Европейская комиссия предложила выделить Украине кредит на €140 млрд, обеспечив его замороженными российскими активами, пишет Politico. Это будет ключевая тема обсуждения на встрече лидеров ЕС в Копенгагене. Ранее президент Франции Эммануэль Макрон в интервью телеканалу CBS News признал невозможность конфискации замороженных суверенных активов России без нарушения международного права. По словам французского лидера, нарушение этого права может обернуться «началом полного хаоса». Формально речь идёт не о конфискации, но фактически — о незаконном использовании российской собственности. Если сегодня активы страны можно использовать в политических целях, завтра любой инвестор рискует оказаться в аналогичной ситуации. Учитывая отказ Дональда Трампа финансировать украинский конфликт, у ЕС остаётся всё меньше вариантов сохранить лицо, не ударив по собственным налогоплательщикам.
Если это случится, то доверие к зоне евро сильно упадет. Вероятно, это также будет означать, что европейские страны готовы пойти на военный конфликт с Россией. А США будут иметь дело с победителем. Москва уже предупредила, что реакция России будет максимально жёсткой. Патриоты любят критиковать российские власти за инвестиции в облигации стран G7. Инвестиции в американские бонды были обнулены весной 2018 года. На пике в 2011 году они составляли 175 млрд. долл. При этом советские власти также размещали валютные резервы на Западе. У резервов Банка России было две основные задачи – поддержание критического импорта и покрытие бюджета и стабилизация курса рубля на случай падение цен на нефть. Во время кризиса Lehman Brothers в 2008 году резервы Банка России также использовались для рефинансирования внешних долгов российских компаний или олигархов, которые заложили на Западе контрольные пакеты акций своих холдингов. В противном случае контроль мог перейти к кредиторам, и Россия могла потерять ключевые активы.
Со времен СССР, а может быть Петра Великого Россия была тесно связана внешней торговлей с Европой. И в Кремле были уверены, что Европа не пойдёт на экономический разрыв отношений. Однако случилось то, что случилось. Теперь основными партнёрами России являются Китай, Индия и Турция. Сейчас 35% международных резервов России составляет монетарное золото. Оно хранится в России и не может быть арестовано. Однако золото намного менее ликвидный актив, чем государственное и корпоративные облигации и депозиты. На фоне активной тарифной политики Трампа и агрессивной внешней политики США золото быстро растёт в цене. Из российских финансистов (Банк России и Министерство финансов) некого винить в том, что случилось. Российские монетарные власти молодцы, что в сложившихся условиях Россия смогла достаточно хорошо жить и без замороженных за границей резервов, ведь в прошлом году рост ВВП составил 4,1%, рубль крепкий, а большинство фишек платят дивиденды.
Ну и в заключение. Рано или поздно Россия вернёет замороженные 300 млрд. долл., без которых нормально живёт уже более трёх лет. Было бы правильно пустить их на компенсации по сгоревшим советским сберкнижкам. Речь идёт о вкладах граждан РФ в Сбербанке, открытых до 20 июня 1991 года (315,3 млрд советских рублей), о взносах в "Росгосстрахе" по договорам личного страхования в период до 1 января 1992 года (29,4 млрд) и о госбумагах СССР и РСФСР, размещённых до 1 января 1992 года (0,84 млрд). Общая сумма гарантированных сбережений – 345,5 млрд рублей. Немного добавив, получаем очень неплохую пропорцию компенсации 1 рубль СССР – 1 доллар США. Проблему бедности решить в один ход. Кстати, проблема на постсоветском пространстве частично решена. Например, это сделал Азербайджан. Пора расплатиться со стариками и их наследниками и в России.






