В минувшую среду Саудовская Аравия и Пакистан неожиданно для всех подписали соглашение о взаимной обороне.
Соглашение породило массу домыслов о стремлении КСА заручиться прикрытием пакистанского «ядерного зонтика», учитывая, что Исламабад является членом «ядерного клуба».
Примечательно, что церемония подписания состоялась сразу же после саммита арабских и исламских государств в Дохе, участники которого призвали изучить необходимость изменений в экономических и дипломатических отношениях с Израилем.
Практически одновременно Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в связи с ударом Израиля по Дохе принял решение ввести в действие механизм по обеспечению коллективной обороны. "Верховный совет ССАГПЗ заявил, что он самым решительным образом осуждает израильскую атаку и вопиющее нарушение суверенитета Катара, и что он активирует совместные защитные механизмы и потенциал сдерживания стран Персидского залива", - говорится в коммюнике с экстренной встречи ССАГПЗ в ходе саммита в Дохе.
Буквально через считаные недели, 15 октября, состоится первый в своём роде саммит Россия-ЛАГ. Саммиту предшествует 80-я сессия Генассамблеи ООН, в ходе которой ряд государств обещали признать Палестинское государство на фоне односторонних шагов Израиля, нацеленных на аннексию Западного берега реки Иордан. ОАЭ уже предупредили, что ответят на подобный шаг отзывом посла или снижением уровня дипломатических отношений.
Вышеупомянутые шаги никоим образом нельзя назвать внезапными. Во-первых, решения о заключении соглашений о взаимной обороне не принимаются внезапно, учитывая, что подобные документы ставят знак равенства между нападением на одну из сторону и нападением на все стороны одновременно. Подписание соглашения не следует напрямую связывать с нападением на Катар, а скорее, с долгими годами исторического партнёрства и общим видением будущего региона.
В последние годы США не раз доказывали, что не являются надёжным партнёром в вопросах обеспечения безопасности аравийских монархий. Украинский кризис в свою очередь стал лакмусовой бумажкой, чётко выдавшей проводимую Западом политику двойных стандартов, яркой иллюстрацией которым служит заморозка резервов ЦБ на сумму 300 млрд. долларов, присвоение доходов с российских активов и попытки их конфискации. Всё это сопровождается непрекращающейся деградацией западных институтов, попавших под полное влияние израильского лобби и принимающих в качестве аксиомы версию ультраправого правительства Беньямина Нетаньяху. На этом фоне критика геноцида в секторе Газа и израильской агрессии воспринимается на Западе как проявление антисемитизма.
Во-вторых, Москва уже не одно десятилетие занимает чёткую позицию по палестинскому вопросу и проблематике Ближнего Востока в целом.
В-третьих, принимая на своей территории саммит Россия-ЛАГ, Москва никоим образом не ставит своей целью оказать какое-либо влияние на арабские государства и их политику, исходя из того, что это их внутренний суверенный вопрос, а их позицию следует уважать.
Мир меняется у нас на глазах ускоренными темпами, заставляя государства в кратчайшие сроки принимать судьбоносные решения с учётом происходящих изменений и возрастающих вызовов. Именно поэтому президент РФ Владимир Путин решил созвать саммит Россия-ЛАГ в этот наиболее подходящий момент для обсуждения будущего критически важного для России региона. Арабский мир крайне важен для России и её будущих планов в рамках стратегии разворота на Восток и укрепления связей с Китаем, государствами Центральной Азии, Африки и Латинской Америки.
Острота нынешнего этапа истории нашей планеты заключается в том, что он требует проведения именно таких прямых встреч без посредников для разъяснения позиции каждой стороны, будь то российской или арабской. Это крайне необходимо для успешного противостояния вызовам, с которыми сталкивается регион и мир в целом. Взаимодействие и сотрудничество между Россией и Арабским миром имеют глубокие исторические корни. Экономические связи и текущая геополитическая ситуация также делают как никогда актуальной обоюдную координацию в вопросах безопасности каждой из сторон.
Можно предположить, что арабские государства в массе своей понимают важность усилий, прилагаемых Китаем, Россией, Индией, ШОС и БРИКС в рамках перехода к многополярности. Этот процесс неминуемо затронет Арабский мир и Ближний Восток.
Израилю придётся добровольно или принудительно отказаться от иллюзорного доминирования в регионе, основанного исключительно на военной силе. Это безусловно будет способствовать укреплению региональной безопасности и стабильности, так же, как и формированию справедливого финансово-экономического мироустройства.
Идея формирования военного альянса арабских и исламских государств наподобие НАТО является естественной реакцией на то, как Израиль действует «по беспределу», подталкивая тем самым страны региона к объединению перед лицом этого вызова. Арабские государства и народы неоднократно заявляли о приверженности соблюдению резолюций и Устава ООН.
Будет нелишним повторить, что Россия не стремится к выстраиванию альянсов, а именно к восстановлению статуса ООН, добиваясь уважения устава, резолюций и институтов всемирной организации.
Хочется надеяться, что в ходе предстоящего саммита Россия-ЛАГ будут затронуты такие вопросы, как реформирование Совета Безопасности и структуры ООН в целом во имя пропорционального представительства всего международного сообщества. Возможно, не лишним будет даже обсудить вопросы пересмотра принципа и основания использования права вето.
Пора вернуть ООН былой статус, а резолюциям всемирной организации - вес и значение при урегулировании международных вопросов во имя гарантии мира и безопасности на планете.






