В недавнем материале по Международному институту банковских исследований (Institut International d’Etudes Bancaires- IIEB), опубликованном в Financial Times, журналисты рассказали о якобы самом секретном и эксклюзивном клубе банкиров, где принимаются решения о финансовом будущем Европы и периферийных стран.
Постараемся оставить за скобками церемониально-секретную составляющую и разобраться, чем в реальности занимается эта организация и какие цели она преследует.
Итак, обратимся к первоисточникам, на которые опирается в своем расследовании корреспондент FT Оуэн Уолкер (Owen Walker). Мы видим, что его работа также основана на расследовании Иларии Пасотти (Ilaria Pasotti), которое было опубликовано еще в марте 2021 года и с тех пор не привлекало интереса медиа или научного сообщества. Естественно, в силу отсутствия сенсаций. Это просто изучение части архивов итальянского банка Intesa Sanpaolo. Да, там есть обрывочные материалы по работе IIEB и отчеты о встречах руководства банков в формате банкетов, но ничего выдающегося по сравнению с современными корпоративами.
Сам формат встреч не является чем-то особенным. В любой профессиональной среде есть свои объединения и знаковые события, выставки, симпозиумы и т.п. Это площадки для встречи, общения и определения тенденций. Естественно подобные мероприятия есть и в банковском сообществе Европы.
То, что приводится как знаковое событие, когда 40 банкиров собрались в Цюрихе в роскошном отеле Dolder Grand, встретились с министром финансов Швейцарии и главой ЦБ для обсуждения крупнейшей операции по спасению Credit Suisse его конкурентом UBS – это не заговор, а рабочий процесс.
Сам формат подачи материала с упором на эксклюзивность и секретность наводит на мысль, что это просто способ отвлечь внимание от сути.
История создания IIEB
IIEB был основан в Париже в 1950 году руководителями четырех кредитных организаций со всего континента – Crédit Industriel et Commercial, Union Bank of Switzerland, Société Générale de Belgique и Amsterdamsche Bank – с целью проведения регулярных дискуссий на высшем уровне о развитии банковского сектора, а также экономики и денежной системы.
Он стал частью целого ряда наднациональных институтов, созданных в тот период для поощрения более тесных связей между организациями из стран, которые недавно находились в состоянии войны друг с другом.
Главы 30 европейских банков собрались на первое заседание в Париже в апреле 1951 года. Британские банки не участвовали в заседании, поскольку Банк Англии изначально блокировал его. Напомним, до 1954 г. на территории Великобритании были в ходу талоны на продукты питания, одежду и предметы первой необходимости для населения. Поэтому участие в финансировании проектов на территории континентальной Европы представителям Великобритании было совершенно не нужно.
Почему материал, опубликованный еще в 2021 году, раскручивается именно сейчас?
Первоначальной целью IIEB было улучшение международного движения капитала и борьба с валютным контролем в условиях усиления вмешательства национальных правительств в финансовую систему.
Это возможно объясняет появление материала FT именно сейчас и именно в контексте диалога с представителями локальных ЦБ и правительств. В 50-е гг. Европа была достаточно раздроблена и слаба в финансовом отношении. Для восстановления экономики требовалась координация финансовых потоков и согласование инвестиционных программ из единого центра, который, как теперь понятно, противостоял усилиям национальных правительств.
Сейчас ситуация сходная. В контексте последствий пандемии и текущих военных конфликтов экономика ЕС, по мнению американских партнеров, нуждается в сильном руководстве. Стороной, которая определяет стратегию развития, будут естественно не локальные правительства, а неформальные банковские объединения, имеющие тесные связи с банками США и ТНК.
Повестка супер-секретного клуба банкиров
Вопросы, которые рассматривали члены клуба, поразительно копируют политическую повестку Европы в различные периоды. В 1950-х годах активно обсуждалось установление финансового контроля в бывших колониях. Что и было выполнено очень эффективно. В 1960-е в фокусе внимания были проблемы доллара США как мировой резервной валюты, отказ от золотого обеспечения, трансформация Бреттон-Вудской системы международных расчетов и угроза поглощения европейских банков американскими.
В последнее время на переговорах IIEB больше внимания уделялось влиянию евро, растущему рынку производных инструментов, сделкам слияния и поглощения между крупными банками.
В целом, неформальное банковское сообщество обсуждало те же вопросы, что и локальные правительства. Но в отличие от правительств, ограниченных политическими программами, сроками пребывания в должности, необходимостью учитывать интересы различных социальных групп, банкиры могли работать не отвлекаясь на все эти формальности.
Вероятно, именно этот формат управления колониальной территорией, в которую превращается ЕС, наиболее востребован колониальной администрацией США, представленной локальными правительствами. Правительства ЕС зачастую действуют против интересов народов стран, которые они представляют. Их роль в текущей ситуации – оттягивать на себя весь общественный негатив и позволить банкирам работать спокойно и с большим горизонтом планирования.
Контакты IIEB за пределами ЕС
Клуб проводит встречи и за пределами ЕС. Например, такая встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 2013 году. Там с речью выступил бывший президент Дмитрий Медведев. Еще одну встречу клуб провел в Стамбуле. В ней принял участие Реджеп Тайип Эрдоган, ныне президент, а на тот момент еще премьер Турции.
Роль неформального банковского объединения для будущего ЕС
Как мы видим, ничего супер секретного в деятельности IIEB нет. Это просто работа, которая заключается в реализации проектов, которые приносят прибыль. Сейчас прибыль будет приносить трансформация банковской системы в наднациональный орган управления, власть которого будет осуществляться через внедрение цифрового евро.
Для максимально быстрого и эффективного перехода к новому формату контроля населения необходим консенсус банковского сообщества. Для этих целей IIEB является подходящей площадкой. Очень удачно, что о его деятельности не сохранилось практически никаких записей или протоколов. Заседания этого клуба не носят формальный характер и не освещаются в прессе, что позволяет принимать и реализовывать решения, которые не пропустил бы ни один парламент ЕС.
По аналогии с деятельностью ТНК, представители которых не мелькают в медиа, но определяют стратегию развития целых регионов, в ЕС сейчас формируется параллельная структура управления. Она изначально находится в оппозиции государству, поскольку создавалась для борьбы с вмешательством государства в финансовую систему. При этом система будет достаточно стабильной, потому что опирается на личные договоренности. Стабильность критически важна для реализации долгосрочных проектов. А население ЕС, как и прежде, можно будет развлекать борьбой политических партий и эксцентричными высказываниями политиков.
Источник: Rybar