Сообщество «Форум» 00:21 3 февраля 2025

Об исторических и стратегических аспектах российско-сирийских отношений

Россия признает готовность сирийцев к новому периоду истории

Во вторник в Дамаске состоялись российско-сирийские переговоры в рамках визита высокопоставленной делегации из РФ во главе с заместителем министра иностранных дел, спецпредставителем президента по Ближнему Востоку Михаилом Богдановым и спецпосланником президента по Сирии Александром Лаврентьевым. Переговоры прошли в позитивном и конструктивном ключе, сосредоточившись на исторических и стратегических аспектах отношений между двумя государствами. Российская сторона в очередной раз подтвердила приверженность принципам уважения независимости, суверенитета и целостности территории САР.

Переговоры российской делегации с новым сирийским руководством продолжались более трёх часов. В ходе рабочего обеда представители разных российских государственных органов смогли пообщаться со своими сирийскими коллегами. Состоявшийся визит отражает не только и не столько готовность сторон учитывать обоюдные интересы и преодолевать разногласия, сколько исторический и многосторонний характер отношений между Москвой и Дамаском со времён получения Сирией независимости.

Очевидно, что визит был призван расставить все точки над «i» на фоне политизированной медийной кампании, нацеленной на сведение роли России в Сирии к «защите коррумпированного и диктаторского персоналистского режима». Однако эта гипотеза полностью игнорирует тот факт, что соображения сверхдержавы, коей является Россия, не могут сводиться к обеспечению краткосрочных ситуативных интересов. Позиция Москвы чётко отражена в резолюции СБ ООН № 2254, которая была единогласно одобрена всеми постоянными членами Совета безопасности, поддержана международными и региональными игроками, в том числе США, РФ, ЕС, Турцией и Лигой арабских государств (ЛАГ), которые признали необходимость взять эту резолюцию за основу процесса деэскалации и полного прекращения огня. Резолюция также обязует все заинтересованные стороны вести борьбу с международными террористическими организациями. Это стало основанием для российского военного вмешательства в Сирии в 2015 году для предотвращения сползания республики в пучину полномасштабной гражданской войны, единственным победителем в которой стала бы процветавшая в то время террористическая группировка ИГИЛ.*

Правивший режим неоднократно просил Россию решить ситуацию в Идлибе военным путём. Однако Москва считала, что подобный сценарий развязки не учитывает дальнейшую судьбу более четырёх миллионов сирийцев, в том числе и бежавших из других регионов жителей. Вместо этого Москва стала пытаться усадить за стол переговоров сирийского президента Башара Асада с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом с целью запуска процесса мирного урегулирования и транзита власти. Однако Асад предпочёл требовал безоговорочного ухода Турции из Идлиба. Россия понимала, что это невыполнимое условие не учитывает социальные вызовы и риски в сфере безопасности для жителей провинции, большинство из которых были неугодны режиму.

Решение РФ попросить сирийскую армию не оказывать сопротивления вооружённым группировкам было принято буквально за считаные часы до падения режима. Однако по факту оно явилось результатом накопившегося недовольства действиями бывших сирийских властей ещё до начала наступления отрядов оппозиции в рамках операции «Сдерживание агрессии», изначально ограничившейся планами осады Алеппо на срок не менее полугода.

Осознав риски падения институтов сирийской государственности и нового витка гражданской войны между вооружёнными группировками и сирийской армией, Россия констатировала готовность сирийцев к новому периоду истории. С учётом новых реалий российское руководство сказало своё тихое слово, и 8 декабря произошло то, что произошло.

Россия неоднократно сталкивалась с обвинениями из серии, что она якобы защищает лично Асада. После смены режима некоторые сирийцы стали, наоборот, обвинять Россию якобы в том, что она «сдала Сирию террористам» или как минимум некомпетентным управленцам. При этом полностью игнорируется тот факт, что новые власти наряду с другими сирийцами активно боролись во имя свержения режима и имеют опыт управления подконтрольными им регионами в условиях изоляции и санкций.

Будем объективными и признаем тот факт, что опыт управления Идлибом даёт основания новым сирийским властям претендовать на то, чтобы быть проводниками сирийского народа на пути реализации требований свободы и достоинства. Будучи осаждёнными в Идлибе, нынешние сирийские власти смогли организовать на подконтрольных им территориях систему здравоохранения и других услуг, среднего и высшего образования. При этом местное население не было лишено базовых политических свобод, в том числе права на проведение демонстраций, не подвергаясь обстрелам.

Правительство спасения Сирии в Идлибе подало пример микрогосударственного управления, оказания базовых услуг населению и распределения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти..

Уже этого достаточно для того, чтобы считать правительство спасения достойной альтернативой и кадровым ядром властей на переходном периоде, предполагающем фактическое начало межсирийского диалога и формирование конституционного комитета, которому предстоит выработать основной закон «новой республики». Глубоко заблуждаются те, кто считают, что Россия не учитывает опыт новых сирийских властей, также как и те, кто утверждают, что РФ якобы «поддерживает террористов». Москва сделала чёткий выбор в пользу сохранения сирийской государственности, а не конкретных действующих лиц, групп влияния или течений. Москва исходит из того, что Сирия была и остаётся стратегическим партнёром как с Асадом во главе, так и после него.

Именно из этих соображений состоялись переговоры российской официальной делегации с новым правительством в Дамаске. Становление нового полноценного сирийского государства невозможно без сотрудничества с такой сверхдержавой, как Россия, которая поможет Дамаску восстановить потерянные на региональном и международном уровнях позиции. Уже только поэтому итоги визита можно оценивать как положительные.

И Россия, и новые власти нацелены на спасение Сирии от вступления в период полураспада. По мнению российского руководства, сегодня во главе Сирии стоят люди, нацеленные на защиту интересов государства и народа. Эти качества помогут им сделать Сирию той страной, в развитии которой будут на равных участвовать все без исключения срезы сирийского народа. Сегодня всем сирийцам следует объединиться и сплотиться вокруг новых властей до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Сегодня Сирии как никогда нужны внутреннее единство и отказ от бесконечной борьбы за власть.

Визит российской делегации совершенно чётко вписывается в рамки приверженности сторон целостности территории САР от Маликии на северо-востоке до Кунейтры и Голанских высот на юго-западе. Москва помнит и о том, что Сирия напрямую связана с палестинским вопросом, являющимся ключевым и сакральным для всего арабского и исламского мира, а для России - одним из приоритетов внешней политики. Сирийцы помнят принципиальную позицию СССР, правопреемницей которого является Россия.

Тем временем антироссийские СМИ преподносят факт пребывания Асада в России как будто Москвы стала «прибежищем для преступников и убийц», игнорируя при этом ту базовую истину, что если бы не эвакуация Асада, то ситуация могла сползти в пучину новой междоусобицы с участием лояльных режиму служб безопасности, военизированных формирований и ВВС. Без преувеличения можно сказать, что разрастание масштаба военных операций неизбежно привело бы к гибели не менее миллиона человек и разрушению целых городов

И если мотивы западных СМИ по дискредитации российской политики в Сирии абсолютно понятны, то во время работы над статьей меня крайне удивило освещение визита Богданова и Лаврентьева в Дамаск на российских федеральных каналах. Комментируя новости о том, что новые сирийские власти якобы требуют экстрадиции Асада и выплаты репараций, телеведущие самых рейтинговых ток-шоу выступают с посылом из серии «Россия сверхдержава, ей ставить условия нельзя». При этом полностью игнорируются тот факт, что вопросы о выдаче Асада и выплате компенсаций чисто теоретические, и их никак нельзя квалифицировать как официальные требования.

В завершении подчеркну, что как бы «жёлтая пресса» ни пыталась дискредитировать российско-сирийские отношения, невозможно отрицать, что эти связи имеют стратегический характер и политическую идентичность без привязки к сменяемости правительств и даже президентов. Исторически оба государства противостояли западным заговорам по дроблению Сирии под предлогом защиты меньшинств, прав женщин и т.д., и это при том, что Сирия является колыбелью человечества, где на протяжении тысячелетий цивилизации соблюдались принципы социальной справедливости, равенства и толерантности. Сегодня сирийцы способны восстановить исконный облик Сирии в качестве сильного и единого государства с развитыми отношениями со всеми странами мира. Уверенности в этом придаёт тот факт, что САР перевернула страницу своей истории одновременно с ускорением процесса перехода к многополярному миропорядку и заката американской гегемонии.

Фото: Заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов и глава новой администрации временного правительства Сирии Ахмад аш-Шараа во время встречи

*террористическая организация, запрещённая в РФ

1.0x