойного назначения, которые укрепят технологическое преимущество Альянса;
- создание форума для союзников, который поможет им защитить себя от использования EDT враждебными субъектами, а также защитить свои собственные EDT и инновационные экосистемы от вмешательства и манипуляций со стороны потенциальных противников и конкурентов.
В настоящее время инновационная деятельность НАТО сосредоточена на девяти приоритетных технологических областях:
искусственный интеллект (ИИ);
автономные системы;
квантовые технологии;
биотехнологии и технологии улучшения человека;
космос;
гиперзвуковые системы;
новые материалы и производство;
энергия и движение;
сети связи нового поколения.
Альянс разрабатывает конкретные планы для каждого из этих ключевых технологических направлений.
Данные являются ключевым фактором для всех EDT. НАТО укрепляет свои усилия по эксплуатации данных посредством своей Рамочной политики и Стратегического плана. НАТО также разработало Стратегию внедрения цифровой трансформации.
1.1. Ускоритель оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA)
На саммите в Брюсселе 2021 года лидеры стран-членов НАТО договорились о запуске Акселератора оборонных инноваций для Северной Атлантики ((Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic, DIANA) для содействия трансатлантическому сотрудничеству в области критически важных технологий, содействия совместимости и использования гражданских инноваций путем взаимодействия с академическими кругами и частным сектором. Созданная впоследствии в 2022 году, DIANA напрямую работает с ведущими исследователями и предпринимателями, от стартапов на ранних стадиях до более зрелых компаний, для решения критически важных проблем обороны и безопасности с помощью технологий двойного назначения.
DIANA работает, управляя конкурентными отраслевыми задачами. Каждая задача основана на критической проблеме обороны и безопасности и просит новаторов разрабатывать глубокие технологии двойного назначения, чтобы помочь решить ее. Новаторы, отобранные для участия в программах DIANA, получают гранты, инвестиционный капитал, который не требует от них отказа от акционерного капитала или права собственности в своей компании, а также они получают доступ к более чем 20 площадкам акселераторов и 200 испытательных центров в десятках стран по всему Альянсу. Они также имеют доступ к сети наставников (ученых, инженеров, отраслевых экспертов, конечных пользователей и экспертов по государственным закупкам) и сообществу доверенных инвесторов.
DIANA запустила свои первые три пилотные программы испытаний в 2023 году, выбрав 44 компании (из пула более 1300 претендентов) для присоединения к своей программе ускорения и решения конкретных задач в области энергетической устойчивости, подводного зондирования и наблюдения, а также безопасного обмена информацией. После полного ввода в эксплуатацию в 2025 году DIANA будет иметь возможность работать с сотнями новаторов каждый год в широкой сети площадок акселераторов и испытательных центров по всему Альянсу.
1. 2. Инновационный фонд НАТО
Лидеры НАТО также договорились на саммите в Брюсселе 2021 года о создании Фонда инноваций НАТО. Фонд венчурного капитала в размере 1 млрд евро предоставляет стратегические инвестиции в стартапы, разрабатывающие новые и прорывные технологии двойного назначения в областях, имеющих решающее значение для безопасности союзников.
Стратегические цели Фонда:
искать передовые технологические решения, которые устраняют проблемы обороны и безопасности Альянса;
укреплять экосистемы инноваций в сфере глубоких технологий по всему Альянсу;
поддерживать коммерческий успех своего портфеля стартапов в сфере высоких технологий.
Фонд инноваций НАТО — первый в мире мультисуверенный венчурный фонд. В него входят 24 союзника по НАТО в качестве ограниченных партнеров: Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Испания, Швеция, Турция и Великобритания. Фонд осуществляет прямые инвестиции в стартапы, расположенные в любой из 24 участвующих союзных стран, а также косвенные инвестиции в фонды глубоких технологий с трансатлантическим влиянием.
Штаб-квартира Фонда находится в Амстердаме, региональные офисы — в Лондоне и Варшаве.
По сообщению Reuters, 18 июня 2024 года Консорциум стран-членов НАТО подтвердил получение компаниями первого транша финансирования в рамках инновационного фонда группы объемом 1 миллиард евро (1,1 миллиарда долларов США).
Инновационный фонд НАТО (NIF) подтвердил, что он напрямую инвестировал в четыре европейские технологические компании, которые, по его словам, помогут решить проблемы в области обороны, безопасности и устойчивости.
Комиссия выделила финансирование компании Fractile, лондонскому производителю компьютерных микросхем, которая стремится ускорить работу больших языковых моделей (LLM), подобных тем, что лежат в основе ChatGPT, а также немецкой компании ARX Robotics, которая разрабатывает беспилотных роботов с функциями от подъема тяжестей до наблюдения.
Двумя другими стартапами стали британский производитель iCOMAT, который производит более легкие материалы для транспортных средств, и Space Forge, валлийская компания, которая использует условия космоса, такие как микрогравитация и вакуум, для создания полупроводников на орбите.
«Обеспечение доступа к стратегическим технологиям имеет ключевое значение для обеспечения безопасного и процветающего будущего для миллиарда граждан Aльянса», — заявила Андреа Траверсоне, управляющий партнер фонда.
Фонд также сотрудничает с венчурными компаниями Alpine Space Ventures, OTB Ventures, Join Capital и Vsquared Ventures для поддержки дальнейших инвестиций в высокие технологии на континенте.
1. 3. Совет НАТО по обзору данных и искусственного интеллекта
Совет по рассмотрению данных и ИИ НАТО является центром усилий НАТО по управлению ответственной разработкой и использованием ИИ. Он делает это, помогая реализовывать Принципы ответственного использования ИИ, согласованные союзниками в Стратегии НАТО в области ИИ, в том числе путем разработки стандарта сертификации «Ответственный ИИ». Совет создает практические наборы инструментов ответственного ИИ, руководит внедрением ответственного ИИ в НАТО и поддерживает союзников в их усилиях по ответственному ИИ.
В состав Совета директоров входит член каждой страны НАТО. Эти члены могут быть представителями правительства, академических кругов, частного сектора или гражданского общества — они имеют разный опыт, чтобы обеспечить многопрофильный подход НАТО к ответственному ИИ. Внешние эксперты также входят в состав экспертных подгрупп Совета директоров, которые помогают выполнять основные функции Совета директоров, в том числе уделяя особое внимание инструментам, стандартам и обмену знаниями ответственного ИИ.
1. 4. Консультативная группа НАТО по новым, прорывным технологиям
Консультативная группа НАТО по новым, прорывным технологиям — это независимая группа, которая предоставляет НАТО внешние консультации по оптимизации ее инновационных усилий. Группа была создана в июле 2020 года и состоит из 12 экспертов из частного сектора и академических кругов по всему Альянсу, которые руководили передовыми исследованиями, разрабатывали политику EDT и управляли инновационными инициативами. Ее членство обновляется каждые два года.
Председатель Консультативной группы выступает в качестве наблюдателя в Совете директоров DIANA.
1. 5. Совет по инновациям НАТО
Совет по инновациям НАТО возглавляет заместитель Генерального секретаря, и он объединяет высокопоставленных гражданских и военных руководителей со всего Альянса. Целью Совета является рассмотрение новых идей из-за пределов Организации, инициирование дискуссий, содействие принятию передового опыта и обеспечение поддержки изменений в рамках НАТО, которые помогут НАТО внедрять инновации. Это включает получение рекомендаций от Консультативной группы НАТО по новым и прорывным технологиям.
1. 6. Трансатлантическое квантовое сообщество
Трансатлантическое квантовое сообщество (TQC) — это неформальная и гибкая группа, в которой союзники по НАТО обмениваются опытом, технической информацией, а также координируют совместные действия с целью укрепления экосистем квантовых технологий союзников. Это не официальный комитет или формальная группа в структуре НАТО, но она обеспечивает основу для добровольного сотрудничества союзников и продвижения своих национальных программ в области квантовых технологий в трансатлантическом контексте. Все союзники приглашаются к участию в Сообществе.
1. 7. Другие инновационные органы НАТО
Другие органы НАТО, которые также участвуют в инновационной деятельности Альянса и стимулируют разработку и внедрение технологий в рамках НАТО, включают:
Трансформация союзного командования (ACT);
Совет по консультациям, командованию и контролю (C3B);
Конференция национальных директоров по вооружениям (CNAD);
Организация по науке и технике (STO);
Программа «Наука ради мира и безопасности» (SPS);
Центр морских исследований и экспериментов (CMRE);
Агентство связи и информации НАТО (NCIA).
2. Страны НАТО договорились о создании нового Объединенного центра киберзащиты НАТО
10 июля 2024 года союзники по НАТО договорились о создании нового центра для более эффективной защиты от все более изощренных киберугроз.
Центр комплексной киберзащиты НАТО (NICC) будет укреплять защиту сетей стран НАТО, а также использовать киберпространство в качестве оперативной области. Центр будет информировать военное командование стран НАТО о возможных угрозах и уязвимостях в киберпространстве, в том числе о находящихся в частной собственности гражданских критически важных инфраструктурах, необходимых для поддержки военной деятельности.
Центр объединит гражданский и военный персонал из всех подразделений НАТО, стран НАТО и экспертов из промышленности. Он будет использовать передовые технологии для повышения нашей ситуационной осведомленности в киберпространстве и повышения коллективной устойчивости и защиты.
Центр будет базироваться в штаб-квартире стратегических вооруженных сил НАТО в SHAPE в Бельгии.
Помимо нового центра в НАТО уже действует отлаженная система киберзащиты:
На саммите НАТО 2023 года в Вильнюсе страны-члены НАТО одобрили новую концепцию, направленную на повышение вклада киберзащиты в общую политику сдерживания и обороны НАТО, а также запустили Виртуальный потенциал поддержки реагирования на киберинциденты (VCISC) НАТО для поддержки национальных усилий по смягчению последствий в ответ на существенные вредоносные кибератаки.
Центр кибербезопасности НАТО (NCSC), базирующийся в Верховном штабе ОВС НАТО в Европе (SHAPE) в Монсе, Бельгия, защищает собственные сети НАТО, предоставляя централизованную и круглосуточную поддержку киберзащиты. Эта возможность развивается на постоянной основе и идет в ногу с быстро меняющейся средой угроз и технологий.
Созданный НАТО Центр киберопераций в Монсе (Бельгия) оказывает поддержку военным командирам, предоставляя им ситуационную осведомленность для информирования об операциях и миссиях Альянса. Он также координирует оперативную деятельность НАТО в киберпространстве, обеспечивая свободу действий в этой области и делая операции более устойчивыми к киберугрозам.
Группы быстрого реагирования НАТО в киберпространстве находятся в режиме круглосуточной готовности, чтобы оказать помощь союзникам по запросу и одобрению Североатлантического совета.
НАТО проводит регулярные учения, такие как ежегодные учения Cyber Coalition, и стремится интегрировать элементы и соображения киберзащиты в весь спектр учений Альянса, включая учения по управлению кризисами. НАТО также расширяет свои возможности в области образования и подготовки, включая киберполигон НАТО, который базируется на объекте, предоставленном Эстонией.
У НАТО есть ряд практических инструментов для повышения ситуационной осведомленности и содействия обмену информацией, включая точки контакта с национальными органами киберзащиты во всех столицах союзников. Специальный Меморандум о взаимопонимании устанавливает договоренности об обмене различной информацией, связанной с киберзащитой, и помощи для улучшения возможностей предотвращения киберинцидентов, устойчивости и реагирования.
Обмен технической информацией также осуществляется через Платформу обмена информацией о вредоносном программном обеспечении НАТО, которая позволяет быстро обмениваться индикаторами взлома между киберзащитниками стран-членов Союза, укрепляя общую оборонную позицию Альянса.
Центр передового опыта по совместной киберобороне НАТО (CCDCOE) в Таллинне, Эстония, является аккредитованным НАТО многонациональным и междисциплинарным центром киберобороны и фокусируется на образовании в области киберобороны, консультациях, извлеченных уроках, а также исследованиях и разработках. Он не является частью структуры командования НАТО.
Академия связи и информации НАТО (NCI) в Оэйраше (Португалия) проводит обучение персонала из стран-членов НАТО (а также стран, не входящих в НАТО) по вопросам эксплуатации и обслуживания систем связи и информации НАТО. Академия NCI также предлагает обучение и образование в области киберзащиты.
Школа НАТО в Обераммергау (Германия) проводит обучение и подготовку в области киберзащиты для поддержки операций, стратегии, политики, доктрины и процедур Альянса.
Оборонный колледж НАТО в Риме (Италия) развивает стратегическое мышление по военно-политическим вопросам, в том числе по вопросам киберзащиты.
НАТО и ЕС обмениваются информацией между группами реагирования на киберугрозы и передовым опытом. Сотрудничество также усиливается в таких областях, как обучение и проведение исследований, что дает ощутимые результаты в противодействии киберугрозам. Техническое соглашение о киберзащите между Силами реагирования на компьютерные инциденты НАТО (теперь известными как Центр кибербезопасности НАТО) и Группой реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации для институтов, органов и агентств ЕС (CERT-EU) обеспечивает основу для обмена информацией и передовым опытом между группами реагирования на чрезвычайные ситуации.
Главный информационный офицер НАТО (CIO) содействует интеграции, согласованию и сплоченности систем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по всему НАТО и контролирует разработку и эксплуатацию возможностей ИКТ.
Агентство связи и информации НАТО через Центр кибербезопасности НАТО (NCSC) в Монсе (Бельгия) отвечает за предоставление технических услуг кибербезопасности по всему НАТО. NCSC играет ключевую роль в реагировании на любые киберинциденты, затрагивающие НАТО. Он обрабатывает и сообщает об инцидентах, а также распространяет важную информацию, связанную с инцидентами, среди системного/безопасного управления и пользователей.
3. Страны НАТО принимают меры по укреплению возможностей сбора и обмена космическими данными
Программа НАТО «Постоянное наблюдение из космоса» направлена на создание «виртуального созвездия», включающего как государственные, так и коммерческие космические объекты.
Группа стран НАТО намерена приступить к реализации нового проекта, направленного на повышение способности альянса оперативно обмениваться разведывательными данными, собранными космическими средствами, эксплуатируемыми как странами-членами, так и коммерческим сектором.
Семнадцать членов НАТО подписали меморандум о взаимопонимании по программе Alliance Persistence Surveillance from Space (APSS) в рамках ежегодного саммита НАТО, который проходит в Вашингтоне на этой неделе, объявил Альянс 9 июля 2024 года. Теперь члены Альянса перейдут к пятилетней фазе реализации проекта, в течение которой союзники внесут более 1 миллиарда долларов «для использования коммерческих и национальных космических активов и расширения передовых эксплуатационных возможностей», согласно пресс-релизу.
По данным источника в НАТО, к этой инициативе присоединились США, а также Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Швеция и Турция.
Трансатлантическая организация создала APSS в 2023 году с намерением создать «виртуальное созвездие» — названное Aquila — включающее как национальные, так и коммерческие космические системы, сигналы и данные, которые могут использоваться командной структурой НАТО и другими союзниками. Проект считается «крупнейшей многонациональной инвестицией в космические возможности» в истории Альянса и призван повысить способность НАТО «контролировать действия на земле и на море с беспрецедентной точностью и своевременностью», — говорится в пресс-релизе.
Страны-участницы смогут использовать собственные космические системы, предоставлять инструменты для сбора и анализа разведывательной информации или приобретать космические данные, собранные коммерческими группировками.
«Эффективная интеграция и использование данных из космоса со временем становится все более сложной задачей», — говорится в пресс-релизе НАТО. «Используя новейшие технологии из отрасли, APSS поможет продвинуть инновационную повестку НАТО и предложит новую платформу для взаимодействия с растущей космической отраслью».
Проект APSS является частью более масштабной реализации всеобъемлющей космической политики НАТО, принятой в 2019 году, которая официально признала космос новой оперативной областью. С тех пор Альянс работал над укреплением своего присутствия в космосе, включая создание Космического центра НАТО в 2020 году и утверждение официального Космического отделения в рамках Трансформационного командования союзников в июне 2024 года.
4. НАТО обновляет стратегию ИИ для эпохи ChatGPT
Пересмотренная стратегия развития ИИ предупреждает, что, хотя генеративный ИИ может генерировать опасную дезинформацию, у него есть такой большой потенциал, что «НАТО крайне важно использовать эти технологии… как можно скорее».
Три года назад, когда лидеры НАТО встретились в Брюсселе и опубликовали первую стратегию альянса по искусственному интеллекту, ChatGPT от OpenAI еще не взял интернет штурмом. 9 июля 2024 года, в совершенно ином мире, когда лидеры НАТО встретились в Вашингтоне, они также опубликовали пересмотренную стратегию ИИ, которая ставит новый феномен генеративного ИИ в качестве главного приоритета.
В документе есть весомый параграф, который предупреждает, что «дезинформация … и информационные операции с использованием ИИ могут повлиять на исход выборов, посеять раздор и смятение в Альянсе, демобилизовать и деморализовать общества и вооруженные силы во время конфликтов, а также снизить доверие к институтам и органам власти, имеющим значение для Альянса». Это, безусловно, более подробное и мрачное обсуждение дезинформации, чем сопоставимый, но более короткий и менее срочный отрывок в резюме за 2021 год.
Однако пересмотр 2024 года делает еще больший акцент на призыве стран НАТО принять преимущества генеративных алгоритмов. «Эти технологии могут генерировать сложный текст, компьютерный код, реалистичные изображения и аудио, которые все больше неотличимы от контента, созданного человеком. Для НАТО жизненно важно использовать эти технологии, где это применимо, как можно скорее».
То, как НАТО следует использовать GenAI, остается неясным, но в США, которые значительно опередили Европу в этом плане, есть множество прецедентов. Министерство обороны начало свои усилия на высшем уровне по управлению GenAI, Task Force Lima, почти год назад. Разведывательное сообщество начало использовать защищенный чат-бот Microsoft в мае 2024 года, ВВС США развернули свой инструмент NIGRGPT в июне 2024 года, а армия США намерена развернуть свой собственный защищенный пилот GenAI в июле 2024 года.
Большие языковые модели могут с пользой заменить или, по крайней мере, дополнить деятельность человека, работающего с массой утомительных деталей, сказал Линден Блю, генеральный директор General Atomics , создателя знаменитых дронов Predator и Repear. «Есть так много вещей, как, например, написание руководств по эксплуатации, что чрезвычайно трудоемко и требует многих часов работы людей, просматривающих данные», — сказал Блю на форуме Торговой палаты для промышленности 9 июля 2024 года в кулуарах конференции НАТО.
В ближайшей перспективе оборонные и разведывательные агентства США сосредоточатся на использовании больших языковых моделей для обработки огромных объемов текста — контрактов, запросов предложений, логистических данных и даже отчетов военной разведки — с целью составления удобоваримой сводки или, в самых амбициозных случаях, предложения возможных планов.
Другим важным акцентом усилий Пентагона в области ИИ в целом, а не только в GenAI, было тщательное тестирование, чтобы гарантировать, что алгоритмы работают так, как ожидается. Реалистичное тестирование достаточно сложно для оборудования, но оно еще сложнее с алгоритмами машинного обучения, которые изменяют себя по мере получения новых данных, часто способами, непрозрачными даже для их изначальных программистов.
Новая стратегия НАТО подхватывает эту идею и расширяет краткие предложения версии 2021 года о тестировании до чего-то гораздо более подробного и директивного. Официальный список дел в редакции 2024 года призывает НАТО создать «ключевые элементы ландшафта тестирования, оценки, верификации и валидации ИИ в масштабах всего Альянса, способного поддержать принятие ответственного ИИ».
Стратегия продолжает: «Эти элементы будут использовать сеть испытательных центров, связанных с DIANA».
«Союзные испытательные центры должны иметь возможность определять, можно ли безопасно использовать приложения ИИ и в соответствии с Принципами ответственного использования (PRUs) НАТО», —требует Стратегия.
5. НАТО делает акцент на безопасности данных
Заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО по трансформации генерал Крис Бадия накануне саммита в Вашингтоне отметил, что трансатлантическим партнерам необходимо планировать ведение боевых действий в пяти областях — воздушной, сухопутной, морской, космической и кибернетической. Тем не менее, киберпотенциал «не находится на том уровне, на котором он должен быть», сказал он на форуме FP Security Forum 8 июля 2024 года.
«Вы должны доминировать в трех основных этапах. Прежде всего, нужно... информационное доминирование. Если у вас есть информационное доминирование, то вы попадаете в доминирование решений. И как только вы это сделаете, у вас будет доминирование вовлеченности в целом. Итак, на самом деле, первый вопрос: что вам нужно для новых технологий, когда вы переходите к информационному доминированию?» — сказал он. «Это гарантированный доступ в космос и безопасность данных. Это то, к чему мы стремимся, это то, куда мы должны инвестировать. И именно здесь нам нужно гораздо больше сближаться и гораздо больше сотрудничать. Так что это те системы, которые мы ищем».
«В НАТО пройдут доктринальные дискуссии, направленные на то, чтобы гарантировать, что «SKYNET» не возьмет верх и не начнет осуществлять кинетические действия без участия людей, принимающих решения», — заявил Fox News Digital (06.07.2024) бывший помощник генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям Маршалл Биллингсли.
«Поскольку беспилотники становятся все более совершенными, оставаясь при этом недорогими, и поскольку люди внедряют искусственный интеллект в беспилотники для атак, возникает потребность в сопоставимом уровне ИИ, который должен быть включен в противодействие БПЛА, а также в возможности противоракетной обороны театра военных действий», - сказал он.
Биллингсли заявил, что ИИ уже эффективно используется США в разведке, наблюдении и рекогносцировке, но теперь эта технология распространяется на весь НАТО.
Одной из пяти «проблемных областей» являются данные и информация.
«Одна из проблем, стоящих перед нами в прошлом и в этом году, включает в себя безопасность данных и функциональную совместимость. Мы хотим получить действительно талантливых инженеров, ученых и предпринимателей, которые могут выдвинуть идеи, оказывающие влияние не только на оборону и безопасность, но и на коммерческую сферу... Это те области, которые в коммерческой сфере не менее важны для информационной безопасности, чем для военной. Таким образом, идеи, которые могут быть выдвинуты здесь, мы должны быть не только в состоянии извлечь из человеческого капитала по всему альянсу НАТО, но и быть в состоянии ускорить его развитие, ускорить сам бизнес, чтобы мы могли вывести эти решения на рынок и использовать их союзниками по НАТО. Так что это очень, очень важная область», — заявила Барбара Маккуистон, председатель совета директоров DIANA, на FP Security Forum.
По всему альянсу чиновники ищут защитные киберинструменты на фоне цифровой трансформации, отметила она.
«Мы все больше и больше полагаемся на данные и возможности, которые нам необходимы в полевых условиях и на периферии нашей деятельности. Так что это то, что является большой темой всех мероприятий, затрагивает НАТО по всем направлениям, но дает возможность иметь технологии двойного назначения, которые очень быстро могут дать нам возможности на местах, а также иметь возможность ускорить эти идеи, чтобы они соответствовали темпам изменений и принятия, необходимые для безопасной обороны». — сказала Маккуистон.
Модель "Никому не доверяй" — это концепция кибербезопасности, которая предполагает, что злоумышленники уже проникли в сети, и поэтому организациям нужны инструменты для постоянного мониторинга и аутентификации пользователей и их устройств по мере их перемещения по сети. Министерство обороны США стремится достичь собственных целевых уровней нулевого доверия к концу 2027 финансового года.
Между тем, возможности кибератак с использованием ИИ вызывают растущее беспокойство у стран НАТО, обеспокоенных защитой своих сетей.
Том Берт, корпоративный вице-президент Microsoft по безопасности и доверию клиентов, сказал, что американские компании, работающие над ИИ, следят за потенциальными противниками, которые могут попытаться использовать эти типы технологий.
«В долгосрочной перспективе мы должны быть очень бдительными в отношении того, что мы видим у наших противников, и быть готовыми работать с правительствами над тем, как мы реагируем на это, чтобы свести к минимуму риски», — добавил Берт.
В будущем технологии ИИ, вероятно, предоставят больше преимуществ защитникам, чем злоумышленникам, когда дело касается киберпространства, сказал Берт, отметив большой объем инвестиций частного сектора в искусственный интеллект.
«У меня есть большая уверенность, что в среднесрочной перспективе... ИИ обеспечит защитникам кибербезопасности асимметричное преимущество над нашими противниками. И тому есть несколько причин. Первая причина – чтобы заниматься ИИ, вам нужны лучшие в мире специалисты по обработке и анализу данных... У нас это есть.
Вторая, это невероятные финансовые ресурсы. Microsoft ежеквартально выделяет более 12 миллиардов долларов на создание центров обработки данных с графическими процессорами, которые необходимы нам по всему миру как для обучения, так и для эксплуатации этих моделей ИИ. И... Наши конкуренты делают аналогичные инвестиции", - сказал он. «Это исходит от компаний, которые обладают большими финансовыми ресурсами. Если вдуматься, большинство киберпреступных синдикатов или даже большинство правительств мира не могут создавать системы, дающие им возможность противостоять защите, которую мы можем построить. Это дает нам существенное преимущество. И это сокращает количество правительств, о которых вы должны беспокоиться».
Третья заключается в том, что крупные компании, такие как Microsoft, уже работают с большими наборами данных и получают триллионы «сигналов» от устройств конечных пользователей, облачных сервисов и всего, что между ними.
«Это уникальный набор данных, на основе которого мы можем обучать защитные модели ИИ… Мы сможем создать более сложные алгоритмы, которые будут просматривать поток данных и выявлять действия злоумышленников до того, как они повлияют на клиентов и заблокируют их. Я знаю, что наши команды сейчас работают над этими возможностями. И я уверен, что в течение трех-семи лет, если мы не создадим значительного асимметричного преимущества, мы не выполним свою работу", - сказал он.
6. Проблемы и задачи НАТО по внедрению ИИ
В статье Яна Рейнольдса и Ясира Аталана (научные сотрудники Лаборатории будущего в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне) «Калибровка видения НАТО в отношении поддержки принятия решений на основе ИИ», опубликованной на сайте CSIS (08.07.2024), говорится следующее:
«После своего 75-летия, в будущем НАТО станет глобальным примером интеграции ИИ в военные операции, устанавливая стандарты оперативной совместимости, организационных приложений и ответственного использования ИИ».
Весной 2024 года НАТО выпустила рекламный видеоролик, в котором излагаются аспекты того, что Альянс думает о роли ИИ в принятии решений. Согласно пресс-релизу, НАТО концептуализирует ИИ как фундаментальный для «точного и своевременного принятия решений» и жизненно важный для борьбы со сложностью современной войны. Это понятные цели для Альянса, но усилия НАТО по интеграции ИИ не могут упускать из виду сохраняющиеся практические препятствия в пользу упорядоченных мечтаний о технических характеристиках.
Есть три препятствия, которые должны оставаться в центре внимания официальных лиц НАТО, связанные с ИИ и принятием решений.
Во-первых, это проблема функциональной совместимости систем. Несмотря на то, что в стратегии НАТО в области ИИ признается важность оперативной совместимости, или способности некоторых аспектов системы успешно и эффективно взаимодействовать друг с другом, это остается актуальной проблемой. Если ИИ будет использоваться для поддержки принятия решений в НАТО, то обеспечение успешного доступа к соответствующим данным и обмена ими в нужное время и в нужном месте будет иметь основополагающее значение, на что обратил внимание заместитель министра армии США Гейб Камарильо. Без таких возможностей можно было бы принимать решения на основе старых или неактуальных данных, а координация между союзниками могла бы быть затруднена, что значительно ограничило бы некоторые из предполагаемых преимуществ систем поддержки принятия решений на основе ИИ. Несмотря на то, что интеграция ИИ может улучшить ситуационную осведомленность, обмен данными между партнерскими системами будет непростым.
Во-вторых, НАТО должна бороться с распространенным предположением о том, что ИИ обязательно вносит ясность и точность в войну. Исследования показали проблемы с предположением о прямой связи между передовыми информационными технологиями и победой. Они также показали, что системы с поддержкой ИИ, если их применять бессистемно, могут легко привести к дальнейшей путанице в условиях конфликта. Такие результаты помогают лучше контекстуализировать ИИ как инструмент, который может быть полезен. Однако эти результаты предопределены не только на основе упрощенных представлений о технологическом потенциале.
В-третьих, перед НАТО стоит задача установления стандартов ответственного использования ИИ в военной сфере. Несмотря на то, что в стратегии ИИ 2021 года изложены основные принципы – законность, ответственность и подотчетность, объяснимость и отслеживаемость, надежность, управляемость и смягчение предвзятости, – каждый из этих принципов потребует от НАТО предоставления подробных указаний. Эта задача осложняется различными уровнями этических оценок и оценок угроз, а также различными инфраструктурными возможностями государств-членов. Прогресс в разработке стандартов осложняется еще и тем, что у альянса нет механизма обеспечения соблюдения стандартов ИИ.
В совокупности эти вызовы демонстрируют проблемы, с которыми НАТО придется бороться на пути к интеграции ИИ. Несмотря на то, что проблемы остаются, НАТО может предпринять практические шаги, чтобы приступить к решению некоторых из этих проблем.
Во-первых, это решение и концептуализация функциональной совместимости как одной из основополагающих проблем интеграции ИИ. Координация с самого начала является ключом к предотвращению расхождений в национальных подходах к системной архитектуре и интеграции, а также к решению вопроса о том, как данные будут распределяться между союзниками. Комитеты НАТО, такие как Комитет по цифровой политике, будут продолжать свои координационные усилия по обеспечению оперативной совместимости, учитывать уроки, извлеченные из экспериментов и военных игр членов НАТО, и будут продолжать работу по установлению ИИ и цифровых стандартов во всем Альянсе.
Не менее важна необходимость создания и курирования целевых и хорошо адаптированных наборов данных для поддержки принятия решений, сценариев использования и оперативного планирования. Такие инициативы могли бы координироваться Советом НАТО по обзору данных и ИИ, которому в настоящее время поручено осуществлять надзор за ответственным внедрением ИИ в рамках всего Альянса, а также служить форумом для дискуссий между промышленностью, правительством и научными кругами. Как предполагают ученые, изучающие ИИ, до сих пор не существует «основного» набора данных бенчмаркинга, в котором можно было бы измерить обобщенную производительность ИИ.
Во-вторых, НАТО должна признать, что, хотя ИИ может быть важным компонентом, он не является универсальным решением политических и военных проблем. ИИ сам по себе — это не просто технология, оторванная от человеческого опыта и суждений. Оставленные на произвол судьбы, выходные данные модели обычно документируются как отражающие предвзятость или предоставляющие правдоподобную, но неверную информацию. Продуктивное сотрудничество между ИИ и людьми, принимающими решения, потребует тесной интеграции между разработчиками и военными экспертами, начиная с самого начала разработки системы. Более того, это потребует от лиц, принимающих решения, хорошо разбираться в возможных режимах отказа моделей ИИ и быть готовыми использовать собственное экспертное суждение в таких контекстах. Хотя ИИ может быть инструментом для осмысления мира, он также может привнести путаницу и неопределенность в организацию. Таким образом, для того, чтобы добиться результата в выгодном для НАТО направлении, потребуется накопление устойчивых знаний о том, как системы с поддержкой ИИ и люди взаимодействуют на стыке технической и социальной сфер.
В-третьих, по мере того, как НАТО будет разрабатывать нормы для Альянса и в глобальном масштабе, ей необходимо будет быть более прозрачной в отношении характера шести принципов ответственного использования ИИ. В то время как страны НАТО должны открыто общаться, чтобы достичь общего понимания этих принципов, Альянс должен обеспечить, чтобы эти принципы не ставили под угрозу военную компетентность государств-членов. Кроме того, эта задача потребует более эффективного взаимодействия между НАТО и Европейским союзом. До сих пор такое взаимодействие было ограниченным. Несмотря на то, что недавний Закон ЕС об искусственном интеллекте позволяет избежать применения ИИ в военных целях, двойной характер этих систем, скорее всего, поставит их под действие закона. Поэтому при установлении стандартов для этих систем должна быть четко очерчена правовая база.
Более быстрое и качественное принятие решений не является предопределенным результатом интеграции ИИ в операции НАТО. Альянс должен сосредоточиться на вопросах координации между союзниками, вопросах качества данных и обучения моделей, а также на процессах установления стандартов, а также на контекстуализации любых предположений о том, что ИИ обязательно внесет большую ясность и точность в войну. При этом НАТО может выявить эффективные способы использования ИИ, которые могут помочь в принятии решений.
7. Первое заседание Трансатлантического квантового сообщества НАТО
2 июля 2024 года Трансатлантическое квантовое сообщество (TQC) провело свою первую виртуальную встречу в Брюсселе. В сентябре 2023 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал к созданию специализированной сети, которая расширит сотрудничество союзников и использует преимущества квантовых технологий для укрепления сдерживания и обороны. С этого момента была согласована Стратегия НАТО по квантовым технологиям.
Трансатлантическое квантовое сообщество возглавляется союзниками, но участие является добровольным. Более половины союзников, включая США, Канаду, Францию, Италию и Чехию уже вовлечены, а инициативу поддерживает Дания как первый национальный председатель. Сообщество объединит экспертов по квантовым технологиям из национальных правительств, промышленности, академических кругов, финансирующих органов и научно-исследовательских институтов и будет способствовать развитию инноваций союзников, что позволит НАТО защитить свое технологическое преимущество.
Роль квантовых технологий в сфере безопасности растет, и Сообщество поможет НАТО решать критические вопросы. К ним относятся проблемы финансирования и технологий, развитие талантов и возможности партнерства.
Из Стратегии НАТО в области квантовых технологий (2024):
«Недавние достижения в области квантовых технологий приближают нас к глубокому сдвигу в науке и технике, который будет иметь далеко идущие последствия для нашей экономики, безопасности и обороны. Эти технологии могут произвести революцию в зондировании; визуализации; точном позиционировании, навигации и синхронизации; коммуникациях; вычислениях; моделировании; имитации; информационной науке.
Квантовые технологии имеют потенциально революционные и разрушительные последствия, которые могут ухудшить способность Альянса сдерживать и защищать. Таким образом, квантовые технологии являются элементом стратегической конкуренции.
Квантовые технологии обладают потенциалом предложить возможности в области вычислений, коммуникаций и ситуационной осведомленности, которые не имеют себе равных в технологиях, доступных в настоящее время Альянсу, и которые могут составить значительное стратегическое преимущество. Однако квантовые технологии могут в равной степени дать возможность нашим стратегическим конкурентам и потенциальным противникам.
Для достижения стратегической цели Альянса стать готовым к квантовым технологиям, НАТО и союзники будут использовать квантовые технологии для поддержки основных задач Альянса, стремясь к следующим желаемым результатам:
Союзники и НАТО определили наиболее перспективные военные и двойные квантовые приложения, эксперименты и интеграцию квантовых технологий, которые отвечают требованиям оборонного планирования и развития потенциала;
НАТО разработала, приняла и внедрила структуры, политику и стандарты как для программного, так и для аппаратного обеспечения с целью повышения оперативной совместимости;
Союзники сотрудничают в разработке квантовых технологий с целью поддержания технологического превосходства НАТО и возможностей союзников в этой области;
НАТО выявило, поняло и извлекло выгоду из развивающихся достижений квантовых технологий, в том числе с помощью вспомогательных технологий и в конвергенции с другими EDT;
В НАТО действует Трансатлантическое квантовое сообщество, призванное стратегически взаимодействовать с правительством, промышленностью и научными кругами в рамках инновационных экосистем;
НАТО перевело свои криптографические системы на квантово-безопасную криптографию;
Соответствующие квантовые стратегии, политики и планы действий динамически обновляются и выполняются;
Союзники осознали и принимают меры по добровольному предотвращению враждебных инвестиций и вмешательства в наши квантовые экосистемы, что может включать в себя проверку соответствующих цепочек поставок на национальном уровне.
НАТО станет ведущим трансатлантическим форумом по квантовым технологиям в сфере обороны и безопасности, помогая постоянно развивать наше общее понимание и использовать потенциал квантовых технологий, одновременно защищая от их враждебного использования.
Союзники и НАТО должны срочно ускорить разработку квантовых технологий, которые могут расширить возможности Альянса, а также предотвратить образование новых пробелов в возможностях в мире, где конкуренты сами внедряют квантовые технологии. Учитывая двойную природу квантовых технологий, это преимущество может быть достигнуто только в тесном сотрудничестве с квантовыми экосистемами союзников. Союзники и НАТО должны принять подход «обучение на практике» для интеграции квантовых технологий в реализацию наших оперативных концепций, циклов планирования обороны, циклов разработки возможностей и усилий по стандартизации.
Конвергенция квантовых технологий и других EDT влечет за собой важные последствия для обороны и безопасности. Примерами являются использование квантовых датчиков для улучшения сбора данных в космосе и обеспечения возможностей позиционирования, навигации и синхронизации без необходимости полагаться на глобальные навигационные спутниковые системы.
Хотя квантовые технологии имеют менее очевидные этические последствия по сравнению с другими EDT, такими как ИИ, автономность или биотехнологии, союзники и НАТО, тем не менее, привержены внедрению ответственного подхода к инновациям в области квантовых технологий. Он будет охватывать три основные области: связи с конфиденциальностью данных, ожидание развития международных норм и соображения устойчивости.
Комитеты НАТО также будут служить платформами для обмена и согласования взглядов союзников на растущие нормы, связанные с квантовой безопасностью, по мере их развития. Союзники будут обмениваться взглядами в НАТО в соответствии с этой Стратегией и в свете других международных форумов.
Для комплексного анализа рисков и возможностей в области квантовых технологий Совет по обзору данных и искусственного интеллекта (DARB) может предложить свои рекомендации относительно последствий развития данных и искусственного интеллекта для квантовых технологий.
Альянс, готовый к квантовым технологиям, требует, прежде всего, более тесного сотрудничества между союзниками и устойчивой квантовой экосистемы, которая выходит за рамки наличия соответствующего финансирования. Успешное масштабирование и внедрение квантовых технологий также зависит от наличия поддерживающих технологий и эффективных связей между новыми исследовательскими прорывами и инженерными методами. Квантовые технологии особенно зависят от поддерживающих технологий. Например, квантовые компьютеры требуют точных метрологических инструментов, надежных производственных возможностей специализированного производства и криогеники.
Конечные пользователи и лидеры оборонной промышленности играют решающую роль в переводе перспективных вариантов использования квантовых технологий в возможности масштабирования. НАТО занимает уникальное положение для посредничества в возможностях, которые стали возможны благодаря EDT с промышленностью, правительствами и конечными пользователями. Быстрые темпы развития квантовых технологий требуют согласованного подхода к этому типу координации и согласования среди союзников, что будет обеспечено созданием Трансатлантического квантового сообщества.
Квантовые технологии оказывают двоякое влияние на кибербезопасность и оборону, принося пользу как оборонительной, так и наступательной стороне. При полном внедрении функциональные квантовые технологии позволят частным и государственным субъектам Альянса лучше защищать свои данные и коммуникации быстрым и надежным способом. Альянс, готовый к квантовым технологиям, сможет лучше обнаруживать и блокировать потенциальные вторжения в киберпространство.
Функциональный квантовый компьютер также сможет взламывать существующие криптографические протоколы.
Сегодня постквантовая криптография является важным подходом к защите коммуникаций от атак с использованием квантовых технологий. В будущем дальнейшие усовершенствования могут позволить квантовому распределению ключей также способствовать обеспечению безопасности коммуникаций.
Через комитеты и органы НАТО союзники могут поддерживать друг друга и предприятие НАТО в разработке и внедрении постквантовой криптографии и квантового распределения ключей для повышения квантовой устойчивости наших сетей. НАТО продолжит поддерживать исследования по переходу к квантово-безопасным коммуникациям в воздушном, космическом, киберпространстве, на суше и на море».
***
Ждать ли новых изменений в инновационной политике НАТО?
Безусловно, они будут. В октябре 2024 года на пост генсека НАТО заступает любитель велосипедных прогулок, человек, считающий Россию главным врагом НАТО, бывший голландский премьер Марк Рютте.
В годы его правления согласно Глобальному индексу ответственного использования ИИ Нидерланды занимали ведущие места в международном рейтинге.
18 июня 2024 года был опубликован Глобальный индекс ответственного использования ИИ за 2024 год. Нидерланды заняли первое место благодаря надежной политике в области ИИ, упреждающим правительственным мерам и процветающей экосистеме для негосударственных организаций (НПО).
Нет сомнения, что новый генсек НАТО будет придерживаться этой политики и в Альянсе.
двойной клик - редактировать изображение