В Третьяковской галерее проходит "небольшая", как признаются сами организаторы, выставка "А.В. Ступин и его ученики" в честь 250-летия со дня рождения художника и педагога Александра Васильевича Ступина.
Небольшая выставка затрагивает большую тему — художественное образование в России, ведь именно вопрос о принципах образования сопряжён в нашей культуре с фундаментальной проблемой: когда живопись в России становится русской живописью? Когда то, что появилось благодаря западной прививке, делается органичным отражением нашей жизни? Иван Крамской, возглавив в 1863 году известный "бунт четырнадцати", когда художники — претенденты на большую золотую медаль Императорской академии художеств отказались от конкурса, вышли из академии и создали артель, имел в виду ту же проблему образования. Наряду с теоретическими соображениями, такими как идейность и национальность в искусстве, он формулировал практические задачи: в противовес централизованной системе — необходимость распространения провинциальных школ рисования, где бы мог своевременно проявиться художественный талант ученика.
Частная Арзамасская художественно-иконописная школа Ступина была исключительным явлением в нашей культуре XIX века. Это было первое заведение подобного рода, причём основано оно было в 1802 году и просуществовало 60 лет. Александр Ступин был выпускником Императорской академии художеств. Вернувшись на родину в Арзамас, свою школу он организовал по образу и подобию академии, сохраняя в ней идеалы классической живописи и пользуясь покровительством со стороны конференц-секретаря академии Александра Лабзина. Образцами для учеников служили такие художники, как Рафаэль Санти, Карл Брюллов, а живыми примерами — представленные в небольшом музее при школе работы Дмитрия Левицкого, Василия Шебуева, Алексея Егорова, Александра Варнека, рисунки и эстампы русских и европейских художников, а также слепки с антиков. Многое из этого собрания, а также книги Ступин получил в дар от Академии художеств, от своих друзей и учителей, остальное покупал сам.
В своих записках Ступин писал о школе: "…основавши школу свою по примеру, хотя в миниатюре, академическому, по крайней мере стал давать классы методическим образом с вывезенных мастерских оригиналов, антических голов и фигур, во всём давая собою пример, всё время и труды посвящая для пользы моих воспитанников". Пётр Вяземский, бывавший в Арзамасе и видевший картины учеников, продающиеся в местных трактирах, называл школу "зародышем образованности".
Помимо специальных предметов в школе обучали истории, географии, арифметике, чистописанию, Закону Божьему. Малолетних учеников учили 6 лет, взрослых — 3–4 года. Учеников брали в школу вне зависимости от их сословной принадлежности, в том числе и крепостных, коих было большинство. Правда, любой крепостной художник всегда мечтает получить вольную, что чревато трагедиями. Не избежали трагедии и ступинцы. Один из талантливых учеников Григорий Мясников застрелился со словами "Я гибну за свободу" из-за отказа помещика дать ему вольную. Общество поощрения художеств предлагало выкупить его за 2000 рублей, но хозяин видел в нём повара и слугу, который должен чесать пятки. Правда, если верить воспоминаниям других учеников, в истории самоубийства прослеживается любовная линия. Григорий Мясников был влюблён в дочь Ступина и отчаялся из-за невозможности жениться на ней, будучи крепостным.
Некоторых учеников Ступин возил в Петербург, что имело успех. Так, например, крепостной Иван Горбунов был принят в Академию художеств, той же счастливой участи удостоились сын Ступина Рафаил и ученик Михаил Коринфский. Нередко лучшие работы учеников школы Ступина академия отмечала серебряными медалями.
За время деятельности школа подготовила более 150 профессиональных художников, правда, большинство их работ, как и работы самого Ступина, утрачены. За заслуги перед Отечеством А.В. Ступин получил звание академика и ордена Святой Анны и Святого Владимира. Ученики Ступина Кузьма Макаров и Афанасий Надеждин, взяв за образец школу Ступина, организовали свои школы в других провинциях, первый — в Саранске, второй — в городе Козлове Тамбовской губернии.
Выставка даёт представление о школе и её основателе. Здесь показаны портрет Ступина в исполнении его друга Александра Варнека, семейный портрет жены, дочери Клавдии и зятя Николая Алексеева в исполнении неизвестного художника, возможно, самого Алексеева — зять Ступина был художником, его учеником, экспозиция включает несколько его работ, в том числе портрет сына, то есть уже внука Ступина, который также стал художником. Сын Ступина Рафаил, шедший по художественным стопам отца, в итоге разорвал с ним отношения. На выставке представлен его автопортрет. "Портрет неизвестной дамы в синем платье и чепце" (1817 г.) является одной из двух сохранившихся подписанных работ Ступина, возможно, на нём изображена жена художника. Также на выставке можно увидеть игривый образ "Мальчика с листком" (1830–1840-е гг.), не имеющий подписи автора, но причисленный Ступину в 1917 году. Экспозиция включает в себя работы учеников Ступина: христианские сюжеты и пейзаж Василия Раева, акварели и жанровые картины маслом Николая Рачкова, нежный акварельный портрет княжны Путятиной Афанасия Надеждина, миниатюры Кузьмы Макарова и Евграфа Крендовского и, конечно, работы самого известного выходца школы Ступина — выдающегося русского художника Василия Перова.
Василий Перов учился в школе Ступина три года — с 1846-го по 1849-й. Правда, с перерывами — на следующий год после поступления вышла история: Перов явился домой нетрезвым, родители позволили ему вернуться в школу только после того, как сами переехали в Арзамас и взяли сына под свой контроль, запретив ему "бражничать". Ушёл Перов из школы после ссоры с однокашником. Но его уже ждали другие творческие берега — Москва, успех художника, большая золотая медаль Академии художеств, профессорство, а главное — создание живописной матрицы метафизики русской жизни.
На выставке представлена ранняя картина Перова "Сцена на могиле" (1859 г.), а также несколько графических работ. "Сцена на могиле" была написана Перовым во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и, по сути, является ещё ученической. В основе сюжета лежит русская песня, популярная во время Крымской войны: "Ах, мать плачет, что река льётся; сестра плачет, что ручей течёт; жена плачет, как роса падёт; взойдёт солнышко — росу высушит". И действительно, на картине мы видим тройственный образ скорби: у могильного креста сидят три женщины — скорбящие мать и сестра и поглядывающая по сторонам молодая вдовица, к оголившейся груди которой припал младенец. В темнеющей дали проглядывает проходящий мимо солдат, перехватывающий, очевидно, взгляд молодой женщины. Для создания картины Перов в мастерской сделал насыпь, а в качестве натурщиц привлёк мать, горничную и кухарку. Искусствоведы отмечают в этой картине синтез поэзии и быта, видят в ней высокую символику — высохшее дерево на фоне пробивающейся зелени, грозовые тучи и сквозящий через них свет, озаряющий далёкую церковь, и прочее. Но интересно в этом схематичном произведении другое: на могильном свежем кресте, датированном 1859 годом, автор написал собственное имя.
Школа завершила своё существование вместе с уходом из жизни её основателя. В июле 1861 года умирает Ступин. Реальным наследником оказывается его зять Николай Алексеев. Тот ходатайствует перед Академией художеств о поддержке школы и предлагает себя в качестве преемника Ступина. От академии Алексеев получает отказ, мотивированный тем, что как при жизни Ступина на протяжении всего существования школа не получала пособия, так и сейчас нет причин его назначать. В 1862 году школа была закрыта.
Само явление этой школы порождало как уважение, так и насмешку в обществе. По воспоминаниям современников, Ступинская школа дала название "Арзамасскому обществу безвестных людей", членами которого были В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин. Якобы молодых литераторов развеселило, что в "гусиной столице" Арзамасе есть школа живописи, они её прозвали Арзамасской академией, а своему кружку присвоили шутливое название Арзамасского общества. Эмблемой общества стал арзамасский гусь, гуся подносили в качестве угощения на собраниях, а члены общества носили гордый титул — его превосходительство гений Арзамаса. У А.С. Пушкина было прозвище Сверчок Арзамасский. Характерно, что подсмеивающиеся над провинцией, образовав общество, вступили в борьбу против адмирала А.С. Шишкова, ратовавшего за свободный от иностранного влияния национальный русский язык. Но подвижничество определяет подвижник, а не взгляды посторонних. Одно то, что школа с её атмосферой старинного русского города дала начало гению Перова — знаменитого передвижника, автора портрета Ф.М. Достоевского, картин "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы", "Христос в Гефсиманском саду", "Никита Пустосвят. Спор о вере", определивших русский умострой, — делает её имя для нашей культуры бессмертным.




двойной клик - редактировать галерею






