Сообщество «Экономика» 07:09 4 сентября 2025

Снижая ключевую ставку, не снижать ставки по потребительским и коммерческим кредитам

приоритет кредитам по национальным проектам за счет риск-надбавок, сбора на субсидирование и НДС на банки

Банк России в середине сентября в очередной раз снизит ключевую ставку, и эксперты гадают – на много ли. Но помимо ключевой ставки есть широкий спектр других инструментов Банка России по регулированию банковского кредитования. Более активное их использование позволит быстрее снижать ключевую ставку, избегая нового перегрева кредитования.

Банк России и крупнейшие коммерческие банки (в основном с государственным участием) вводят послабления по потребительским кредитам, но ничего не сообщают об изменениях в кредитовании промышленности и других приоритетных направлений.

В рамках отлаженных за последнее время макропруденциальных лимитов и надбавок за риск предлагается серьезно увеличить эти надбавки по неприоритетным кредитам и избежать тем самым возврата буйства ненужных кредитов и перегрева экономики.

Целесообразно привязать субсидирование приоритетных кредитов к высоким ставкам и сверхприбылям от потребительского и коммерческого кредитования, примерно по аналогии со взносами в систему страхования вкладов (только от кредитов, а не депозитов).

НДС на банки введен в последние годы в ряде крупных стран, а в России НДС на банки, остающиеся сверхприбыльными на фоне снижения прибылей во многих базовых отраслях, не рассматривается в принципе.

Госпредставители в советах директоров крупнейших банков должны детальнее направлять кредитование на цели национального развития, чтобы это было не только вопросом субсидий из федерального бюджета.

На вероятность существенного снижения ключевой ставки указывает большой дефицит федерального бюджета, в котором изрядную величину составляют процентные расходы по госдолгу и субсидирование приоритетных кредитов. Если бы эти две статьи расходов вернулись на условный уровень 2023 года, то дефицит составил бы примерно треть от текущего фактического. В том 2023 году ключевая ставка первые полгода была 7,5%, затем за несколько решений поднялась до 15% (в среднем за год 9,5%), а в 2025 году ключевая была в первом полугодии 21%, летом 20-18% и, вероятно, осенью будет 16-15%, со средним значением 18,7% по году в целом.

За 2023 год расходы федерального бюджета по субсидированию ипотеки составили 114 млрд руб., ещё около 40-50 млрд руб. – на другие кредиты, а в 2025 году - 2 трлн руб. на ипотеку и масштаба 300 млрд руб. на субсидирование других приоритетных кредитов. Процентные расходы по государственному долгу в 2023 году планировались 1,5 трлн на тот год и 1,9 трлн на 2025 год, а теперь в текущем 2025 году уже 3,2 трлн руб. За январь-июль 2025 года дефицит федерального бюджета достиг 4,9 трлн руб. (год назад был 1,1 трлн руб.), и если убрать скачок субсидирования кредитов (+2,1 трлн руб.,) и процентов по госдолгу (+1,3 трлн руб.), то дефицит был бы 1,6 трлн руб. (упрощенно, поскольку пока много неясностей этого года).

27 августа 2025 года Президент В.В. Путин провел совещание с членами Правительства по национальным проектам, на котором поднял вопрос ключевой ставки. Первый вице-премьер Д.В. Мантуров отметил, что каждый пункт снижения ключевой ставки экономит бюджету порядка 200 млрд руб. (от себя добавим, что это только по субсидированию кредитов, а ещё проценты по госдолгу). Министр финансов А.Г. Силуанов акцентировал: «Мы сейчас очень плотно взаимодействуем с Центральным банком с точки зрения формирования бюджетной политики на следующие три года и денежно-кредитной политики, поскольку видим, что сбалансированный бюджет будет являться основанием для Центрального банка по смягчению денежно-кредитной политики».

Детализацию сути вынесенного в заголовок статьи предложения лучше начать с реакции Сбера на предыдущее снижение ключевой ставки, точнее с того, на что акцентировали внимание ведущие СМИ, которые, скорее всего, уточнили эту реакцию у самого банка. СМИ сообщили о снижении Сбером ставок по потребительским кредитам до минимальных 20,9%. Были также сообщения о снижении ставок по вкладам, рыночной ипотеке и потребительским кредитам на 2 процентных пункта. Почему-то в сообщениях ничего не было сказано о снижении ставок по кредитам условным Ростсельмашу, КамАЗу или АвтоВАЗу, где были сокращения смен и частичные отпуска. Ещё запоминается назойливая реклама Сбера по телеканалам про открытие молодым человеком шаурмы на колесах за счет кредита Сбера, как будто теперь для молодежи и экономики нашей страны именно это главное.

Помимо ключевой ставки, Банк России использует макропруденциальные лимиты по кредитам (МПЛ), показатель долговой нагрузки (ПДН) и надбавки за риск к капиталу банков. ПНД считается как отношение всех выплат по кредитам за месяц к среднемесячному доходу заемщика, считается критическим, если больше 80%. Надбавка за риск – это не налог и не взнос (как в систему страхования вкладов), а потенциальный источник списания банками невозвратных кредитов, который надо сформировать заранее. Очень упрощенно, это как страховка для автовладельцев, раскладывающая возмещение ущерба на всех, но по разным тарифам в зависимости от аккуратности вождения.

Если аргументация изменений ключевой ставки в СМИ и для населения уже привычна, то периодическим изменениям МПЛ уделяется мало общественного внимания. Быть может, из-за новизны этого инструмента, постепенно усиленного за последние два года (а в некоторой части – только с 1 июля этого года), однако становящегося важным дополнением и альтернативой изменению ключевой ставки.

Изменения МПЛ можно рассмотреть на примере решения от 31 июля 2025 года. Снижены надбавки по кредитам на приобретение строящегося жилья, снижены надбавки по необеспеченным потребительским кредитам на 0,5% с диапазоном процентных ставок ниже 40% годовых, также снижены надбавки по нецелевым кредитам под залог автомобилей. Не менялись надбавки по корпоративным кредитам крупным компаниям с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля введена национальная антициклическая надбавка 0,5%, обоснованная высокими темпами роста корпоративного кредитования.

Например, для ипотеки на новостройки с залогом прав участника долевого строительства надбавка за риск 1% применятся при первоначальном взносе самим заемщиком больше 50% стоимости недвижимости и платежам по кредиту 80% дохода, либо первоначальном взносе 15-20% и платежам по кредиту 60-70% дохода; а надбавка за риск 2,75% - при первоначальном взносе менее 10-15% и платежам по кредиту более 80% дохода. Ещё пример: по необеспеченным потребительским кредитам надбавка за риск 6% применяется при процентной ставке по кредиту 60% и более со всеми комиссиями и ухищрениями и ежемесячных выплатах по кредиту 80% и более от доходов заемщика; надбавка за риск 0,5-1,5% применяется при процентах по кредиту 20-25% и выплатах по кредитам от 30 до 70% от доходов.

Газета «Завтра» в августе 2023 года опубликовала заметку «Донастройка рисков и процентов по кредитам … как альтернативы повышению ключевой ставки». Предлагалось усилить минимальные тогда макропруденциальные надбавки к потребительским кредитам за риск с 0,89% до 3-5% [теперь это реализовано, но ограниченно], ужесточить условия потребительского кредитования для работников неприоритетных отраслей и теневой занятости. Также предлагался повышенный процент на строительство и приобретение торговой недвижимости и торгового бизнеса в городах и районах, где обеспеченность торговли на душу населения превышает среднероссийские, ужесточение условий кредитования на торговлю и предоплату импорта потребительских товаров среднего и высокого ценового диапазона. В конце заметки были ретроспективно перечислены 18 направлений регулирования Банком России деятельности коммерческих банков, по которым имеется нормативная база и правоприменение, и нужно лишь активизировать их использование.

Банк России за последние два года ввёл широкий спектр надбавок, но осторожно по наиболее типичным условиям кредитов и более жёстко – только на откровенно закредитованных заемщиков и более чем ростовщические проценты. Могут ли серьезно повлиять на крупнейшие банки надбавки в размере 0,5-1-1,5% по наиболее массовым кредитам, к тому же сниженные на полпроцента с 1 сентября? Введенная после долгих споров и отсрочек антициклическая надбавка 0,5% по корпоративным кредитам хороша хотя бы самим фактом начала её применения как некой альтернативы ключевой ставки, но она мала и никак не дифференцирована по отраслям в зависимости от их важности для развития экономики нашей страны. К тому же Банк России недавно противоречиво и ввел антициклическую надбавку, и снизил надбавку по потребительским кредитам.

Почему и Сбербанк, и Банк России вводят послабления с акцентом на потребительские кредиты и ипотеку? Почему ничего не слышно про кредитование промышленности и сельского хозяйства, технологического суверенитета, продовольственной безопасности (кроме действий Правительства по субсидированию)? Если на сайте Банка России ввести запрос «национальные проекты», то будет только два содержательных сообщения за восемь месяцев этого года: кредитование малого и среднего бизнеса и рефинансирование кредитов несырьевого неэнергетического экспорта.

Одним из частых объяснений текущего состояния нашей экономики был избыток спроса (рост доходов и кредитования населения) и недостаток предложения (отечественного производства и инвестиционного кредитования). Не секрет, что значительные объемы необеспеченного потребительского кредитования идут на покупки импортных потребительских товаров, а автокредитов – на импортные автомобили, теперь в основном китайские. Кажется, ипотека на новостройки должна содействовать росту нашей экономики, но в реальности получился рост стоимости новостроек, дефицита бюджета, зарплат мигрантов (с наложением на дефицит кадров), с несколькими десятками миллиардов долларов выплат в Среднюю Азию ежегодно.

Поэтому предлагается не улучшать условия потребительского кредитования, а даже немного ужесточить их, не снижать макропруденциальную надбавку и процентные ставки по таким кредитам, а увеличить их, с послаблениями в пользу отечественной промышленности, больше дифференцировать по цели кредита. Макропруденциальные лимиты банка России уже по применяемым факторам достаточно разнообразны, привычны банкам, даже с некоторыми заградительными значениями, и надо только немного расширить их факторы в части кредитования национальных целей развития.

Для понимания специфики кредитования обратимся к отчётности Сбера за I полугодие 2025 года. Объем кредитов физическим лицам за полугодие составил 18,1 трлн руб. и почти не изменился по сравнению с концом предыдущего года, включая ипотеку 11,4 трлн руб. (не раскрывается, сколько из неё по льготным и рыночным ставкам), потребительские и карточные кредиты 6,1 трлн руб., автокредиты 0,6 трлн руб. Кредиты юридическим лицам составили 27,9 трлн руб., включая коммерческие кредиты (в оборот) 15,6 трлн руб. (со снижением за полгода на 4,5%) и проектное финансирование (капвложения) 12,3 трлн руб. (с ростом на 8,3%). Интересно, что потребительские и карточные кредиты примерно равны по сумме половине проектного финансирования, а ещё неясный объем рыночной ипотеки и коммерческих кредитов в оборот неприоритетным заемщикам, которые могут быть сопоставимы с проектным. Хорошо, что проектное финансирование значимо, но в общем объеме кредитов оно занимает чуть больше четверти.

Сбер сформировал резервов под риски по кредитам дополнительно 335 млрд руб. за полугодие (вполне значимо), обесцененные кредиты оценены в 4,5% от общего объёма кредитования на 30 июня 2025 года, с ростом за полгода на 0,8% (чуть больше введенной антициклической надбавки 0,5%). Чистые процентные доходы составили 1674 млрд руб. за полгода с ростом на 18,5% в годовом выражении, чистая процентная маржа составила 6,1% и увеличилась на 0,2% за полгода. Операционные расходы Сбера составили 555 млрд руб. за полгода и выросли на 15,9% в годовом выражении, а чистая прибыль за полгода – 859 млрд руб. с ростом на 5,3%. Из представленных показателей Сбера очевидно, что его растущая маржа потянет и дополнительные макропруденциальные лимиты, и даже раскладку части субсидирования приоритетных кредитов на доходы от неприоритетных.

Предложение субсидирования приоритетных кредитов за счет неприоритетных особенно важно, поскольку крупнейшими после государства акционерами Сбера являются нерезиденты из недружественных стран, которые по итогам 2024 года получили 25% всех дивидендов или 197 млрд руб. (сообщал сам банк на Петербургском международном экономическом форуме). Сбер не раскрывает, сколько он получает от государства по субсидированию ипотеки, но эту величину можно предположить по соотношению 11,4 трлн руб. ипотеки Сбера и 20,4 трлн руб. ипотеки всех банков. Упрощенно получается, что у Сбера 55% всей ипотеки, то есть 1,1 трлн субсидирования из совокупных 2 трлн руб. по году, а за полугодие получается ровно треть от чистого процентного дохода и две трети от чистой прибыли.

Вообще на примере Сбера выпукло видна специфика оборота субсидируемой ипотеки, когда одной рукой бюджет выплачивает субсидии и другой рукой получает дивиденды, но при этом четверть этого оборота достается недружественным нерезидентам и ещё четверть – другим частным акционерам при государственной половине в капитале. Ещё более интересен тот факт, что субсидирование всех приоритетных кредитов промышленности и сельскому хозяйству по масштабу аналогично выплатам дивидендов Сбера недружественным нерезидентам.

Теперь взглянем на масштаб и структуру кредитования по банковской системе в целом. Это можно сделать на основе ежемесячных материалов Банка России «О развитии банковского сектора Российской Федерации». Там есть и укрупненный баланс банковской системы за несколько последних отчетных дат, и помесячная динамика основных видов кредитов за год. На 1 июля 2025 года кредиты нефинансовым организациям составили 73,6 трлн руб. и кредиты физическим лицам 36,9 трлн руб., включая ипотеку 20,4 трлн руб., потребительские кредиты 13,4 трлн руб. и автокредиты 2,7 трлн руб. Резервы на возможные потери составили 8,6 трлн руб. накопленным итогом или 6,7% объема выданных кредитов всех видов.

За последний год кредиты юрлицам выросли на 11,5%, а кредиты физлицам на 4%, а аналогичные приросты в июле 2024 года относительно июля 2023 года составили 21,7 и 25,6%. Важно обратить внимание именно на сравнение темпов прироста за последний год высокой ключевой ставки и за предпоследний год низкой ключевой. Это позволяет прогнозировать, как кредитование начнет расти при снижении ключевой ставки и фронтальном снижении ставок по всем кредитам. Скорее всего, будут в первую очередь расти именно неприоритетные потребительские и коммерческие кредиты, а не кредиты проектного финансирования и промышленности. Российская экономика может вновь столкнуться с кредитным бумом и перегревом кредитования, а «жертвы» года высочайшей ключевой ставки окажутся напрасными.

Отчасти сдерживать фронтальный рост кредитования будет введенная недавно антициклическая надбавка Банка России в размере 0,5% по всем кредитам. Однако на фоне общей маржи банков это смехотворно мало, особенно на фоне маржи по потребительским кредитам и снижению надбавки за риск именно по таким кредитам. Эту антициклическую надбавку можно было бы продолжить повышать одновременно с понижением ключевой ставки, хотя бы по полпроцента плюс к первой за процент минус ко второй.

У Банка России имеется богатейший опыт регулирования процентов по депозитам, с предельным значением таких процентов и дифференциацией взносов в систему страхования вкладов при завышении таких процентов. Также Банк России действенно регулирует раскрытие полной стоимости кредитов с учётом всех маркетинговых ухищрений и комиссий банков, недавно быстро устранив начавшееся буйство комиссий по льготной ипотеке. Почему бы не соединить оба этих типа регулирования в условном сборе с банков за неприоритетные кредиты, с допущением сверхприбылей по потребительским и коммерческим кредитам, но с использованием внушительной части этих сверхприбылей на субсидирование приоритетных кредитов?

Автор этих строк в апреле 2024 года опубликовал статью «Донастройка НДС и налога на прибыль банков» в научном журнале «Финансы и кредит». В той статье много цифр из отчетности крупнейших банков, анализ международного опыта, включая сверхналоги на банки западных стран, здесь же в силу краткости этой заметки представим лишь фрагменты аннотации. «Показан минимальный нетто-эффект для бюджета от банков при почти равной прибыли банков и дефицита бюджета за 2023 год из-за доходов банков по ОФЗ с их фондированием за счет размещений госсредств, субсидирования приоритетных кредитов и нулевого НДС. Предлагается отменить нулевой НДС по операциям банков с физлицами, исходя из сверхприбылей и высоких зарплат банков, цифровизации налогового контроля. Налог на прибыль банков предлагается минимум 1% рисковых активов, поскольку банки сильно различаются по эффективной ставке налога, расходам на свою деятельность и процентной марже. Предлагается использовать средства налога на сверхприбыль на субсидирование процентных ставок приоритетных кредитов. Фискальный эффект предложений статьи оценочно составит 0,8 трлн руб. в реалиях 2023 года».

В апреле 2022 года в заметке «Ключ на 17: что дальше» подзаголовком было «Экономические предпосылки снижения ключевой ставки очевидны», и один из разделов статьи был озаглавлен «Субсидирование приоритетных кредитов за счет сверхприбылей банков на кредиты на импорт». Поясним, что под кредитами на импорт тогда подразумевались потребительские кредиты и коммерческие кредиты торговле в условиях господства импортных потребительских товаров длительного пользования. «На ненужные кредиты следует установить процентную надбавку в размере 8—10%, фактически удержав банки от снижения ставок по таким кредитам. Аналогом является регулирование Банком России предельных ставок по вкладам и дифференциация взносов в систему страхования вкладов, только с большей амплитудой ставок. Суммы процентных надбавок каждый банк мог бы использовать на субсидирование льготных кредитов своим же заёмщикам, либо перечислять в специальный фонд субсидирования».

В мае 2022 года была заметка «Координация правительством крупных кредитов на импортозамещение и машиностроение». «Представители государства занимают основные позиции в советах директоров [крупнейших банков], которые утверждают кредитную политику и бизнес-планы банков, а также каждый крупный кредит. Не надо специальных законов для уточнения полномочий этих советов сообразно новым приоритетам государственной политики – достаточно правительственных директив.

Кажется, что в России есть значительное количество частных банков .., и здесь существующих полномочий Банка России достаточно. Банк России утверждает положения по кредитам и рискам, имеет своих кураторов в каждом крупном банке. Кураторы получают все документы, подготовленные для правлений и советов директоров частных банков, для предварительного контроля. Банк России обобщает огромные объёмы информации по каждому крупному кредиту в неком подобии бюро кредитных историй».

Теперь эти предложения трехгодичной давности стали ещё более актуальным.

Автор - доктор экономических наук

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

1.0x