С XVI по первую половину ХХ века Европа определяла судьбы мира. Мир был европоцентричен, а значительная часть Земного шара превратилась в колонию европейских держав.
Однако Первая мировая война - война за то, кто именно из европейских государств будет получать львиную долю прибыли от колониального ограбления остального человечества, - стала стратегическим поражением континентальной Европы. Война подрубила корень европейской цивилизации.
Германия и Италия лежали в политических и экономических руинах, Франция надорвалась. Остальная мелкота не в счёт. Даже для Британской империи победа в войне оказалась пирровой.
Никаких шансов самостоятельно подняться после катастрофы Первой мировой войны у континентальной Европы не было.
Спасение пришло, откуда не ждали. Россия преобразилась в Советский Союз, и Британская империя и Соединенные Штаты Америки реанимировали континентальную Европу (в первую очередь в лице поверженной Германии) ради того, чтобы её руками уничтожить «страну проклятых большевиков» и окончательно решить русский вопрос. Никто кроме Германии и её европейских сателлитов справиться с этой жизненно важной для Запада в целом миссией даже чисто теоретически не мог.
При этом реаниматоры отводили континентальной Европе исключительно роль пушечного мяса. Ни Британия, ни Штаты, в случае успеха их сценариев новой большой войны, не собирались допускать «мавров, сделавших свое дело», за пиршественный стол победителей.
Хорошо известно, что Рузвельт одной из целей Второй мировой войны для Америки считал «раскулачивание» уже бывших великих европейских держав и одной ещё остававшейся великой державы (Британии) - лишение их колоний.
Естественно, не ради свободы угнетенных народов, а ради того, чтобы доходы от их ограбления (уже не колониального, а неоколониального) шли в США.
Для Европы Вторая мировая война закончилась ещё большей, чем Первая мировая война, геополитической катастрофой, включая на этот раз и Британию, проходящую по разряду держав-победителей.
Бывший центр мира оказался лежащим во прахе. И теперь, казалось, уж точно не имел никаких шансов ожить.
Однако спасение пришло опять, откуда не ждали.
По итогам войны СССР не только не был уничтожен, но и не истёк кровью, сокрушая континентальную Европу во главе с Германией.
По итогам войны в мире остался не один, а два центра силы, две сверхдержавы - США и СССР.
В развернувшемся уже после смерти Рузвельта американо-советском противостоянии, получившем название Холодная война, Америке пришлось пересмотреть свои планы на бывшие великие европейские колониальные державы.
Европа после Второй мировой войны понадобилась Соединённым Штатам уже не для похода на Восток, как в прошлом Германия (силенок у Европы для уничтожения СССР явно было недостаточно). Европа в новых условиях понадобилась Америке для противостояния СССР. Без сильной и процветающей Европы США не смогли бы выстоять в противоборстве с Советским Союзом.
Поэтому американцы были вынуждены не просто реанимировать Европу, они были вынуждены подключить этот почти труп к аппаратуре искусственного жизнеобеспечения:
- огромные инвестиции («План Маршала»)
- открытие своего самого платежеспособного и огромного рынка для европейских товаров (практически без пошлин с одновременным правом облагать американские товары пошлинами в Европе)
- взяли на себя львиную долю военных расходов (это, конечно, не только для реанимации Европы, но и для того, чтобы когда она оживет не смогла стать угрозой Штатам – какого хищника реанимируют американцы прекрасно знали)
- позволили европейцам сохранить часть колоний, которым не смог помочь освободиться СССР, для поддержания европейских штанов и престижа (включая возвращенную Дании Гренландию).
Процветание Европы в 60-е – 80-е гг. – это, несомненно, и заслуга европейских политиков, промышленников, учёных, инженеров и рабочих. Только никакие их таланты и никакое трудолюбие ничего бы не смогли сделать, если бы американцы Европу не подключили к аппаратуре искусственного жизнеобеспечения, исключительно ради противостояния с Советским Союзом.
Крах СССР в ожившие и вставшие на ноги бывшие великие европейские державы влил новые силы:
- они получили огромный рынок Восточной Европы, а следом и всего постсоветского пространства
- в европейскую экономику только с территории одной Российской Федерации было выведено и вложено в её структуры свыше триллиона долларов.
Главное, крах СССР и полученные в результате ресурсы создали политические условия и позволили оплатить объединение Европы. Евросоюз с полным правом можно считать продуктом распада Советского Союза.
США в эйфории от того, что наступил мир по-американски, что они стали практически властелином нового однополярного во главе с ними мира («конец истории») на объединяющихся и стремительно усиливающихся европейцев первоначально не обратили внимания.
Как результат, искусственно оживлённая и накачанная ресурсами Европа «превратилась в цветущий сад», стала третьей, а по некоторым показателям и второй экономикой мира.
Размер ВВП в номинале в 2016 г. (данные МВФ):
• ЕС: $16.4 трлн долларов
• США: $18.8 трлн долларов
Да, Европа, рванув экономически, оставалась и остаётся в военном и политическом отношении карликом. Но всем было ясно, что вопрос дополнения колоссальной экономической мощи ЕС мощью военной и политической – лишь вопрос времени.
Можно сколько угодно спорить по поводу Китая – есть у него претензии на мировое господство или нет.
По поводу ЕС такой спор не имеет смысла. Именно Европа в течение нескольких веков была мировым гегемоном и пыталась превратить весь мир в свою колонию.
Показательно и то, что в 10-е гг. объединенная Европа начинает позиционировать себя как центр либеральной глобализации, подавать Евросоюз как прообраз Нового дивного мира. Не следует забывать и то, как после первого прихода к власти в Америке Трампа фрау Меркель попыталась символически принять у Обамы пошатнувшийся флаг либеральной глобализации и объявить Евросоюз лидером грядущего мироустройства.
Европа «задрав штаны» бросилась в гибридную войну Соединенных Штатов против России вовсе не по принуждению или глупости. В неминуемом стратегическом поражении России европейцы не сомневались (Путин на неправильной стороне истории, как говорила Меркель). В обозе Америки Европа собиралась влить в свои жилы новую донорскую кровь, взять под свой контроль российские ресурсы.
Европейская экономика, дополненная колоссальными российскими ресурсами, неизбежно выводила Европу на вершину пищевой цепочки, позволяла вновь вернуться на то место в мире, которое было утеряно по результатам двух мировых войн.
Причем опять искусственно, за чужой счёт и руками Америки – всем очевидно, что самостоятельно нанести стратегическое поражение России Европа не могла и мечтать.
Нужен был Америке, перехватившей у Европы в напряженной борьбе пальму первенства по итогам Второй мировой войны, в дополнение к Китаю еще и такой конкурент – ответ очевиден.
Лучшим доказательством того, что США не собираются позволять европейцам стать «новым центром силы» является статистика:
Размер ВВП в номинале в 2024 году (данные МВФ):
• ЕС: $19.4 трлн долларов
• США: $29.2 трлн долларов
Появившийся разрыв в экономической мощи США и ЕС всего за 8 лет впечатляет.
Случайность? Следствие резкого экономического усиления США?
Нет.
Результат целенаправленной работы американского руководства.
Душить экономически ЕС начал ещё Трамп в первый срок (хотя удары по экономической базе Евросоюза начинались уже при Обаме).
Пришедший к власти в результате государственного переворота Байден продолжил это дело с куда большим, чем у Трампа размахом.
Теперь вновь вернувшийся во власть Трамп уже и не скрывает своего намерения разобраться с Евросоюзом.
Полный двухпартийный консенсус.
В новой Стратегии национальной безопасности Трампа ЕС объявлен врагом европейских ценностей, оплотом подлежащего уничтожению глобализма. Летом 2025 г. Трамп ликвидировал все тарифные преференции Евросоюзу и добился почти беспошлинного ввоза на его территорию американских товаров. Фактически он обложил Европу ежегодной данью в несколько сот миллиардов долларов. Перевёл европейцев из разряда союзников в разряд вассалов-данников.
Требование к Дании отдать Штатам Гренландию – ещё одно доказательство того, что Трамп «стряхнул пыль» с планов Рузвельта по «раскулачиванию» бывших великих европейских держав, вознамерившихся снова ими стать.
Причина не в дурном характере Трампа или его причудах. Она объективна.
Мир изменился.
Америку надо, как провозгласил Трамп, снова делать великой. Иначе она уже не сможет удержаться на вершине пищевой цепочки и собирать ренту гегемона со всего мира.
Естественно, делать это Трамп собирается за счёт всего остального мира, включая и Европу.
Российская Федерация по мощи — это не Советский Союз. Поэтому никакой жизненной необходимости в сильной и процветающей Европе для противостояния с Россией, как это было во времена СССР, у Америки сейчас нет. А вот ресурсов, столь необходимых для величия Америки, в Европе более чем предостаточно.
В качестве союзника в противостоянии СССР она больше не нужна, а вот в качестве пищи – ещё как сгодится.
Гренландия не первый шаг Трампа в этом направлении, но явно и не последний.
Были бы лидеры Европы поразумней им бы впору было криком кричать – «Верните СССР».
Только криком горю не поможешь.
Европе, в своей внешней политике всегда руководствовавшейся принципом «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», предстоит его познать на собственной шкуре.
P.S. Говоря о том, что Штаты отключают Европу от аппаратуры искусственного жизнеобеспечения (сдают в утиль), в условиях, когда Европе не удалось нанести России стратегическое поражение и заполучить её ресурсы (руками всё тех же Штатов), не стоит слишком радоваться – загнанная в угол крыса всегда очень опасна.




