Авторский блог Сергей Ануреев 15:26 6 октября 2025

Шатдаун в США

казначейство не останавливает расходов, дефицит бюджета огромен

Усилия Трампа по пошлинам дадут порядка 276 млрд долл. в 2026 году, ликвидация Департамента образования и администрации малого бизнеса ещё 90 млрд, но продление налоговых льгот первого срока Трампа «стоит» 450 млрд дефицита бюджета.

Социальные, медицинские и процентные расходы (три крупнейшие статьи, 63% всех расходов) выросли в 2025 году на 8% от 2024 года, почти вдвое обогнав инфляцию и рост ВВП.

Бюджетный дефицит первого года второго срока Трампа оказывается примерно на 300 млрд больше дефицита последнего года Байдена, а рост госдолга – больше 2 трлн долл. в оба года, если, конечно, креативная бухгалтерия при шатдауне не прибегнет к манипулированию цифрами.

Ежедневные отчёты Казначейства США показывают, что при шатдауне денег пока тратят больше, чем годом ранее без шатдауна, а за 35 дней шатдауна первого срока Трампа сэкономили всего 10-11 млрд на фоне многих сотен млрд расходов за месяц.

Когда Трамп выиграл выборы, золото стоило 2,6 тыс. долл. за унцию, теперь– 3,9 тыс. долл., поскольку многие ещё помнят про дефолтно-инфляционные 1970-е годы.

1 октября 2025 года в США начался очередной шатдаун (приостановка финансирования федеральных ведомств), и сейчас все гадают, сколько это продлится и с какими последствиями. В последний раз реальный шатдаун был в первый срок президентства Трампа с 22 декабря 2018 года по 25 января 2019 года (35 дней). При администрации Байдена о шатдауне говорили почти каждый год, но продлевали финансирование временными мерами.

Бюджетный год в США начинается с 1 октября, но практически каждый год политики США не успевают принять федеральный бюджет. Временное финансирование стало важной политической уловкой по манипулированию бюджетными расходами. Расходовать можно только по нормам предыдущего года без индексаций, а откладываемый прирост расходов за квартал оценивается примерно в 100 млрд долл., что в общем немного на фоне более 2 трлн долл. ежегодного прироста госдолга.

Как повысить экономию? Перейти от прежних угроз шатдауна на фоне временного финансирования к реальному шатдауну. Теоретико-законодательная специфика шатдауна в том, что на бюджетные расходы накладывается много ограничений, но налогоплательщики должны продолжать платить своевременно. Зарплата федеральных гражданских служащих составляет всего 250 млрд долл. в год, и за месяц вынужденного отпуска без зарплаты это вообще пустяки, но служащие в отпусках не смогут тратить бюджетные деньги на подведомственные программы, и именно на это рассчитывает администрация Трампа?

Если несколько недель октября не дадут нужных показателей дефицита, шатдаун можно продолжить на несколько месяцев, даже до рождественских каникул, а американским избирателям и инвесторам в американские гособлигации можно будет показать результаты года со сдвижкой от бюджетного к календарному: дескать, Трамп управлял бюджетом не с октября 2024 года, а с января или даже февраля 2025 года. На 16 января 2026 года запланирован выпуск финансового отчёта федерального правительства за закончившийся 30 сентября 2025 года бюджетный год, и как раз есть время на «креативную бухгалтерию».

Ещё есть момент, связанный с публикацией в октябре статистических отчётов. Отчёты готовят различные федеральные агентства, многие сотрудники которых уйдут в неоплачиваемые отпуска. Трамп в последние месяцы сильно критиковал некоторые отчёты, а также давил на ФРС с угрозой уволить Джерома Пауэлла и увольняет второго человека ФРС Лизу Кук (суды пока оставляют ее на работе). Трамп уволил руководителя Бюро статистики труда Эрику МакЭнтарфер и отозвал номинацию нового кандидата Э.Дж. Энтони.

Казначейство США публикует ежедневные данные по бюджету и госдолгу, оперативные – без креативной бухгалтерии, которая появляется спустя недели и даже месяцы. Отчёты казначейства достаточно сложны для политиков и журналистов, и потому их предпочитают не обсуждать, в боязни «заблудиться» между разными формами и показателями. Их анализ показывает, что по этим ежедневным данным администрации Трампа пока не особо есть что показать в части обуздания бюджетных расходов и госдолга.

Закончившийся 30 сентября 2025 года бюджетный год показал расходы 7,7 трлн долл., доходы 6,1 трлн, дефицит 1,6 трлн. и прирост госдолга 2,17 трлн. Указанный дефицит посчитан по денежным операциям по счетам, но креативность бухгалтерии включает ещё расходы по госдолгу другими методами – начисленные и невыплаченные проценты, масштаба 418 млрд, как разница между дефицитом и приростом госдолга. Год назад на 30 сентября 2024 года четыре основных показателя были такими: 7,1 трлн расходов, 5,8 трлн доходов, 1,3 трлн дефицита и 2,3 трлн прироста госдолга.

Получается, что администрация Трампа столкнулась с опережающим ростом расходов над доходами и ростом дефицита. Трамп жёстко критиковал Байдена за многое, в том числе за большой дефицит, но теперь дефицит при Трампе больше, чем при Байдене. Трамп может записать себе в плюс чуть меньший прирост госдолга (на 130 млрд), но сам-то прирост госдолга всё равно остается огромным, что 2,17, что 2,3 трлн – одинаково критичны.

В федеральном бюджете почти половина всех расходов приходится на медицину и социальное обеспечение, с ростом этих расходов на 8% в год. Официальные инфляция 2,5%, как бы реальный рост ВВП 2%, и получается, что эти два типа расходов растут почти вдвое быстрее экономической базы бюджета. Попытки обуздать социальные расходы запомнились разве что «вампирами» Маска (Маск писал о получающих пособия американцах в возрасте 120-250 лет) и сокращениями рядовых работников социального обеспечения. По медицине сокращения пытаются переложить на мигрантов, медицинские страховки отдельным группам которых как раз и стали формальным поводом для разногласий между республиканцами и демократами, приведшими к шатдауну.

Процентные расходы растут очень быстро и стали буквально за несколько лет третьей статьей бюджета, потеснив на четвертую позицию военные расходы. С октября 2024 года по август 2025 года включительно процентные расходы (выплаченные и начисленные) составили 933 млрд, а военные – 841 млрд. Для сравнения: за 2021 год было 413 млрд и 717 млрд в пользу военных. Трамп не случайно давит на руководство ФРС, добился снижения их процентной ставки на четверть процента и снизил ставки по гособлигациям. Однако текущие проценты по гособлигациям в диапазоне 3,6-4,7% всё равно остаются категорически выше ставок 2021 года и даже последней официальной инфляции.

Очень много споров идет вокруг повышения таможенных пошлин, но результат пока не дотягивает до ожиданий. За закончившийся 2025 бюджетный год по ежедневным данным казначейства пошлин и акцизов поступило 215 млрд долл. и только за сентябрь 32 млрд, а годом ранее было 97 и 9 млрд. В сентябре пошлины уже работали на полную, все основные отсрочки закончились, но дополнительно собрали 23 млрд (32-9). Экстраполируя месяц полных пошлин на год, можно говорить о дополнительных 276 млрд долл. Ещё весной руководитель Казначейства США Скот Бессент мечтал о 300 млрд.

Вроде бы ликвидируемые департамент образования и администрация малого бизнеса потратили в 2024 году 251 и 32 млрд и, казалось, ожидается хорошая экономия. Однако реальная ликвидация этих агентств затянулась, многие расходные программы передаются в другие агентства. По оценкам Бюджетного офиса Конгресса сокращения расходов этих двух агентств составят 140 млрд, а по данным казначейства – пока только 40 млрд. Похожим образом расходы ликвидированного зловредного USAID просто поделили между Госдепом и Пентагоном без их реального сокращения.

Продление налоговых льгот первого срока Трампа и ещё несколько дополнительных льгот по One Big Beautiful Bill «весит» в дефиците следующего года 450 млрд. Дополнительные 276 млрд пошлин и усредненные 90 млрд от ликвидации двух агентств суммарно не дотягивают до продленных льгот примерно на 84 млрд. Несовпадение увеличивает дефицит бюджета и госдолг, а также не позволяет сокращать процентные ставки по госдолгу, поскольку инвесторы обеспокоены и хотят премии за риск.

Пока шатдаун длится всего несколько дней, и о полноценной тенденции с данными «на руках» говорить рано, хотя есть данные по предыдущему шатдауну с конца декабря 2018 года до конца января 2019 года.

За 1-2 октября 2025 года расходы составили 119 млрд и поступления 51 млрд, а год назад за те же 1-2 октября 2024 года без шатдауна было 112 и 47 млрд. Получается противоречие между заявлениями политиков об остановке работы правительства и экономии расходов с реальностью казначейства по продолжению расходования денег. Расходы за пару дней этого месяца даже заметно ускорились, быстрее доходов.

Ещё больше расхождений между политическими страшилками и казначейскими отчётами за шатдаун первого срока Трампа. Тот шатдаун начался 22 декабря 2018 года и закончился 25 января 2019 года. Для упрощения возьмем суммарные (за вычетом платежей по госдолгу) данные только за 1-24 января 2019 года с шатдауном и сравним их с аналогичным периодом 2018 года без шатдауна. С шатдауном расходы были 287 млрд и поступления 304 млрд, а без шатдауна 297 и 321 млрд. Сравнение дает ничтожную экономию в расходах 10 млрд за неполный январь без учета конца декабря.

Бюджетный офис Конгресса оценил эффект (экономию расходов) всего того шатдауна с учетом декабря и января в 11 млрд. Авторские оценки на основе ежедневных данных казначейства (10 млрд) и оценки Бюджетного офиса (11 млрд) на фоне триллионов расходов за год одинакового масштаба и статистически одинаково ничтожно малы.

Может, госслужащие в начале неоплачиваемых отпусков пытаются довести деньги на курируемые программы заранее? Может, в этот раз всё будет иначе, и шатдаун будет с реальными увольнениями и экономией?

Ещё очень интересен факт сбора генералов Пентагона накануне шатдауна, вроде бы только для политической установки о традиционных ценностях. Деньги в Пентагоне платить продолжат, поскольку шатдаун официально касается только гражданских служащих, но повышать размеры выплат пока не будут, поскольку новый бюджет не принят. Также интересно «тестирование» применения вооруженных сил пока в отдельных крупных американских городах, а также якобы «утечки» с подготовки того сбора генералов на счет переориентации армии на внутренние проблемы.

В качестве заключения следует отметить, что когда Трамп выиграл выборы почти год назад, золото стоило по 2,6 тыс. долл. за унцию, а теперь перевалило за 3,9 тыс. долл. В 1971 году состоялся второй американский дефолт XX века, и затем золото подорожало примерно в 20 раз (с 35 до 630 долл.). Возрастные финансисты и почитатели исторических параллелей сейчас очень внимательно следят за золотом.

Автор - доктор экономических наук

1.0x