Сообщество «Оборонное сознание» 00:10 8 июня 2021

Сбыча мечт не состоялась. Состоялся конфуз

Сказ о том, как жестокая реальность убила дерзкий полёт фантазии

Последние несколько лет стали для Пентагона временем несбывшихся надежд и тяжёлых разочарований. Супер-авианосец нового поколения "Джеральд Форд" ценой более 14 млрд. долларов, который начали строить ещё в далёком 2001 году и который должен был вступить в строй в 2017-м, до сих пор не готов и вряд ли заступит на боевое дежурство раньше 2024 года. Супер-эсминцы "Замволт" ценой по 7 млрд. за штуку и вовсе оказались практически бесполезной грудой металла. В довершение всего самый дорогой проект Пентагона XXI века – воздушный «невидимка» F-35 окончательно провалился, и Военно-воздушные силы США вынуждены просто прекратить его закупки, чтобы не тратить зазря казённые деньги.

На этом фоне новый удар злой судьбы стал особенно болезненным для всех фанатов американской военной мощи. После 16 лет исследований и разработок Военно-морские силы США закрыли программу электромагнитного рельсотрона, всемирно разрекламированного как супер-пушка «на новых физических принципах». Флот Дяди Сэма больше не желает финансировать этот безнадёжный проект.

А ведь как славно всё начиналось!

С 2005 года ВМС США испытали два экспериментальных проекта рельсотрона, один от BAE Systems и один от General Atomics. Оба они функционировали примерно одинаково, выстреливая снаряды с использованием мощных электрических магнитных полей. Но внимательные наблюдатели уже тогда могли понять: что-то идёт не так, как надо. В частности, испытания боевого прототипа серийного рельсотрона с корабля предполагали начать ещё в 2016 году, но в итоге они так и не начались.

Тем не менее в 2017 году Управление военно-морских исследований заявило, что по крайней мере один из двух типов разработанных рельсотронов всё-таки может стрелять снарядами со скоростью почти 2 км. в сек, или примерно в шесть раз быстрее скорости звука. Тогда ВМС США торжественно заявили, что серийные образцы такого супер-оружия будут приняты на вооружение флота к 2025 году. Эксперты тут же развернули дискуссию о его боевых перспективах, адмиралы заговорили о возможном испытании комплекса в северо-западной части Тихого океана, на страх китайцам.

Появление в 2018 году в Китае собственного экспериментального военно-морского рельсотрона резко подстегнуло в США общественный интерес к этой теме. На сей раз в центре внимания оказался проект создания сверхпушки Strategic Long Range Cannon (SLRS) Это должен был быть настоящий монстр, способный стрелять на дальность аж в 1000 морских миль. Калибр орудия, габариты и масса артиллерийской установки не раскрывались, но журналисты раскопали, что помимо корабельного, система должна была иметь мобильный сухопутной вариант, способный передвигаться по автодорогам на прицепе у тяжелого колесного тягача Oshkosh M1070 HETS, или перевозиться военно-транспортной авиацией.

Некоторые СМИ тогда писали, что в качестве альтернативного варианта рельсотрону, для орудия разрабатывался специальный активно-реактивный снаряд с двухступенчатым реактивным двигателем. Стоимость одного выстрела таким чудо-снарядом не должна была превышать 400-500 тысяч долларов, т.е. быть минимум в 4-5 раз дешевле пуска крылатой ракеты с сопоставимой дальностью. По планам военных, испытания первого прототипа такой пушки были намечены на 2023 год. Но 2021-й поставил в этом вопросе жирную точку: ни супер-рельсотрона, ни сверхпушки со снарядом-ракетой у американских военных не будет.

А ведь ещё 2 года назад западные средства массовой информации практически не сомневались, что военные успешно завершат этот проект со дня на день! Американское издание Popular Mechanics тогда писало, что в Вашингтоне под него даже намерены возродить давно, казалось бы, забытый класс кораблей – линкоры. Это будут, мечтали тогда американские СМИ, модернизированные варианты гигантских дредноутов типа "Монтана" водоизмещением аж 70 тысяч тонн. Такие монстры были заложены в США ещё в 1941 году, но начавшаяся Вторая мировая война сместила акцент военного кораблестроения в сторону авианосцев. И вот теперь-де бронированные гиганты всё-таки будут востребованы!

"Popular Mechanics" писала в 2019 году: «Одна "Монтана" могла бы из Северного моря обстреливать цели на западе России и даже саму Москву. Другая "Монтана" в Индийском океане может быть нацелена на большую часть Пакистана, Афганистана, Ирана, Йемена и Сомали. В Тихом океане третья "Монтана", прикрытая японским архипелагом, могла бы бомбардировать всю Северную Корею и даже Пекин и Шанхай».

Журналисты бодро утверждали, что новые линкоры, ранее предназначенные для размещений 12-ти чудовищных орудий калибром 406 мм, которые должны были стрелять снарядами весом более тонны каждый, теперь могли бы нести по четыре дальнобойных супер-рельсотрона, плюс многочисленные и разнообразные зенитные ракеты, что позволило бы им обходиться без сопровождения кораблями эскорта, например, крейсерами или эсминцами.

И вот теперь все эти мечты разом рухнули! Так же, впрочем, как перед этим рухнули американские мечты о гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе, о ракетах средней дальности нового поколения, о новой межконтинентальной баллистической ракете на смену 50-летним старичкам-"Минитменам", о мгновенном глобальном ударе и многих других американских «хотелках», которые развеялись, как дым, столкнувшись с суровой реальностью.

А реальность это такова, что и гиперзвуковой ракетный двигатель, и сами ракеты нового поколения, и средства мгновенного удара есть пока только у России. Мы русские, с нами Бог. Господи, благослови!

Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x