Сообщество «Форум» 10:01 24 октября 2025

Слагаемые «таланта» в XXI веке, или Кто диктует вкус оставшимся читателям?

статья Альбины Петровой

Какое из изображений должно сильнее «впечатлить» человека, уважающего культуру своего государства и любящего русскую классику: Пушкин, делающий полный оборот вокруг перекладины турника, с подписью «Солнышко русской поэзии!» или Достоевский с топором во лбу?

С приходом Максима Адольфовича Замшева на должность главного редактора «Литературная газета» периодически вызывает вопросы у читателей. И если в печатном выпуске от 3 сентября 2025 года первая иллюстрация отсутствует, а вторая – спрятана в середине номера, то через мобильную версию сайта 5 сентября обе высвечивались броско – сразу же на главной вкладке. В какой-то степени это сравнимо с русофобскими обложками «Собеседника»* и «Новой газеты»*. Например, последняя некогда лежала на полках российских киосков с фотографией рюмки водки, куска хлеба и заголовком «За Россию – не чокаясь». Мнимое убийство великого классика равносильно мнимому убийству его великой страны.

Кто-то скажет: «Александр Сергеевич же в сатирической рубрике “12 стульев”». Но разве это смешно? Скорее – унизительно и бессмысленно. А вот оправдать опубликованную иллюстрацию Фёдора Михайловича можно попробовать, ведь это обложка новой книги «Колокольчики Достоевского. Записки сумасшедшего литературоведа» Сергея Носова, изданной «Редакцией Елены Шубиной».

Рецензия Романа Богословского написана будто бы неоднозначно: сначала вспоминается отвратительный фильм Мирзоева и говорится, что казалось «ещё более изощрённо вторгнуться в тело культовой книги великого классика вряд ли возможно» [3, с. 18], но у Носова получилось «перещеголять всех и сразу» [3, с. 18]. Далее на целую полосу представлен анализ «исповеди» безумца, возомнившего себя романом «Преступление и наказание», и поиск смысла в «Колокольчиках...». «Пожалуй, самая подробная и глубокая литературная критика в неизвестном доселе человечеству формате»; «...это вхождение, погружение, даже, скорее, вторжение в природу гениальности... и помешательства» [3, с. 18] – смысл найден, и оценка становится больше похожей на уверенно положительную. Этого и следовало ожидать, ведь Носов является членом жюри премии «Гипертекст», учреждённой «Литературной газетой». Было бы неправильно, если Замшев осудил того, кто вместе с ним присуждает награды. Да и не по-дружески вовсе. Поэтому понять-оправдать ни иллюстрацию, ни рецензию, ни «Литературную газету» у нас всё-таки не получилось.

К слову, подобным образом (также «будто бы неоднозначно» и практически на полосу) выстроен отзыв в этом же номере на новый роман Михаила Елизарова, изданный той же редакцией Шубиной. Для газеты такой направленности говорить о современных книгах – логично, как и для Елены Даниловны – штамповать тысячами такие произведения. Вспомним некоторых её ключевых авторов: Гузель Яхина («Я никогда не хотела поменять страну, я жила в России всю жизнь. <...> А вот после февраля 2022 года такая мысль появилась <...> и теперь я в другой стране (в Казахстане (декабрь 2024 года). – А.П.)» [2]), Алексей Иванов («Решать всё насилием – это очень простой способ решения проблемы. Для России сейчас эта практика легитимна, и это ужасно. <...> По большому счёту мы губим свою страну, мы губим свою нацию» [4]), а также иноагенты Людмила Улицкая*, Дмитрий Быков*, фотографии которых по-прежнему находятся среди писателей, вынесенных на главную страницу редакции, и другие ненавистники России.

Рецензии на книги в издательстве Елены Шубиной очень часто публикуются в «Литературной газете» – иногда даже по несколько раз в одном выпуске (в рубриках «ЛГ-рейтинг», «Библиосфера» и «Литературный резерв»). Но не будем говорить, у кого какие цели в этих нередких упоминаниях. Наивно предположим, что дело в большой издательской активности команды Шубиной, поэтому «ЛГ» случайно для разбора выбирает (пиарит) именно её авторов. Так же случайно, как они массово получают признание на книжных фестивалях и миллионные литературные премии. Например, в 2020 году среди финалистов «Большой книги» 8 из 12 – «РЕШ», а в 2022 – 7 из 10, потом многих «звёздных» признали иноагентами (Дмитрий Быков*, Людмила Улицкая*, Александр Архангельский*, Александр Минкин*, Борис Акунин* и др.) и уже в 2025 году в коротком списке из 15 авторов оказалось только 5, хотя 1/3 – это тоже не мало. Возникает вопрос, связаны ли эти лидирующие позиции с её фотографией на сайте среди членов жюри?

Кстати, Замшев является экспертом премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов, учреждённой той же некоммерческой организацией, что и «Большая книга», – «Центром поддержки отечественной словесности» во главе с В.В. Григорьевым и Т.Н. Восковской. А последний сборник текстов лауреатов «Лицея» был напечатан в «Редакции Елены Шубиной», маркировка 18+ которого характеризует и издательство, и премию, и её наблюдательный совет [5].

В начале сентября 2025 года ещё одна крупнейшая ежегодная премия России «Ясная Поляна» объявила финалистов 23 сезона, где четверо из шести от Шубиной. А издала бы Елена Даниловна сейчас Лихоносова, Белова, Бородина, Личутина – лауреатов яснополянской премии в 2000-х, если некогда разорвала связь с Прилепиным за его любовь к Родине и участие в спецоперации [1] [8]? И могли ли бы сейчас эти писатели быть представлены к награде, когда членами жюри «Ясной Поляны» и по совместительству авторами «РЕШ» являются Павел Басинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Владислав Отрошенко (трое первых к тому же с работами, изданными названной редакцией, становились победителями «Большой книги»). Коррупционные схемы в этом видит принадлежащая Вячеславу Огрызко «Литературная Россия» (скорее всего, это публикация от редактора, так как не указан автор). Он предлагает переименовать награду: «Премия поощрения групповщины в литературе и насаждения либерализма “Ясная Поляна” имени Елены Шубиной, щедро поддерживаемая южнокорейским, но отнюдь не отечественным бизнесом» [7].

Также в начале сентября объявили, что автором традиционной якобы просветительской акции «Тотальный диктант» будет упоминаемый выше Алексей Варламов. Знающих и дочитавших до этого момента людей не должен удивлять сей факт, ведь ранее сотни тысяч человек писали под диктовку тексты Дмитрия Быкова* (2011), Дины Рубиной (2013), Алексея Иванова (2014), Евгения Водолазкина (2015), Гузель Яхиной (2018), Павла Басинского (2019), Дмитрия Глуховского* (2021) и др. А начинали в 2004 году с «Войны и мира» Льва Николаевича – начинали за здравие...

И всё же эти случайности не случайны. Особенно когда в нескончаемом потоке новостей и постоянной череде событий, мы слышим те же имена и видим те же лица. Сегодня популярного писателя во многом определяет не талант. Порой выдающиеся природные способности вовсе не нужны: хватает замолвленного кем-то уважаемым словца и прямого попадания мысли в необходимую идеологическую повестку того, у кого есть деньги и связи.

Только при финансовой поддержке (будем реалистами) начнётся активное продвижение автора и его детища. На полках книжных магазинов появятся тысячные тиражи, а на страницах массовых изданий – многочисленные упоминания в разделах типа «ЛГ-рейтинги», «Библиосфера» и «Литературный резерв». Таким образом, внимание читателя будет не только привлечено, но и удержано. Как в фильме «Фокус». После удачно проведённой аферы Джесс (Марго Робби) спрашивает: «Но откуда ты знал, какой номер он выберет?». А Никки (Уилл Смит) отвечает: «Мы ему подсказывали, причём весь день. Мы подсказывали ему с того момента, как он вышел из номера, программировали его подсознание – на протяжении всего дня он видел цифру 55». В век активного пользования интернетом «запрограммировать подсознание» таким методом стало ещё проще. В итоге каждый получит желаемое: писатель – славу и высокие гонорары, а тот, кто платит, – души преданных фанатов и рычаги управления ими. Собственно, поэтому и важно, кто будет в этой цепочке тем самым звеном «с деньгами и связями».

Многие современные публицисты (Л.А. Сычёва, В.Г. Бондаренко, Ю.М. Поляков, П.С. Беседин, Я.А. Мишурова и др.) неоднократно говорили о необходимости государственной поддержки национальной литературы. Именно о справедливой и грамотной поддержке, поскольку, безусловно, политическое регулирование в этой области ведётся – бюджет выделяется и распределяется, но между кем и в каком соотношении? Среди учредителей и соучредителей приведённых выше премий, формирующих клуб для «своих» с табличкой на двери «посторонним вход воспрещён», мы встречаем Министерство культуры, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (В.В. Григорьев – директор Департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии; председатель совета «Центра поддержки отечественной словесности»), Российский книжный союз, Президентский фонд культурных инициатив, Музей-усадьбу Льва Николаевича Толстого во ведении Министерства культуры. Но отличает ли эти премии такая официальная связь с госорганизациями от наград, подобных «НОС» («Новая словесность»), учредитель которой – бизнесмен, создатель благотворительно фонда Михаил Прохоров – в 2022 году получил израильское гражданство, если некоторые имена по-прежнему дублируются (Оксана Васякина, Алексей Сальников, Евгений Водолазкин, Василий Авченко и др.)?

Есть и иные примеры, где в списке, который сложно назвать «коротким» (сорок четыре финалиста), нет книг, изданных «Редакцией Елены Шубиной» (!). Год назад при поддержке Президентского фонда культурных инициатив усилиями Союза писателей России (председатель – недавно избранный В.Р. Мединский) и Российского книжного союза (президент – С.В. Степашин) стартовала литературная премия «Слово» с огромнейшим количеством заявок участников и внушительным призовым фондом.

Выделим несколько преимуществ. Во-первых, когда в длинных списках (в прошлом году было более трёх тысяч участников) встречается много незнакомых фамилий с рукописями, понимаем, что авторам разного уровня даётся возможность проявить себя. Во-вторых, среди жюри по-прежнему находим басинских-варламовых, но горечь и в некой степени понимание происходящего глушит радость от козловых-сегеных и даже мечущихся прилепиных. В-третьих, среди финалистов находим авторов скромных, но истинно талантливых, например, таких преемников шолоховских, беловских и лихоносовских традиций, как кубанский писатель Андрей Валентинович Пиценко. В-четвёртых, среди лауреатов – писатели, ценящие Россию, отстаивающие её державность, душою болеющие за её будущее, – например, Александр Андреевич Проханов, Юрий Михайлович Поляков.

Однако не будем очаровываться, ведь «Тотальный диктант» тоже с Толстого начинался... Подобное признание мало что значит, пока для этих писателей не находится места в образовательных программах, на медийных площадках и книжных полках, пока не происходит то самое «запрограммирование подсознания», но только творчеством авторов, не калечащих, а исцеляющих души читателей.

Почти полвека назад Ю.И. Селезнёв писал, что «больших поэтов создаёт и ныне не восторженное и безответственное трюкачество иных критиков, но – как и сто, и тысячи лет назад – общественные, духовные возможности и потребности народа, эпохи» [6, с. 396]. Среди «слагаемых таланта» критик выделял глубокую веру и убежденность (вера в «возрождающую, подвигающую человечество силу слова-деяния» [6, с. 398]), ответственность за поэтическое слово, мировоззрение поэта (народность, гражданственность). И с этим нельзя не согласиться. Но в наши дни любой талантливый «большой поэт» не сможет «глаголом жечь сердца людей» – «как и сто, и тысячи лет назад» – без определенной степени известности. Зато любой посредственный, но популярный – возможно, сможет, вот только сожжёт дотла. Говоря о выдающихся природных способностях (по критериям Юрия Ивановича) тех, кто сейчас на слуху, можно сделать вывод, какие цели преследуют те, кто отвечает за литературный процесс в государстве.

Альбина Петрова

Использованные источники:

1. Глыба К. Русского писателя и офицера Прилепина «отменили» за любовь к Родине и участие в спецоперации // Культурная эволюция. – 04.04.2023.

2. Желнов А. Гузель Яхина – Forbes: «Нужно сказать так много правды, что хватит на поколения» // Forbes. – 08.12.2024.

3. Литературная газета / АНО «Редакция “Литературная газета”». – 2025. – № 35 (3-9 сентября). – 32 полосы.

4. Ревнивцев А. Лучше бы уехал. Географ пропил глобус и плюнул в Россию // Царьград. Дзен. – 08.10.2023.

5. Сборник текстов победителей премии «Лицей» 2025 уже в продаже! // Сайт литературной премии «Лицей». – 2025.

6. Селезнёв Ю. Слагаемые таланта // В мире Достоевского. Слово живое и мёртвое. / Юрий Иванович Селезнёв. – М.: ООО «Издательство Алгоритм», 2014. – С. 395-402. – (Русское сопротивление).

7. Что насаждает закрытая корпорация «Ясная Поляна» имени Елены Шубиной? //Литературная Россия. – 04.09.2025.

8. Шилов Е. За участие в СВО писателя Захара Прилепина тайно убрали из книжной серии «РЕШ». Зато остался иноагент Дмитрий Быков* // #Ваши Новости. – 05.04.2023.

Илл. И. Глазунов

* «Собеседник», «Новая газета», Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Александр Архангельский, Александр Минкин, Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, – признаны иноагентами на территории РФ.

Публикация: Родная Кубань

1.0x