Авторский блог Олег Щукин 19:16 31 июля 2025

Рецидив однополярного мира

Кому достанется победа в торговых войнах Трампа?

1 августа отныне — не только официальный день начала Первой мировой войны 1914-1918 годов, но и день, когда 47-й президент США Дональд Трамп вводит обещанные им пошлины на американский импорт из зарубежных стран. Некоторые горячие головы уже предлагают считать этот день днём начала Третьей мировой войны, торговой войны Трампа против всего остального мира. Так ли это? Можно ли ставить хотя бы приблизительный знак равенства между этими явлениями: организованным многолетним убийством десятков миллионов людей всеми видами оружия и насильственным взиманием пусть даже десятков и сотен миллиардов долларов за поставки товаров в крупнейшую (да, по номинальному ВВП это всё ещё так) национальную экономику мира?

К сожалению, надо признать, что это действительно события одного порядка. Ведь мировым войнам прошлого как масштабным военно-политическим событиям неизменно предшествовали события финансово-экономические. Так, уже очевидна связь между созданием Федерезервом (ФРС) США и Первой мировой войной. Ещё более очевидна связь между Второй мировой войной и Великой Депрессией 1929-1933 гг. А уж про то, что важная часть Второй мировой войны, война США с Японией, начатая японской атакой на Пёрл-Харбор, была впрямую спровоцировано американским запретом на экспорт нефти и нефтепродуктов в Страну восходящего солнца и подавно практически нет сомнений. Сейчас администрация Трампа идёт по аналогичному пути.

Причиной тому, как уже не раз отмечалось, является дисбаланс американского бюджета и внешней торговли, что заставляет республиканскую администрацию Белого дома, образно говоря, занести нож над курицей, более чем полувека исправно нёсшей экономике США золотые яйца. Золотые — в эквиваленте, конечно, всего спектра товаров и услуг, на протяжении всех этих лет используемых американскими корпорациями и другими национальными потребителями. С момента подписания Ричардом Никсоном 15 августа 1971 года указа, прекращавшего обмен долларов ФРС на золото, Америка фактически торговала пустотой в обмен на вполне реальные блага. А импортные пошлины Трампа — явная попытка добиться от внешнеторговых партнёров ещё и приплат за эту пустоту.

В принципе, эта попытка даже имеет шансы на успех — если мир принял «пустой» американский доллар в 70-х годах прошлого века, он, согласно линейной логике, должен будет принять и новые торговые тарифы США имени Трампа (как это уже произошло с Великобританией, Японией и Евросоюзом). А то, что мираж всемирной «свободной торговли» (свободной, но исключительно за доллары, на чём особенно настаивает «Большой Дональд» — ведь хорошо известно, что «вы можете купить автомобиль «Форд-Т» любого цвета, при условии, что он чёрный») этой инициативой администрации Трампа полностью разрушается и восстановлению более не подлежит, — это мыслится всего лишь как сопутствующие потери.

Но проблема здесь прежде всего в том, что заодно и вместе с этим миражом исчезает и вся сопутствующая ему линейная логика, согласно которой глобальный рынок обслуживается глобальной валютой — американским долларом. По сути, здесь всё просто: если больше нет глобального рынка — то больше нет и не может быть никакой глобальной валюты! А «вечнозелёный» доллар должен будет в условиях проводимой тем же Трампом — не на словах, а на деле — политики гиперинфляции (свидетельство чему — проведенное им гигантское повышение потолка федерального долга и легализация посредством ряда актов частных стейблкоинов, «привязанных» к доллару), быстро засохнуть и скукожиться.

Иными словами, при Трампе долларов станет намного больше, чем было до него, но купить на них можно будет ещё меньше, чем было раньше — практически это переиздание в мировом масштабе отечественных «святых девяностых» с гиперинфляцией рубля, спадом производства и опустошением внутреннего (в данном случае — прежде всего американского) рынка. То есть Соединённые Штаты, в отличие от итогов двух мировых войн ХХ века, в числе победителей развязанной 47-м президентом США торговой войны против всего мира, точно не окажутся. Возможно, победителей в ней вообще не будет — особенно если боевые действия в ней, что вовсе не исключается, утратят исключительно экономический характер и, как всегда случалось ранее, всё-таки перейдут в фазу политическую.

1.0x