Талибан заинтересован в установлении мира и переговорах с афганскими властями, если афганские власти по-настоящему ищут пути к миру и предпринимают реальные шаги для его восстановления. Об этом в эксклюзивном интервью "Завтра" заявил член Высшего совета мира (ВСМ) Афганистана Маулави Каламуддин. В эпоху правления талибов он возглавлял религиозную (шариатскую) полицию Афганистана, занимал пост министра благочестия в правительстве Талибана, являлся председателем Олимпийского комитета талибов. Сегодня Маулави Каламуддин играет важную роль в проведении переговоров между американскими представителями, официальным Кабулом и политическом руководством движения Талибан.
Маулави КАЛАМУДДИН. Мир — это то, в чем нуждаются сегодня все: я, вы, Талибан, афганские власти и руководитель Исламского Эмирата Афганистан мулла Омар Моджахед. Никто не против мира, все за мир. Если мировое сообщество и США желают мира в Афганистане, то мир наступит завтра.
"Завтра". Вы сомневаетесь в искренности стремления Соединенных Штатов к миру в Афганистане?
М.К. На самом деле, у американцев есть выгода от нестабильной обстановки в Афганистане. Они не предпринимают реальные шаги и меры к установлению мира, и не оказывают честную помощь афганским властям.
"Завтра" Какую роль в процессе мирного урегулирования играет Высший совет мира, членом которого вы являетесь?
М.К. Высший совет мира — единственный орган, который предпринимает сегодня реальные шаги и работает на восстановление мира в Афганистане. Я считаю, что ВСМ — это единственная надежда афганцев на мир. Совет до сих пор много сделал для освобождения талибов из тюрем, для того, чтобы они присоединились к мирному процессу.
"Завтра" Если Талибан придет к власти после 2014 года — например, через создание новой политической партии при участии нынешних афганских властей, — то с какими законами Афганистана талибы будут согласны, а с какими нет?
М.К. Нынешнее афганское государство нарушает те законы, которые в нем существуют. Если власти сами не соблюдают Конституцию и законы страны, то как могут другие соблюдать их? Сегодня в Афганистане много несправедливости. Они (представители власти) нарушают Конституцию и другие законы, которые сами же принимали. Если талибы придут к власти, то у них будет действовать только закон шариата.
"Завтра". Насколько значима роль России в установлении мира в Афганистане?
М.К. Если у России появится желание, она может играть важную роль в восстановлении мира в Афганистане. Но, к сожалению, Россия ничего не делает в этом направлении, не участвует в этом процессе. Мы не знаем, почему. Хочу добавить, что все нынешние беды и проблемы в нашей стране возникли из-за вмешательства Советского Союза в Афганистан.
"Завтра". Какими вы видите отношения России и Афганистана после 2014 года?
М.К. На мой взгляд, Россия ждет подходящий момент для начала работы в Афганистане. Видимо, пока для Москвы такой момент не наступил. Все мировое сообщество работает для своей выгоды. И Россия — не исключение. Я думаю, что после 2014 года отношения между нашими странами улучшатся и сыграют полезную роль для установления мира и стабильности в Афганистане.
"Завтра". Некоторые эксперты в Москве прогнозируют ухудшение обстановки в Афганистане после 2014 года, что, по их мнению, скажется и на ситуации в Центральной Азии. Что вы думаете по этому поводу?
М.К. Если мировое сообщество не будет оказывать реальную помощь процессу установления мира в афганском государстве, то реальная обстановка в Афганистане ухудшится, и мы будем свидетелями ухудшения ситуации не только в Афганистане, но и в регионе в целом.
На протяжении 11 лет было оказано очень много финансовой помощи Афганистану. К сожалению, для установления мира и реального переговорного процесса с движением Талибан, шагов не предпринято. Если эта политика, которая проводится сегодня мировым сообществом, продолжится и после 2014 года, то можно ожидать дестабилизации обстановки и в России, и в других государствах региона.
"Завтра". В Катаре фактически открылось официальное представительство движения Талибан. Ожидается появление представительств талибов в других странах, в частности, в Турции. Не кажется ли вам, что открытие таких представительств является подготовкой общественного мнения к международному признанию Талибана? Возможно ли, на ваш взгляд, открытие представительства Талибана в России?
М.К. Дорогие мои братья, в конце концов, должен наступить мир в Афганистане. Если мы будем только сидеть, сложа руки, и мечтать, мир сам собой не придет, и мы не станем свидетелями наступления стабильности на афганской земле. Для установления мира в Афганистане нужно использовать все возможности и любые пути. Ведь в результате войны в Афганистане страдают мирные, бедные, простые люди, которые погибают практически каждый день. Мир нужен, в первую очередь, для этих простых людей.
"Завтра". Что, на ваш взгляд, нужно сделать, для успеха национального примирения в Афганистане?
М.К. Я в начале нашей беседы уже сказал вам, что если американцы и Пакистан захотят мира в Афганистане, то мы очень быстро увидим его. Если по-настоящему будет поддерживаться деятельность Высшего совета мира, двери для мира в Афганистане будут открыты, открыты для переговоров. И тогда появится реальная возможность для афганского народа жить в мире и согласии.